РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 сентября 2010 года
Федеральный судья Железнодорожного районного суда г. Рязани Орлова И.В.,
При секретаре Шилиной Н.Н.
С участием
Представителя истицы - Смагиной [...]
представителей ответчика Управления пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Рязани - Рогожкиной [...]
представителя третьего лица - Отделения Пенсионного фонда РФ в Рязанской области. Центра по выплате пенсий - Калабуховой [...]
Рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда дело по иску Журавлевой [...] к Управлению пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Рязани
Установил:
Журавлева [...] обратилась с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ ( государственное учреждение) в г. Рязани о признании права на досрочное назначение пенсии. В обоснование требований указала, что [Дата обезличена] года она, истица, уволена из ФИО15 на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
С [Дата обезличена] года поставлена на учет в Центр занятости населения. В соответствии со ст. 32 ФЗ «О занятости населения» по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам из числа лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи ( не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и20 лет для мужчин и женщин соответственно, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренной статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»…, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя), с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста.
Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего закона, женщинам по достижению 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда 10 лет и имеют страховой стаж 20 лет.
В случае, если женщины проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия по старости назначается с уменьшением возраста на 1 год за каждые 2 года такой работы.
[Дата обезличена] года она, истица, обратилась в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Рязанской области для получения справки о подтверждении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренной ст.ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» или пенсии на период наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости в соответствии со ст. 7 этого же закона и ст. 32 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» ( в редакции Федерального закона от 10.01.2003 г. № 8-ФЗ).
В справке [Номер обезличен] от [Дата обезличена] года ответчик указал, что истица имеет право на трудовую пенсию на основании п.1 п.п. 2 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по списку № 2, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с работой сборщиком-клепальщиком, относящейся к списку № 2 (Постановление от 26.01.1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» ( в ред. Постановления Кабинета Министров СССР от 09.08. 1991 года № 591 от 23.07.1991 г. № 497; Постановления Совмина РСФСР от 02.10.1991 г. № 517; стаж работы - 7 лет 2 мес.
Решением от [Дата обезличена] года в назначении досрочной пенсии отказано из-за отсутствия требуемого десятилетнего стажа на соответствующих видах работ при достижении возраста 50 лет, при этом в льготный стаж не включен период с [Дата обезличена] года по [Дата обезличена] года - отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста свыше полутора лет.
Считает данное решение незаконным, поскольку ст. 167 КЗОТ РФ, действовавшей до 25 сентября 1992 года, предусматривалось включение в льготный стаж время отпуска по уходу за ребенком.
Просит суд обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации ( государственное учреждение) в г. Рязани, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с работой с тяжелыми условиями труда - сборщиком-клепальщиком, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста свыше полутора лет.
В судебном заседании истица поддержала свои требования по тем же основаниям.
Представитель ответчика Рогожкина [...]. иск не признала.
Представитель третьего лица - ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Рязанской области, Калабухова [...]., действующая по доверенности, полагает иск необоснованным.
Представитель третьего лица - ГУ Центр занятости населения - Митина [...]., действующая по доверенности, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Выслушав истца, представителей ответчика, третьих лиц, свидетелей, изучив материалы дела, суд находит исковые требования Журавлевой [...] обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с Федеральным Законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. (ст. 7).
Трудовая пенсия может быть назначена мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. (п.п.2 ст. 27).
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. утвержден Список производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение ( в ред.. Постановлений Кабинета Министров СССР от 09.08.1991 N 591, от 23.07.1991 N 497; Постановления Совмина РСФСР от 02.10.1991 N 517). Данным Списком предусмотрена профессия «сборщик-клепальщик».
Судом установлено, что истица, [Дата обезличена] года рождения, с [Дата обезличена] г. по [Дата обезличена] г. работала сборщиком-клепальщиком в ФИО19 с [Дата обезличена] г. по [Дата обезличена] г. - сборщиком-клепальщиком в ФИО16. Последнее место работы истицы - ФИО15 откуда уволена с [Дата обезличена] года на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (сокращение численности или штата работников). Данные обстоятельства подтверждаются записями в трудовой книжке истицы, не оспаривались ответчиком. С [Дата обезличена] года истица состоит на учете в ГУ Центр занятости населения г. Рязани.
В соответствии с Федеральным законом «О занятости населения», по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам из числа лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста. Размер этой пенсии определяется по нормам страховой части трудовой пенсии по старости, установленным Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом пункты 21 - 25 статьи 14 указанного Федерального закона не применяются.
Истица на момент обращения в ГУ ЦЗН достигла возраста [Дата обезличена], уволена с последнего места работы в связи с сокращением численности штата организации, была согласна на досрочное назначение пенсии в связи с тяжелыми условиями труда (п.п.2 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
На основании запроса ГУ ЦЗН от [Дата обезличена] г. о подтверждении права истицы на досрочное назначение пенсии по старости на основании ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ответчиком [Дата обезличена] г. выдана справка, согласно которой льготный стаж истицы на основании Списка [Номер обезличен] составляет [Дата обезличена].
Решением Управления Пенсионного фонда РФ ( государственное учреждение) в г. Рязани от [Дата обезличена] года об отказе в назначении досрочной пенсии по старости, установлено, что льготный стаж истицы составляет [Дата обезличена]. При этом в льготный стаж не включен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста свыше полутора лет с [Дата обезличена] года по [Дата обезличена] года - [Дата обезличена]
Исключение вышеуказанного периода из льготного стажа суд считает незаконным по следующим основаниям.
Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст.ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции России предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Следует также учитывать правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 05.11.2002г. № 320-0, согласно которой, выполняя соответствующую работу, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством.
В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01.12.1989г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Законом СССР от 22.05.1990г. № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; ст. 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Статьей 167 КЗоТ РСФСР в редакции, действовавшей до 06.10.1992г., предусматривалось, что дополнительный отпуск матерям, имеющим детей в возрасте до полутора лет, засчитывается в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
В соответствии с п. 7 Разъяснения «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989г. № 375/24-11 время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа или соответственно учеба, в период которой предоставлены указанные отпуска.
На основании вышеприведенных норм, суд считает, что период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста свыше полутора лет должен быть включен в стаж работы истицы. Включение оспариваемого периода в льготный стаж дает истице право на досрочное назначение пенсии в соответствии со ст. 32 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» ( в редакции ФЗ от 10.01.2003 г. № 8-ФЗ».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Рязани включить Журавлевой [...] в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с работой с тяжелыми условиями труда - сборщиком-клепальщиком период нахождения Журавлевой [...] в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста свыше полутора лет с [Дата обезличена] года по [Дата обезличена] года ) [Дата обезличена]).
На решение суда может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Железнодорожный районный суд г. Рязани в течение 10 дней со дня вынесения решения судом в окончательной форме.
Судья