Решение
Именем Российской Федерации
09 сентября 2010 года
Судья Железнодорожного районного суда г. Рязани Шереметьева Н.Ю.,
при секретаре Ведяскиной А.В.,
с участием представителя истца Аколупиной В.В.,
представителя третьего лица - Министерства финансов РФ Зубарева А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Тополовым В.М. к Министерству социальной защиты населения Рязанской области о признании права на предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильем,
установил:
Тополов В.М. обратился в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Рязанской области о признании права на предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильем.
Свои требования мотивировал тем, что в силу ст.21 Федерального закона РФ от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» он, истец, являясь ветераном (участником) Великой Отечественной войны имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, поскольку является нуждающимся в улучшении жилищных условий.
А именно, он, Тополов В.М., А.В.В. и А.А.И.. зарегистрированы и проживают в жилом доме [...], принадлежащем на праве собственности Щ.Н.И. Согласно акту обследования помещения от [Дата обезличена]г. и заключения от [Дата обезличена]г. указанный жилой дом признан непригодным для проживания.
Кроме этого истцу и А.В.В. принадлежит на праве общей долевой собственности жилой дом [...], который также признан непригодным для проживания.
Поскольку указанные выше жилые дома признаны непригодными для постоянного проживания, то они не подлежат учету при определении обеспеченности Тополова В.М. и членов его семьи жильем.
Однако, [Дата обезличена] года Министерство социальной защиты населения Рязанской области своим решением отказало ему, истцу, в предоставлении данных мер социальной защиты.
Он, истец, считает отказ незаконным, просит суд признать за ним право на предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета; взыскать с Министерства социальной защиты населения Рязанской области в пользу истца расходы на оплату услуг адвоката в размере [Номер обезличен] рублей.
Определением суда от [Дата обезличена]г. к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство финансов РФ, Министерство регионального развития РФ.
В судебное заседание истец не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель истца по доверенности Аколупина В.В. исковые требования Тополова В.М. поддержала по тем же основаниям.
Представитель ответчика - Министерства социальной защиты населения Рязанской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки не известна. В судебных заседаниях [Дата обезличена]г, [Дата обезличена]г., [Дата обезличена] г. иск не признал, указав, что органы социальной защиты не оспаривают факт, что истец является участником [...], проживает в доме [...], признанным непригодным для проживания. Вместе с ним зарегистрированы А.В.В.. и А.А.И.. Тополову В.М. и А.В.В. принадлежит по [...] доли в праве общей долевой собственности на жилой дом [...], признанный непригодным для проживания.
На момент обращения в органы социальной защиты в [Дата обезличена] года собственником [...] являлась дочь А.В.В.., также А.А.И. являлись собственниками квартиры, расположенной по адресу: [...]
В настоящее время собственником жилого дома, расположенного по адресу: [...] является Щ.Н.И. на основании договора дарения от [Дата обезличена]г., собственником квартиры [...] является внучка А.А.И. на основании договора дарения от [Дата обезличена]г.
Ответчик полагает, что истец тоже якобы имеет право пользования квартирой [...], при этом на каждого члена семьи истца приходится по [Номер обезличен] кв.м., что превышает установленную решением Ряжской районной Думы от 27.09.2005г. № 168 учетную норму площади жилого помещения в размере 12 кв.м. на человека, оснований для признания истца нуждающимся в улучшении жилищных условий не усматривается.
Третье лицо - представитель Министерства финансов РФ, действующий на основании доверенности Зубарев А.А. полагает, что требования истца удовлетворению не подлежат, поддержал в судебном заседании позицию ответчика.
Третье лицо - представитель Министерства регионального развития в суд не явился, извещены надлежащим образом. В своих письменных возражениях просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя, указав, что предоставление мер социальной поддержки, в том числе и обеспечение жильем инвалидов, участников и ветеранов Великой Отечественной войны, относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в данном случае к компетенции органов государственной власти [...].
Выслушав стороны, проверив материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Тополов В.М., [Дата обезличена] года рождения, является участником [...], что подтверждается удостоверением серии [Номер обезличен], выданным районным военным комиссариатом [Дата обезличена]г., и не оспаривается представителем ответчика.
Истец проживает и зарегистрирован в доме [...], общей площадью [Номер обезличен] кв.м.. Совместно с ним в указанном доме зарегистрированы: А.В.В., А.А.И.
Собственником указанного жилого дома до [Дата обезличена] г. являлась А.В.В.. В настоящее время собственником жилого дома, расположенного по адресу: [...] является Щ.Н.И. на основании договора дарения от [Дата обезличена]г.
Согласно акту обследовании помещения от [Дата обезличена]г. и заключению о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от [Дата обезличена]г. - дом [...] признан непригодным для проживания.
А.В.В. и А.А.И. до [Дата обезличена]г. принадлежало по [...] доли в праве общей долевой собственности на квартиру [...]. В настоящее время собственником указанной квартиры является А.А.И. на основании договора дарения от [Дата обезличена]г.
Тополову В.М. и А.В.В. принадлежит по [...] доли в праве общей долевой собственности на жилой дом [...].
