о признании права на предоставление мер социальной поддержки



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 октября 2010 года.

Судья Железнодорожного районного суда г. Рязани Кондакова О.В.,

при секретаре Юхимук Т А.,

с участием истца Беликова И.С.,

представителей истца Кузьмина С.П., Беликова В.И.,

представителя ответчика Министерства социальной защиты населения рязанской области - Разумовой А.В.,\

представителя Министерства финансов РФ - Зубарева А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда дело по иску Беликова И.С. к Министерству социальной защиты населения Рязанской области о признании отказа незаконным и признании права на предоставление мер социальной поддержки,

УСТАНОВИЛА:

Беликов И.С. обратился в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Рязанской области о признании отказа незаконным и признании права на предоставление мер социальной поддержки,

В обоснование своих требований указал, что является ветераном Великой Отечественной войны и инвалидом [...] группы, зарегистрирован и проживает в квартире № [Номер обезличен] в доме [Номер обезличен] по ул. [...] общей площадью [Номер обезличен] кв.м. с [Дата обезличена] г. В указанной квартире, кроме него, зарегистрированы и проживают: его сын ФИО 1 с [Дата обезличена] г., жена сына - ФИО 2, внучка ФИО 3, правнучка ФИО 4. с [Дата обезличена] г., в связи с чем на каждого проживающего приходится [...] кв.м. общей площади - менее учетной нормы по г. Рязани. Другого жилья в собственности вышеуказанных лиц не имеется, таким образом он - Беликов И.С. является нуждающимся в улучшении жилищных условий.

На основании Федерального закона «О ветеранах» 17.03.2010 г. он обратился к ответчику с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем, как ветеран Великой Отечественной войны нуждающийся в улучшении жилищных условий.

Ответчик отказал в предоставлении указанных мер на том основании, что с момента вселения в квартиру трех членов семьи, в связи с чем у него возникла нуждаемость в улучшении жилищных условий, не прошло 5 лет.

Считает отказ незаконным, поскольку к моменту издания Указа Президента РФ от 07.05.2009 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» он уже был нуждающимся в жилье и никаких намеренных действий по ухудшению своих жилищных условий не совершал, таким образом у него возникло бесспорное право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем

Просит признать отказ ответчика в предоставлении мер социальной поддержки незаконным и признать за собой право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Определением суда от [Дата обезличена] г. к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство финансов РФ и Министерство регионального развития РФ.

В судебном заседании истец и его представители по доверенности Кузьмин С.П. и Беликов В.И. исковые требования поддержали.

Представитель ответчика - Министерства социальной защиты населения Рязанской области - Разумова А.В. исковые требования не признала, указав, что до [Дата обезличена] г. нуждающимся в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем Беликов И.С. не являлся. В [Дата обезличена]. в квартире, в которой проживал истец, зарегистрировались еще три человека, в связи с чем, на каждого проживающего стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения, определяющей уровень обеспеченности граждан жильем.

Считает, что указанное вселение было совершено с намерением приобретения права на улучшение жилищных условий. На основании ст. 53 ЖК РФ, п. 3 Порядка обеспечения жильем граждан, указанных в подп. 2 п. 3 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах», утвержденным Законом Рязанской области от 02.03.2010 г. № 12-ОЗ «Об обеспечении жильем граждан, имеющих право на меры социальной поддержки…» Беликов И.С. может быть признан нуждающимся в жилом помещении не ранее чем через пять лет со дня вселения в квартиру дополнительных членов семьи, установленный законом пятилетний срок не истек, в связи с чем он не может быть признан нуждающимся в жилье.

Представитель третьего лица - Министерства финансов РФ - Зубарев А.А. просит в удовлетворении исковых требований отказать, надлежащим ответчиком по делу считает Министерство социальной защиты населения Рязанской области.

Представитель третьего лица Министерство регионального развития РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в деле имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Надлежащим ответчиком по делу считает региональные органы социальной защиты населения.

Выслушав стороны, проверив материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании бесспорно установлено, что Беликов И.С. является участником Великой Отечественной войны и инвалидом [...] группы бессрочно по причине [...].

