РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 октября 2010 года г.Рязань
Железнодорожный районный суд г. Рязани в составе:
судьи Нестерова С.И.,
при секретаре Медведевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда дело по иску Истец к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Рязани о досрочном назначении трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Рязани (далее УПФ РФ по г. Рязани) о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, мотивируя свои требования тем, что [Дата обезличена] года обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2002г. «О трудовых пенсиях в РФ», в связи с осуществлением лечебной деятельности. Решением [Номер обезличен] от [Дата обезличена] года ответчик отказал ей в назначении указанной пенсии из-за отсутствия требуемого 30-летнего специального стажа, засчитав время нахождения истицы в дородовом, послеродовом отпуске по беременности и родам отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с [Дата обезличена]. по [Дата обезличена]. в календарном порядке; исключив из периодов осуществления медицинской деятельности периоды нахождения на курсах повышения квалификации с [Дата обезличена]. и период нахождения в служенной командировке с [Дата обезличена].
Считает отказ в досрочном назначении пенсии незаконным и просит признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с [Дата обезличена]. Обязать ответчика засчитать время нахождения в дородовом, послеродовом отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с [Дата обезличена] по [Дата обезличена]. в льготном исчислении - 1 год работы как 1 год и 6 месяцев, время нахождения на курсах повышения квалификации с [Дата обезличена]. в календарном исчислении и период нахождения в служебной командировке с [Дата обезличена]. в стаж работы для досрочного назначения трудовой пенсии по старости и назначить трудовую пенсию по старости с [Дата обезличена].
Истец в судебном заседании заявленные требования поддержала по тем же основаниям.
Представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Рязани - Гурьянов А.С., действующий на основании доверенности, иск не признал, пояснил, что на момент обращения за назначением досрочной трудовой пенсии по старости, у Истец отсутствует необходимый 30-летней стаж осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Представитель третьего лица - Государственного учреждения - Отделения пенсионного фонда РФ по Рязанской области Кочергин А.В., действующий на основании доверенности, полагает, что требования, заявленные истицей, не подлежат удовлетворению, поддержал позицию представителя ответчика.
Выслушав объяснения сторон, третьего лица, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ», вступившего в действие с 01.01.2002г., лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, трудовая пенсия по старости назначается независимо от их возраста.
Аналогичное положение содержалось и в ранее действующем Законе РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» № 340-1 от 20.11.1990г.
Пенсионное законодательство Российской Федерации предусматривает установление трудовых и социальных пенсий. Пенсия за выслугу лет назначается в связи с трудовой деятельностью. Основанием для ее назначения является длительное выполнение работником определенной профессиональной деятельности.
В соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона РФ от 17.12.2001г., утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, предусмотрены больницы всех наименований, родильные дома и должности акушерки, включая старших.
Согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 28 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ», периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и шесть месяцев.
В Перечне структурных подразделений, учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, утвержденного указанным выше Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, в полуторном исчислении исчисляются периоды работы в должности акушерки, включая старших в акушерском, акушерском патологии, родовом (родильном) доме.
В судебном заседании установлено, что [Дата обезличена] г. Истец. обратилась в УПФ РФ (ГУ) в г. Рязани с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с длительным осуществлением лечебной деятельности.
Решением [Номер обезличен] от [Дата обезличена] г. УПФ РФ (ГУ) в г. Рязани ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения по причине отсутствия на момент обращения за пенсией 30-летнего специального стажа.
По представленным документам в стаж ИстецД. для назначения пенсии на льготных условиях ответчиком засчитаны следующие периоды работы:
с [Дата обезличена]. - календарно, [...];
с [Дата обезличена] г. - один год как один год и шесть месяцев, [...];
с [Дата обезличена]. - календарно, дородовой, послеродовой отпуска по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком по достижению им возраста 1,5 лет (дата рождения ребенка [Дата обезличена].);
с [Дата обезличена]. -
с [Дата обезличена]. - один год как один год и шесть месяцев, [...]
с [Дата обезличена]. -
с [Дата обезличена]. -
с [Дата обезличена]. -
с [Дата обезличена]. -
с [Дата обезличена]. -
с [Дата обезличена]. -
с [Дата обезличена] - календарно, [...].
Всего в стаж работы истицы для досрочного назначение пенсии по старости ответчиком засчитано [...] лет [...] месяцев [...] дней.
В стаж на соответствующих видах работ не включены следующие периоды:
с [Дата обезличена] - отпуск без сохранения заработной платы;
с [Дата обезличена].) -
с [Дата обезличена] -
с [Дата обезличена] -
с [Дата обезличена] -
с [Дата обезличена]) - курсы усовершенствования;
с [Дата обезличена]) - командировка.
Данные обстоятельства ответчиком не оспариваются и подтверждаются решением УПФ РФ (ГУ) в г. Рязани от [Дата обезличена] года [Номер обезличен] об отказе Истец в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения.
Истицей не оспаривается законность действий ответчика по не включению в стаж для досрочного назначение пенсии периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы. Суд считает отказ истице в досрочном назначении пенсии необоснованным по следующим основаниям.
Судом установлено, что в период со [Дата обезличена] г. Истец находилась в дородовом, послеродовом отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, при этом данный период включен ответчиком в специальный стаж работы в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения истицы в календарном порядке.
