Решение о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости



Решение

Именем Российской Федерации

21 сентября 2010 года

Судья Железнодорожного районного суда г. Рязани Шереметьева Н.Ю.,

при секретаре Ведяскиной А.В.,

с участием истца Костиковой И.А.,

представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Рязани Кузнецова И.К.,

представителя третьего лица Государственного учреждения Отделение пенсионного фонда РФ по Рязанской области Кочергина А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда дело по иску Костиковой И.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Рязани о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости,

установила:

Костикова И.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Рязани о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости. Свои требования мотивировала тем, что [Дата обезличена] г. она обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости как медицинскому работнику. На момент обращения с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет ее медицинский стаж составил более 30 лет.

[Дата обезличена] г. УПФ РФ (ГУ) в г. Рязани отказало ей в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, не включив в периоды осуществления медицинской деятельности истицы время нахождения на курсах повышения квалификации с [Дата обезличена]г. по [Дата обезличена]г.; а время нахождения в отпуске по беременности и родам с [Дата обезличена] г. по [Дата обезличена] г. и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с [Дата обезличена] г. по [Дата обезличена]г. включено - календарно.

Полагает, что время нахождения в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет должны засчитываться в льготном исчислении в стаж для назначения пенсии за выслугу лет в соответствии с абз.1, 4 п.7 Разъяснений Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989г. № 23/24-11 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет».

Время нахождения на курсах повышения квалификации подлежит зачету в педагогический стаж, поскольку является периодом работы в течение полного рабочего дня с сохранением заработной платы, с которой производились отчисления страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ.

Просит признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с [Дата обезличена]г., обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением медициснкой деятельности с [Дата обезличена] года, засчитав в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в льготном исчислении один год как один год и шесть месяцев время нахождения в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком с [Дата обезличена] г. по [Дата обезличена]г.; время нахождения на курсах повышения квалификации с [Дата обезличена]г. по [Дата обезличена]г. - календарно.

В судебном заседании истица исковые требования поддержала по тем же основаниям.

Представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в г. Рязани Кузнецов А.В., действующий на основании доверенности, исковые требования Костиковой И.А. не признал, указав, что в соответствии с действующим законодательством истица не приобрела право на досрочное назначение пенсии по старости, а именно до вступления в законную силу Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и Постановления Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, утвердившего Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж и Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, досрочное назначение трудовой пенсии по старости медицинским работникам определялось в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464, применяемым за период работы до 01.11.1999г., и Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066, применяемым для периодов работы после 01.11.1999г. Период нахождения истицы в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается в стаж календарно, а не в льготном исчислении.

Также пояснил, что согласно п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Данными Правилами не предусмотрено включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости периодов учебных отпусков, и периодов нахождения на курсах повышения квалификации.

Поскольку на момент обращения истицы стаж для досрочного назначения пенсии без учета оспариваемых периодов составил 29 лет 06 месяцев 15 дней, правовых оснований для удовлетворения требований истицы не имеется, просит в иске отказать.

Представитель третьего лица ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Рязанской области Кочергин А.В. полагает, что требования истцы удовлетворению не подлежат, поддержал в судебном заседании позицию ответчика.

Выслушав стороны, третье лицо, проверив материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. № 173 - ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2002г., досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Аналогичное положение содержалось и в ранее действующем Законе РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» № 340-1 от 20.11.1990г.

Пенсионное законодательство Российской Федерации предусматривает установление трудовых и социальных пенсий. Пенсия за выслугу лет назначается в связи с трудовой деятельностью. Основанием для ее назначения является длительное выполнение работником определенной профессиональной деятельности.

Порядок исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 Федерального закона от 17.12. 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» регулируется Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 516.

Согласно п. 5 указанных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

В судебном заседании установлено, что [Дата обезличена]г. истица обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Рязани с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости, в связи осуществлением медициснкой деятельности.

[Дата обезличена]г. ответчиком было вынесено решение об отказе в назначении пенсии Костиковой И.А. Из стажа работы истицы, дающего право на назначение пенсии на указанных условиях, пенсионным органом были исключен период нахождения на курсах повышения квалификации с [Дата обезличена]г. по [Дата обезличена] г.; а период нахождения истицы в отпуске по беременности и родам с [Дата обезличена] г. по [Дата обезличена]г. и в отпуске по уходу за ребенком с [Дата обезличена] г. по [Дата обезличена]г. засчитан в период осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения календарно.