Указанные обстоятельства подтверждаются справкой сер. [...] от [Дата обезличена] г., и удостоверением о праве на льготы, установленные ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» от 16.02.1981 г.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что Беликову И.С. в [Дата обезличена] г. был выдан ордер на вселение в квартиру № [Номер обезличен] в доме [Номер обезличен] по ул. [...] общей площадью [...] кв.м., он является членом юр лицо 4, паевые взносы за указанную квартиру выплачены полностью.

В органах государственной регистрации право на квартиру не зарегистрировано.

Кроме Беликова И.С. в указанной квартире зарегистрированы и проживают сын истца - ФИО 1 с [Дата обезличена] г., жена сына - ФИО 2 с [Дата обезличена] г., внучка истца - ФИО 3 с [Дата обезличена]., правнучка истца - ФИО 4 с [Дата обезличена] г.

Объекты недвижимости (жилые помещения) за Беликовым И.С. и членами его семьи не зарегистрированы.

Указанные обстоятельства подтверждаются:

- ордером № [Номер обезличен] сер. А от [Дата обезличена] г.;

- справками [...] от [Дата обезличена] г. [...] от [Дата обезличена] г. о составе семьи;

- справкой от [Дата обезличена] г. юр лицо 4 о выплате паевых взносов Беликовым И.С.;

- справками от [Дата обезличена] г. от [Дата обезличена] г. об отсутствии регистрации права на жилые помещения в [...];

- сообщением [...] об отказе в предоставлении сведений из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 28.10.2009 г. № 01/368/2009-882-886;

-уведомлениями об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о праве на объекты недвижимости на ФИО 2 от [Дата обезличена] г. № [Номер обезличен] на ФИО 4. от [Дата обезличена] г. № [Номер обезличен], на ФИО 3 от [Дата обезличена] г. № [Номер обезличен], на ФИО 5 от [Дата обезличена] г. № [Номер обезличен], на Беликова И.С. от [Дата обезличена] г. № [Номер обезличен], выданными [...];

- выписками из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о праве собственности ФИО 1. на гаражный бокс от [Дата обезличена] г. № [Номер обезличен] и от [Дата обезличена] г. № [Номер обезличен], выданными [...].

[Дата обезличена] г. Беликов И.С. обратился к ответчику с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем и полным пакетом необходимых документов, что подтверждается распиской от [Дата обезличена] г. и пояснениями представителя ответчика.

Сообщениями № [Номер обезличен] от [Дата обезличена] г. и № [Номер обезличен] от [Дата обезличена] г. Министерство социальной защиты населения Рязанской области отказало истцу в предоставлении мер социальной поддержки, на том основании, что с момента регистрации в спорной квартире ФИО 2., ФИО 3, ФИО 4 в [Дата обезличена] г. в результате которой у Беликова С.И. возникла нуждаемость в улучшении жилищных условий, не истек установленный Законом пятилетний срок.

Оценивая доводы сторон и представленные ими доказательства, суд приходит к выводу о незаконности отказа Министерства социальной защиты населения Рязанской области в предоставлении Беликову И.С. мер социальной поддержки по обеспечению жильем, установленных подп. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах».

Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 (в ред. от 09.01.2010) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» постановлено: в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах».

Подпунктом 3 п. 1 ст. 15 ФЗ от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» установлено, что участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляются меры социальной поддержки, в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.1 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

В силу п. 1., п. 2 ст. 23.2. ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 15 настоящего Федерального закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 ФЗ «О ветеранах» установлено, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, по обеспечению жильем определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 кв. м и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, категорий граждан, в том числе, инвалидов и участников Великой Отечественной войны.

Постановлением Правительства РФ от 15.10.2005 года N 614 утверждены Правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

Распоряжением Правительства Рязанской области от 23.12.2005 N 464-р (ред. от 23.03.2009), в целях реализации вышеуказанного постановления Правительства РФ, Министерство социальной защиты населения Рязанской области определено уполномоченным органом по использованию средств федерального бюджета, направленных на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

Законом Рязанской области от 02.03.2010 г. N 12-ОЗ «Об обеспечении жильем граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», в Рязанской области» утвержден Порядок обеспечения жильем граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах».

Согласно ст. 2 названного Закона формой предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, указанных в подпунктах 2,3 пункта 3 ст. 23.2. ФЗ «О ветеранах», является предоставление им жилых помещений в собственность.

