Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
[Дата обезличена] года.
[...] суда [...] ФИО0,
при секретаре ФИО1,
с участием представителя истца ФИО2,
представителя ответчика Министерства социальной защиты населения [...] - ФИО3,
представителя Министерства финансов РФ - ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда дело по иску ФИО5 к Министерству социальной защиты населения [...] о признании отказа незаконным и предоставлении мер социальной поддержки,
УСТАНОВИЛА:
ФИО5 обратился в суд с иском к Министерству социальной защиты населения [...] о признании отказа незаконным и предоставлении мер социальной поддержки.
Свои требования мотивировал тем, что является участником Великой Отечественной войны и нуждающимся в улучшении жилищных условий. В связи с чем, он имеет право на предоставление мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 15 ФЗ «О ветеранах».
До 2006 г. он проживал в принадлежащем ему жилом доме, расположенном в [...] района [...], общей площадью 55 кв.м, который [Дата обезличена] г. он продал. С 2006 г. проживает в квартире по адресу: [...], [...] [...] корп. 1, [...], общей площадью 30.2 кв.м. Квартира зарегистрирована по праву собственности за его дочерью ФИО6 В квартире зарегистрированы и постоянно проживают два человека: он, истец, и его супруга.
[Дата обезличена] [...] социальной защиты населения [...] отказало ему в предоставлении мер социальной поддержки. Отказ обоснован тем, что в соответствии в пунктом 3 Порядка обеспечения жильем граждан, указанных в ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах», утвержденного [...] от [Дата обезличена] г. [Номер обезличен], граждане, которые с намерением приобретения права признания их нуждающимися в жилых помещениях, совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, признаются нуждающимися не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных действий.
Считает указанный отказ ответчика незаконным, поскольку продажа дома и переезд в [...] являлись вынужденными, вызваны необходимостью ухода за ним и его супругой.
Просит признать отказ незаконным и обязать Министерство социальной защиты населения [...] предоставить ему меры социальной поддержки по обеспечению жильем.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство регионального развития РФ и Министерство финансов РФ.
В судебное заседание истец не явился, извещен надлежащим образом, его представитель по доверенности ФИО2 исковые требования поддержал. Указал, что с [Дата обезличена] г. дочь истца ФИО6 вселилась в квартиру [Номер обезличен] дома [Номер обезличен] корп. [Номер обезличен] по [...] [...], зарегистрирована в квартире и постоянно проживает.
Доля жилой площади, приходящейся на каждого проживающего в указанном жилом помещении, составляет 10,06 кв.м, т.е. истец, безусловно, является нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеет право на меры социальной поддержки.
Представитель ответчика - Министерства социальной защиты населения [...] - ФИО3 исковые требования не признала, указав, что органы социальной защиты не оспаривают факт того, что истец является участником Великой Отечественной войны, и силу закона имеет право на ряд льгот, в том числе, на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета.
ФИО5, имея в собственности дом в [...], не имел право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем. Продав в 2009 г. дом, он совершил действия, в результате которых ФИО5 может быть признан нуждающимся в жилых помещениях. Вместе с тем, на основании п. 3 Порядка обеспечения жильем граждан, указанных в подп. 2 п. 3 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах», утвержденным [...] от [Дата обезличена] г. [Номер обезличен]ОЗ «Об обеспечении жильем граждан, имеющих право на меры социальной поддержки…» ФИО5 может быть признан нуждающимся в жилом помещении не ранее чем через пять лет со дня продажи дома.
В настоящее время органы социальной защиты признают, что истец проживает в жилом помещении, где на каждого проживающего приходится доля жилой площади, менее учетной нормы, равной 12 кв. м. Однако, в связи с тем, что установленный законом пятилетний срок не истек, он не может быть признан нуждающимся в жилье.
Представитель третьего лица - Министерства финансов РФ - ФИО4 просит в удовлетворении исковых требований отказать, надлежащим ответчиком по делу считает Министерство социальной защиты населения [...].
Представитель третьего лица Министерство регионального развития РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в деле имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. В представленном отзыве просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав стороны, проверив материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что ФИО5 является участником Великой Отечественной войны.
[Дата обезличена] г. ФИО5 продал принадлежащие ему на праве собственности земельный участок и жилой дом общей площадью 55,4 кв.м., расположенные по адресу: [...], [...], [...], [...], [...].
Указанные обстоятельства подтверждаются: свидетельством о государственной регистрации права сер. 55 АА [Номер обезличен] от [Дата обезличена] г., выданным Учреждением юстиции [...] по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; кадастровым паспортом от [Дата обезличена] г.; договором купли-продажи земельного участка и жилого дома от [Дата обезличена] г.
С [Дата обезличена] г. истец и его супруга ФИО7, зарегистрированы и проживают в квартире по адресу: [...], [...], [...], корп. 1, [...], с [Дата обезличена] г. в квартире зарегистрирована и проживает собственник жилого помещения - дочь истца ФИО6 [...] квартиры - 30.2 кв.м.
Объекты недвижимости за ФИО5 и его супругой не зарегистрированы.
Указанные обстоятельства не оспариваются ответчиком и подтверждаются:
- свидетельством о государственной регистрации права сер 62 МГ [Номер обезличен], выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по [...] [Дата обезличена] г. о праве собственности ФИО6 на указанную квартиру,
- вступившим в законную силу решением [...] суда [...] от [Дата обезличена] г о передаче указанной квартиры в собственность ФИО6 в порядке раздела имущества между супругами;
- справкой МП [...] «Кустовой вычислительный центр» от [Дата обезличена] г. о составе зарегистрированных и проживающих в данной квартире;
- уведомлениями от [Дата обезличена] г. об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о регистрации прав на недвижимость за истцом и его супругой;
- справкой, выданной Рязанским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» [Дата обезличена] г., об отсутствии зарегистрированной недвижимости за истцом и его супругой.