Согласно акту обследовании помещения от [Дата обезличена]г. и заключению о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от [Дата обезличена]г. - дом [...] признан непригодным для проживания.
Указанные обстоятельства подтверждаются: справкой [Номер обезличен] от [Дата обезличена]г., выданной [...]; свидетельством о заключении брака серии [Номер обезличен]; договором купли продажи от [Дата обезличена] г.; договором обмена квартир от [Дата обезличена]г.; договором дарения квартиры от [Дата обезличена]г.; договором дарения целого жилого дома и земельного участка от [Дата обезличена]г., свидетельством о государственной регистрации права [Номер обезличен] от [Дата обезличена]г.; свидетельством о государственной регистрации права от [Дата обезличена]г. [Номер обезличен]; выписками из реестра [Номер обезличен], [Номер обезличен], [Номер обезличен] от [Дата обезличена]г.; реестрами от [Дата обезличена]г.; домовыми книгами.
[Дата обезличена] года Тополов В.М. обратился с заявлением в Министерство социальной защиты Рязанской области с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем.
Письмом от [Дата обезличена]г. [Номер обезличен] Министерство социальной защиты населения [...] отказало Тополовым В.М. в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем, обосновав свой отказ тем, что обеспеченность общей площадью жилья на каждого члена семьи истца превышает учетную норму площади жилого помещения, установленную по Ряжскому муниципальному району.
Оценивая доводы сторон и представленные доказательства в их совокупности, суд полагает, что ответчик необоснованно отказал истцу в предоставлении мер социальной поддержки, установленных подп. 3 п.1 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
Подпунктом 3 п. 1 ст. 15 ФЗ от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» установлено, что участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляются меры социальной поддержки, в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.1 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
В силу п. 1., п. 2 ст. 23.2. ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 15 настоящего Федерального закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 ФЗ «О ветеранах» установлено, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, по обеспечению жильем определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 кв. м и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, категорий граждан, в том числе, инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
Постановлением Правительства РФ от 15.10.2005 года N 614 утверждены Правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Распоряжением Правительства Рязанской области от 23.12.2005 N 464-р (ред. от 23.03.2009), в целях реализации вышеуказанного постановления Правительства РФ, Министерство социальной защиты населения Рязанской области определено уполномоченным органом по использованию средств федерального бюджета, направленных на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Законом Рязанской области от 02.03.2010 г. N 12-ОЗ «Об обеспечении жильем граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», в Рязанской области» утвержден Порядок обеспечения жильем граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах».
Согласно ст. 2 названного Закона формой предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, указанных в подпунктах 2,3 пункта 3 ст. 23.2. ФЗ «О ветеранах», является предоставление им жилых помещений в собственность.
Согласно подпункта 3 п. 1 названного Порядка, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Учет заявлений граждан о предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется Министерством социальной защиты населения Рязанской области путем формирования сводного списка граждан исходя из даты и времени обращения (пункт 8 Порядка). Министерство рассматривает полный комплект документов, представленный гражданином, и направляет ему уведомление о предоставлении либо об отказе в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем (пункт 10 Порядка).
Одним из документов при подаче заявления о предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, проживающих в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям - является заключение о признании жилого помещения непригодным для проживания (п.5 подп. 4 Порядка).
Бесспорно установлено, что истец обращался с заявлением и полным пакетом документов в Министерство социальной защиты населения Рязанской области.
Истец проживает в жилом доме, признанном в установленном законом порядке непригодным для проживания; в собственности имеет [...] долю дома, также признанного непригодным для проживания, каких-либо прав на иное жилое помещение Тополов В.М. не имеет.
Таким образом, с учетом указанных выше обстоятельств истец является нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Доводы представителя ответчика о том, что обеспеченность общей площадью жилья на каждого члена семьи истца превышает учетную норму площади жилого помещения, установленную по Ряжскому муниципальному району, судом не принимаются, поскольку не имеют правового значения при рассмотрении данного спора.
В судебном заседании бесспорно установлено, что Тополов В.М. собственником квартиры [...] не является, в данной квартире не зарегистрирован и не проживает, в связи с чем, не ясно на каком основании истец имеет право пользования квартирой [...]
Каких-либо правовых обоснований своих возражений стороной ответчика представлено не было.
Учитывая изложенное, в силу п.п.3 п.1 ст. 15, п.п.2, п.3 ст. 23.2 Федерального закона РФ «О ветеранах» Тополов В.М. имеет право на получение мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета.
При таких обстоятельствах, суд считает незаконным отказ Министерства социальной защиты населения Рязанской области в предоставлении Тополову В.М. мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В связи с чем, в пользу истца с ответчика подлежат взысканию расходы по составлению искового заявления в размере [Номер обезличен] рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Признать за Тополовым В.М. право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии со статьей 15 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1995 года № 5 - ФЗ «О ветеранах».
Взыскать с Министерства социальной защиты населения Рязанской области в пользу Тополовым В.М. судебные расходы в размере [Номер обезличен] рублей.
Решение может быть обжаловано в Рязанский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Рязани в десятидневный срок со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: [...]
[...]
[...]
[...]