Согласно подп. 2 п. 1 названного Порядка, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Учет заявлений граждан о предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется Министерством социальной защиты населения Рязанской области путем формирования сводного списка граждан исходя из даты и времени обращения (пункт 8 Порядка). Министерство рассматривает полный комплект документов, представленный гражданином, и направляет ему уведомление о предоставлении либо об отказе в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем (пункт 10 Порядка).

Решением Рязанского городского Совета от 25 августа 2005 г. N 357-III
«Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади
жилого помещения по договору социального найма в городе Рязани» установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 кв. м общей площади на одного человека.

При этом, в силу п.4 ст.50 ЖК РФ под учетной нормой понимается минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Бесспорно установлено, что истец обращался с заявлением и полным пакетом документов в Министерство социальной защиты населения Рязанской области о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем.

Истец проживает в квартире общей площадью [...] кв.м., помимо него в квартире зарегистрированы [...] человека, что составляет на одного человека менее установленной учетной нормы ([...]). Таким образом, с учетом указанных обстоятельств и доказательств, подтверждающих данные обстоятельства, истец является нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Доводы представителя ответчика о совершении истцом действий по регистрации в квартире дополнительно трех человек с намерением быть признанным нуждающимся в жилом помещении на основании ст. 53 ЖК РФ, не могут быть приняты судом во внимание.

Действительно, в соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий, пункт 3 Порядка обеспечения жильем граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» также содержит ограничения для граждан, которые с намерением приобретения права признания их нуждающимися в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Указанные граждане признаются нуждающимися в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Представитель истца Беликова И.С., [...], в ходе судебного разбирательства пояснил, что [...] - ФИО 2 продала в [Дата обезличена] г. принадлежащую ей на праве собственности квартиру № [Номер обезличен] в доме [Номер обезличен] по ул. [...], в которой, кроме ФИО 2. были зарегистрированы их сын и дочь - ФИО 3. В дальнейшем сыну и членам его семьи была приобретена квартира. ФИО 2., ФИО 3., ФИО 4 зарегистрировались в квартире истца. Как уже было установлено иного места жительства они не имеют.

При таких обстоятельствах оснований полагать, что Беликов И.С. намеренно совершил вселение указанных лиц в квартиру с целью приобретения права признания нуждающимся в жилых помещениях, не имеется. Каких-либо доказательств намеренного ухудшения истцом жилищных условий ответчик суду не представил.

Более того, до принятия Федерального закона от 21.12.2009 N 327-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах»» мера социальной поддержки в виде обеспечения жильем предоставлялась только лицам, вставшим на учете до 1 марта 2005 года.

Порядок обеспечения жильем граждан, содержащий в пункте 3 указанное ограничение, на которое ссылается ответчик, утвержден Законом Рязанской области 02.03.2010 г.

Поэтому какие-либо действия совершенные гражданами до того как Закон предоставил им право на получение указанной меры социальной поддержки, не могут свидетельствовать о намеренном ухудшении ими жилищных условий.

Истец не состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., вселение и регистрация в спорной квартире ФИО 2, ФИО 3., ФИО 4. произведена [Дата обезличена] г.

Поэтому оснований предполагать, что указанные действия совершены в [Дата обезличена] г. с целью возникновения у него права, предоставленного ему в [Дата обезличена] г., не имеется.

Таким образом, истец, являясь участником Великой Отечественной войны, обладая правами и льготами, установленными статьей 15 Федерального закона «О ветеранах», нуждающийся в улучшении жилищных условий, имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Ранее истец не использовал данное право. Намеренных действий с целью признания нуждающимся в жилых помещениях Беликов И.С. не совершал.

Таким образом, отказ надлежащего ответчика - Министерства социальной защиты населения Рязанской области - в предоставлении истцу указанных мер социальной поддержки суд признает незаконным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛА:

Признать отказ Министерства социальной защиты населения Рязанской области от [Дата обезличена] года № [Номер обезличен] и от [Дата обезличена] года № [Номер обезличен] в предоставлении Беликову И.С. мер социальной поддержки по обеспечению жильем незаконным.

Признать за Беликовым И.С. право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии со ст. 15 Федерального Закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда в течение 10 дней с момента его окончательного изготовления.

Судья