РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 августа 2010 года.
Судья Железнодорожного районного суда г. Рязани Никифорова Т.И.,
при секретаре Матвеевой Ю.В.,
с участием представителя истца Сафоновой Н.Н.,
представителя ответчика Министерства социальной защиты населения Рязанской области - Калининой О.П., представителя Министерства финансов РФ - Кондратьева И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда дело по иску Кузнецовой Н.И. к Министерству социальной защиты населения Рязанской области о признании права на предоставление мер социальной поддержки,
УСТАНОВИЛ:
Кузнецова Н.И. обратилась с иском к Министерству социальной защиты населения Рязанской области о признании права на предоставление мер социальной поддержки. Свои требования с учетом уточнений мотивировала тем, что, как участник Великой Отечественной войны и инвалид первой группы, имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 14 Федерального Закона «О ветеранах», в том числе на меру социальной поддержки по обеспечению жильем за счет федерального бюджета. Она 16.03.2010 обратилась в Министерство социальной защиты населения Рязанской области с заявлением и пакетом необходимых документов по вопросу предоставления ей меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем. Ответчик 16.04.2010 отказал ей в предоставлении указанной меры социальной поддержки. Отказ был мотивирован тем, что истица намеренно ухудшила свои жилищные условия. Считает данный отказ неправомерным, с учетом уточнений исковых требований просит признать отказ Министерства социальной защиты населения Рязанской области в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем незаконным и обязать ответчика предоставить истице меру социальной поддержки по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель Министерства социальной защиты населения Рязанской области исковые требования не признала.
Представитель третьего лица Министерства финансов РФ - Кондратьев И.А. - с исковыми требованиями не согласен.
Представитель третьего лица - Министерства регионального развития РФ - в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Причина неявки не известна.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 21.12.2009 N 327-ФЗ) инвалидам Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 (в ред. от 09.01.2010) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» постановлено: в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах».
В силу пункта 1, пункта 2 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» установлено, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, по обеспечению жильем определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 кв. м и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, категорий граждан, в том числе, инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
Постановлением Правительства РФ от 15.10.2005 N 614 утверждены Правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Распоряжением Правительства Рязанской области от 23.12.2005 N 464-р (ред. от 23.03.2009), в целях реализации вышеуказанного постановления Правительства РФ, Министерство социальной защиты населения Рязанской области определено уполномоченным органом по использованию средств федерального бюджета, направленных на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Законом Рязанской области от 02.03.2010 N 12-ОЗ «Об обеспечении жильем граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», в Рязанской области» утвержден Порядок обеспечения жильем граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах».
Согласно статье 2 названного Закона формой предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, указанных в подпунктах 2,3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах», является предоставление им жилых помещений в собственность.
В силу подпункта 1 пункта 1 названного Порядка, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Учет заявлений граждан о предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется Министерством социальной защиты населения Рязанской области путем формирования сводного списка граждан исходя из даты и времени обращения (пункт 8 Порядка). Министерство рассматривает полный комплект документов, представленный гражданином, и направляет ему уведомление о предоставлении либо об отказе в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем (пункт 10 Порядка).
Судом установлено, что Кузнецова Н.И. является участником Великой Отечественной войны, инвалидом первой группы и имеет права и льготы, установленные статьей 14 Федерального закона «О ветеранах», что не оспорено ответчиком, подтверждается бессрочным удостоверением серия [Номер обезличен], выданным [Дата обезличена] [...] горвоенкоматом Московской области, вкладышем к указанному удостоверению, справкой серии [Номер обезличен] от [Дата обезличена].
16.03.2010 истица обратилась с заявлением к Министру социальной защиты населения Рязанской области о предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильём в порядке, определенном Законом Рязанской области «Об обеспечении жильем граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», в Рязанской области».
Сообщением [Номер обезличен] от [Дата обезличена] года Министерством социальной защиты населения Рязанской области истице было отказано в предоставлении указанной меры социальной поддержки. Отказ мотивирован тем, что не истек срок с момента совершения ею действий, приведших к намеренному ухудшению жилищных условий.
С 05.08.2004 до 14.04.2006 истица проживала и была зарегистрирована в г. Орехово-Зуево Московской области по адресу: ул. [...], д. [Номер обезличен]. Указанный дом принадлежал на праве собственности сестре истицы ФИО1., Данные обстоятельства подтверждаются справкой о регистрации по месту жительства от [Дата обезличена], выданной МУП «[...]» г. Орехово-Зуево, архивной выпиской из домовой книги. После смерти 18.11.2008 ФИО1 (свидетельство о смерти [Номер обезличен], выдано [Дата обезличена]) собственником указанного дома стал ФИО2 (свидетельство о государственной регистрации права № [Номер обезличен] [Дата обезличена]).
С 14.04.2006, то есть еще до смерти сестры, истица стала постоянно проживать в г. Рязани в квартире [Номер обезличен] дома [Номер обезличен] корпус [Номер обезличен] по ул. [...]. Собственником указанной квартиры является ФИО11. Данное обстоятельство подтверждается справкой МП г. Рязани «Кустовой вычислительный центр» от [Дата обезличена], в которой отмечено, что общая площадь квартиры [...] кв. м, жилая - [...], что Кузнецова Н.И. не является родственницей собственника квартиры. В справке указано, что помимо ФИО11 и Кузнецовой Н.И. в квартире зарегистрированы ФИО4 - дочь собственника квартиры, ФИО10 - мать собственника.