Министерство социальной защиты населения [...] сообщением от [Дата обезличена] г. [Номер обезличен], отказало ФИО5 в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем, на том основании, что он может быть признан нуждающимся в жилом помещении, не ранее чем через пять лет со дня продажи им жилого дома в [...].
Оценивая доводы сторон и представленные ими доказательства, суд приходит к выводу о незаконности отказа МСЗН по [...] в предоставлении ФИО5 мер социальной поддержки по обеспечению жильем, установленных подп. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от [Дата обезличена] г. N 5-ФЗ «О ветеранах».
Указом Президента РФ от [Дата обезличена] N 714 (в ред. от [Дата обезличена]) "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено: в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от [Дата обезличена] г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Подпунктом 3 п. 1 ст. 15 ФЗ от [Дата обезличена] г. N 5-ФЗ «О ветеранах» установлено, что участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляются меры социальной поддержки, в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.1 настоящего Федерального закона. ФИО8 войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
В силу п. 1., п. 2 ст. 23.2. ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 15 настоящего Федерального закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 ФЗ «О ветеранах» установлено, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, по обеспечению жильем определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 кв. м и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным ФИО9, категорий граждан, в том числе, инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
Постановлением ФИО9от [Дата обезличена] года N 614 утверждены Правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
ФИО10 области от [Дата обезличена] N 464-р (ред. от [Дата обезличена]), в целях реализации вышеуказанного постановления ФИО9, Министерство социальной защиты населения [...] определено уполномоченным органом по использованию средств федерального бюджета, направленных на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
[...] от [Дата обезличена] г. N 12-ОЗ «Об обеспечении жильем граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», в [...]» утвержден Порядок обеспечения жильем граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах».
Согласно ст. 2 названного Закона формой предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, указанных в подпунктах 2,3 пункта 3 ст. 23.2. ФЗ «О ветеранах», является предоставление им жилых помещений в собственность.
Согласно подп. 2 п. 1 названного Порядка, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Учет заявлений граждан о предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется Министерством социальной защиты населения [...] путем формирования сводного списка граждан исходя из даты и времени обращения (пункт 8 Порядка). Министерство рассматривает полный комплект документов, представленный гражданином, и направляет ему уведомление о предоставлении либо об отказе в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем (пункт 10 Порядка).
Решением Рязанского городского Совета от [Дата обезличена] г. N 357-III
«Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади
жилого помещения по договору социального найма в городе Рязани» установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 кв. м общей площади на одного человека.
При этом, в силу п.4 ст.50 ЖК РФ под учетной нормой понимается минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Бесспорно установлено, что истец обращался с заявлением и полным пакетом документов в МСЗН [...].
Истец проживает в квартире общей площадью 30.2 кв.м., помимо него в квартире зарегистрированы 2 человека, что составляет на одного человека менее установленной учетной нормы (30,2/3 = 10,06). Таким образом, с учетом указанных обстоятельств и доказательств, подтверждающих данные обстоятельства, истец является нуждающимся в улучшении жилищных условий
Доводы представителя ответчика о совершении истцом сделки продажи жилого дома с намерением приобрести право быть признанным нуждающимся в жилом помещении, не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
Действительно, пункт 3 Порядка обеспечения жильем граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» содержит ограничения для граждан, которые с намерением приобретения права признания их нуждающимися в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Указанные граждане признаются нуждающимися в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Истец в силу преклонного возраста (родился в 1926 г.), состояния здоровья нуждается в уходе, переехал в [...], чтобы этот уход был ему обеспечен.
При таких обстоятельствах оснований полагать, что ФИО5 намеренно совершил действия с целью приобретения права признания нуждающимся в жилых помещениях, не имеется. Каких-либо доказательств намеренного ухудшения истцом жилищных условий ответчик суду не представил.
Более того, до принятия Федерального закона от [Дата обезличена] N 327-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах»» мера социальной поддержки в виде обеспечения жильем предоставлялась только лицам, вставшим на учете до [Дата обезличена] года.
Порядок обеспечения жильем граждан, содержащий в пункте 3 указанное ограничение, на которое ссылается ответчик, утвержден [...] [Дата обезличена] г.
Поэтому какие-либо действия совершенные гражданами до того как Закон предоставил им право на получение указанной меры социальной поддержки, не могут свидетельствовать о намеренном ухудшении ими жилищных условий.
Истец не состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий до [Дата обезличена] г., переехал в [...] в 2006 г., сделка купли-продажи дома произведена [Дата обезличена] г.
Поэтому оснований предполагать, что он указанный переезд и продажу дома совершил с целью возникновения у него права, предоставленного ему в декабре 2009 г., не имеется.
Таким образом, истец, являясь участником Великой Отечественной войны, обладая правами и льготами, установленными статьей 15 Федерального закона «О ветеранах», нуждающийся в улучшении жилищных условий, имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Ранее истец не использовал данное право. Намеренных действий с целью признания нуждающимся в жилых помещениях ФИО5 не совершал.
Таким образом, отказ надлежащего ответчика - Министерства социальной защиты населения [...] - в предоставлении истцу указанных мер социальной поддержки суд признает незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л А:
Признать отказ Министерства социальной защиты населения [...] от [Дата обезличена] г. [Номер обезличен] в предоставлении ФИО5 мер социальной поддержки по обеспечению жильем незаконным.
Обязать Министерство социальной защиты населения [...] предоставить ФИО5 меры социальной поддержки по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии со ст. 15 Федерального Закона от [Дата обезличена] г. [Номер обезличен]ФЗ «О ветеранах».
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам [...] суда в течение 10 дней с момента его окончательного изготовления.
Судья