Отказывая в зачете указанного периода в специальный стаж работы истицы с применением льготного порядка исчисления (1 год как 1 год 6 месяцев), ответчик указал на то, что данный период подлежит включению в стаж работы по специальности, однако исчисляться он должен в календарном порядке, поскольку период отпуска по уходу за ребенком не может рассматриваться как соответствующая профессиональная деятельность.
Однако, суд считает, что данные выводы основаны на неправильном толковании пенсионным органом норм материального права и без учета специальных норм, действовавших в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком.
При исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения подлежит применению законодательство, действовавшее на время выполнения указанной работы.
Статьей 167 КЗоТ РСФСР в редакции, действовавшей до 06.10.1992г., предусматривалось, что дополнительный отпуск матерям, имеющим детей в возрасте до полутора лет, засчитывается в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
В силу п. 7 Разъяснения «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989г. № 375/24-11 время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа или соответственно учеба, в период которой предоставлены указанные отпуска.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20 декабря 2005 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости ( ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 г. (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо о времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст.ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции России предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Следует также учитывать правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 05.11.2002г. № 320-0, согласно которой, выполняя соответствующую работу, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством.
В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 5), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для работников, которые постоянно в течение полного рабочего дня заняты на этой работе, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности. Период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и включать его в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в таком же порядке, как соответствующую работу.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что поскольку истица перед отпуском по беременности и родам и отпуском по уходу за ребенком до достижения им полутора лет работала в должности [...], то период с [Дата обезличена] г. подлежит включению в специальный стаж на льготных условиях и в льготном исчислении из расчета один год работы за один год и шесть месяцев.
Также судом установлено, что в периоды [Дата обезличена]. Истец находилась на курсах усовершенствования, в период [Дата обезличена]. - в командировке, с отрывом от производства, что подтверждается пояснениями истицы, справкой [...]» от [Дата обезличена]. согласно которой в указанные периоды за истицей сохранялось рабочее место, выплачивалась средняя заработная плата и производились отчисления в Пенсионный фонд, выписками из приказов [...]: [Номер обезличен] от [Дата обезличена] года, [Номер обезличен] от [Дата обезличена] г. о направлении Истец. на цикл усовершенствования [...] с [Дата обезличена].; приказом [Номер обезличен] от [Дата обезличена]. о направлении истицы на семинар по программе ВОЗ/ЮНИСЕФ [...] с [Дата обезличена].; приказом [Номер обезличен] от [Дата обезличена] - на цикл усовершенствования [...] с [Дата обезличена].; приказом [Номер обезличен] от [Дата обезличена]. - на цикл усовершенствования «[...] с [Дата обезличена]., а также дипломом детского фонда ООН ЮНИСЭФ о прохождении обучения в качестве слушателя курса ВОЗ/ЮНИСЭФ «[...]» с [Дата обезличена].; приказом [Номер обезличен] [Дата обезличена]. о направлении Истец в командировку с целью участия в работе Всероссийского форума «[...] с [Дата обезличена]. и сертификатом, удостоверяющим участие истицы в работе Всероссийского научного форума «[...]» с [Дата обезличена]., расчетными листами за [Дата обезличена]. и не оспаривается ответчиком и третьим лицом.
В силу ст. 166 ТК РФ служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
В соответствии со ст. 167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
Согласно ст. ст. 187 ТК РФ, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Аналогичные положения содержались и в ст. 112 КЗоТ РСФСР, действующей до 01.02.2002г.
Следовательно, при направлении работника в командировку, на курсы повышения квалификации, законодатель, гарантирует ему права и льготы, предусмотренные работникам, осуществлявшим трудовую деятельность в течение полного рабочего дня.
Суд считает несостоятельной ссылку представителя ответчика на п. 5 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости…». Данным Постановлением установлено, что в льготный стаж включаются лишь периоды работы, выполняемой постоянно, в течение полного рабочего дня, а также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Однако не включение вышеназванным Постановлением в льготный стаж периодов нахождения истицы на курсах усовершенствования умаляет конституционное право истицы на социальное обеспечение по старости
Таким образом, периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации с [Дата обезличена]., а так же в командировке с [Дата обезличена]., является периодами работы в течение полного рабочего дня с сохранением заработной платы, из которой производились отчисления страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ, и должны быть засчитаны в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.
С учетом положений ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», согласно которой пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее, чем со дня возникновения прав на нее, суд приходит к выводу о том, что истица приобрела право на досрочное назначение трудовой пенсии с [Дата обезличена]., поскольку у нее имеется необходимый 30-летний стаж лечебной деятельности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Истец к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Рязани, о назначении досрочно трудовой пенсии по старости удовлетворить.
Признать за Истец право на досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с [Дата обезличена].
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Рязани назначить Истец пенсию по старости с [Дата обезличена]., засчитав в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, время нахождения в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с [Дата обезличена]. в льготном исчислении - один год за один год и шесть месяцев;
время нахождения на курсах усовершенствования с [Дата обезличена]. и время нахождения в командировке с [Дата обезличена]. - в календарном исчислении.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда в десятидневный срок с момента его окончательного изготовления.
[...]
[...]
[...]