Из объяснений представителя истца следует, что истица вселилась и проживала совместно с сестрой в г. Орехово-Зуево временно, чтобы родственникам было удобнее осуществлять уход, как за ней, так и за ФИО1.. При этом Кузнецова Н.И. не вела общего хозяйства с сестрой, они не проживали одной семьей. В дальнейшем переезд в г. Рязань был обусловлен ухудшением состояния здоровья истицы, возникшей необходимостью постоянного ухода за ней, который осуществляла ее крестница ФИО12. Поскольку ФИО12 проживает в квартире, принадлежащей ФИО11, истица также была вселена в указанную квартиру с согласия собственника. При этом истица не являлась и не является членом семьи ФИО11, не вела с ней общего хозяйства, не имела общего бюджета.
Данные обстоятельства подтверждаются
показаниями свидетеля ФИО2 пояснившего, что он осуществлял уход за ФИО1., а ФИО12 - за Кузнецовой Н.И.. Поскольку ФИО2 проживал в г. Москве, а ФИО12 - в г. Рязани, в то время как Кузнецова Н.И. и ФИО1 - в г. Орехово-Зуево, им для осуществления ухода за престарелыми больными родственницами было удобнее, чтобы они проживали в одно жилом помещении. Поэтому Кузнецова Н.И. переехала в дом ФИО1 При этом сестры не жили одной семьей, не вели общего хозяйства. После того, как состояние истицы резко ухудшилось, ФИО12 какое-то время ухаживала за истицей в г. Орехово-Зуево, а потом перевезла в [...];
аналогичными показаниями свидетеля ФИО12., пояснившей, кроме того, что после переезда в г. Рязань она и истица не вели и не ведут общего хозяйства с собственником квартиры ФИО11. В квартире ФИО11 фактически проживает две семьи - семья собственника и свидетель с истицей;
свидетели ФИО11 и ФИО13 также пояснили, что истица никогда не являлась членом семьи ФИО11. Собственник квартиры не ведет общего хозяйства с истицей и ФИО12., не имеет с ними общего бюджета.
Свидетели были предупреждены об уголовной ответственности. Их показания стабильны, последовательны, не опровергнуты другими доказательствами, поэтому принимаются судом. Заявление собственника жилого помещения, в котором он просит вселить истицу в его квартиру как члена семьи, не может служить доказательством того, что после вселения истица сохранила права члена семьи собственника, поскольку фактически Кузнецова Н.И. не вела общего хозяйства с собственником квартиры, не имела с собственником общего бюджета.
Таким образом, истица не является членом семьи собственника жилого помещения, следовательно, нуждается в улучшении жилищных условий. Доводы ответчика об отсутствии нуждаемости истицы в улучшении жилищных условиях опровергнуты в судебном заседании. Более того, отказывая истице в предоставлении меры социальной поддержки, ответчик не указывал данное основание.
Доводы ответчика о намеренном ухудшении истицей жилищных условий также не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
Действительно, пункт 3 Порядка обеспечения жильем граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» содержит ограничения для граждан, которые с намерением приобретения права признания их нуждающимися в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Указанные граждане признаются нуждающимися в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Истица в силу преклонного возраста (родилась в 1921 г.), состояния здоровья (является инвалидом первой группы, страдает рядом тяжелых заболеваний, в том числе болезнью Паркинсона IY степени тяжести, дисциркуляторной энцефалопатии III степени тяжести, что подтверждается справкой МУЗ «Поликлиника завода «Красное Знамя» от [Дата обезличена] [Номер обезличен]) нуждается в уходе, переехала в г. Рязань, чтобы этот уход был ей обеспечен. До переезда в г. Рязань, истица также не являлась членом семьи собственника домовладения, в котором проживала. При таких обстоятельствах оснований полагать, что Кузнецова намеренно совершила действия с целью приобретения права признания нуждающейся в жилых помещениях, не имеется. Каких-либо доказательств намеренного ухудшения истицей жилищных условий ответчик суду не представил.
Более того, до принятия Федерального закона от 21.12.2009 N 327-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах»» мера социальной поддержки в виде обеспечения жильем предоставлялась только лицам, вставшим на учете до 1 марта 2005 года. Поэтому какие-либо действия совершенные гражданами до того как Закон предоставил им право на получение указанной меры социальной поддержки, не могут свидетельствовать о намеренном ухудшении ими жилищных условий.
Истица не состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., переехала в г. Рязань в 2006 г. Поэтому оснований предполагать, что она указанный переезд совершила с целью возникновения у нее права, предоставленного ей в декабре 2009 г., не имеется.
Таким образом, истица, являясь участником Великой Отечественной войны, инвалидом первой группы и обладая правами и льготами, установленными статьей 14 Федерального закона «О ветеранах», нуждающаяся в улучшении жилищных условий, имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Ранее истица не использовала данное право. Намеренных действий с целью признания нуждающейся в жилых помещениях, Кузнецова Н.И. не совершала.
Суд приходит к выводу, что ответчик необоснованно отказал истице в предоставлении мер социальной поддержки, установленных подпунктом подпункта 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах». За истицей должно быть признано право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии со статьей 14 Федерального Закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным отказ Министерства социальной защиты населения Рязанской области в предоставлении Кузнецовой Н.И. меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета жильем.
Признать за Кузнецовой Н.И. право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии со статьей 14 Федерального Закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда в течение 10 дней с момента его окончательного изготовления.
Судья