Данные обстоятельства ответчиком не оспариваются и подтверждаются решением УПФ РФ (ГУ) в г. Рязани от [Дата обезличена]г. [Номер обезличен] об отказе Костиковой И.А. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной или иной деятельности по охране здоровья населения, в учреждениях здравоохранения.

Также судом установлено, что Костикова И.А. в период с [Дата обезличена] г. по [Дата обезличена] г. находилась в отпуске по беременности и родам, с [Дата обезличена] г. по [Дата обезличена] г. - в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Факт нахождения Костиковой И.А. в отпусках по уходу за ребенком подтверждается свидетельствами о рождении К.Ю.С. [Номер обезличен], выданным [...] [Дата обезличена] г. и ответчиком не оспаривается.

Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст.ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции России предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Следует также учитывать правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 05.11.2002г. № 320-0, согласно которой, выполняя соответствующую работу, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством.

В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01.12.1989г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Законом СССР от 22.05.1990г. № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; ст. 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Судом установлено, что в периоды с [Дата обезличена] г. по [Дата обезличена] г., с [Дата обезличена] г. по [Дата обезличена] Костикова И.А. находилась в отпуске по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, при этом данный период включен ответчиком в специальный стаж работы в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения истицы в календарном порядке.

Отказывая зачесть указанный период в специальный стаж работы истицы с применением льготного порядка исчисления 1 год за 1 год 6 месяцев, ответчик указал на то, что данный период подлежит включению в стаж работы по специальности, однако исчисляться он должен в календарном порядке, поскольку период отпуска по уходу за ребенком не может рассматриваться как соответствующая профессиональная деятельность.

Однако суд считает, что данные выводы основаны на неправильном толковании пенсионным органом норм материального права и без учета специальных норм, действовавших в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком.

Ст. 167 КЗоТ РСФСР в редакции, действовавшей до 06.10.1992г., предусматривалось, что дополнительный отпуск матерям, имеющим детей в возрасте до полутора лет, засчитывается в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

В соответствии с п. 7 Разъяснения «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989г. № 375/24-11 время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа или соответственно учеба, в период которой предоставлены указанные отпуска.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что поскольку истица перед отпуском по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им полутора лет с [Дата обезличена] г. по [Дата обезличена] г. работала в должности <данные изъяты> РОБ и указанный период правильно зачтен ответчиком в специальный стаж из расчета один год работы за один год и шесть месяцев - спорный период также подлежат зачету в специальный стаж в таком же порядке - один год за один год и шесть месяцев.

Кроме того, установлено, что с [Дата обезличена] г. по [Дата обезличена] г., в период работы в должности <данные изъяты> МУЗ Костикова И.А. находилась на курсах повышения квалификации.

Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются, подтверждаются справкой [Номер обезличен] от [Дата обезличена]г., выданной МУЗ

Согласно ст. 187 Трудового Кодекса РФ, при направлении рабочих и служащих для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.

Следовательно, при направлении работника на курсы повышения квалификации, законодатель, гарантирует ему права и льготы, предусмотренные работникам, осуществлявшим трудовую деятельность в течение полного рабочего дня.

За время нахождения на курсах повышения квалификации работодателем сохранялась за Костиковой И.А. заработная плата и производились отчисления в Пенсионный фонд РФ, что подтверждается справкой [Номер обезличен] от [Дата обезличена] г., выданной МУЗ справкой [Номер обезличен], выданной МУЗ.

Таким образом, период нахождения истца на курсах повышения квалификации с [Дата обезличена] г. по [Дата обезличена] года является периодом работы в течение полного рабочего дня с сохранением заработной платы, с которой производились отчисления страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ, и должен быть засчитан в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, календарно.

В судебном заседании представитель ответчика пояснил, что при включении спорных периодов работы в стаж медицинской деятельности для назначения досрочной пенсии, стаж на момент обращения истицы с заявлением о назначении пенсии составит более 30 лет.

С учетом положений ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», согласно которой трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения прав на нее, суд приходит к выводу, что ответчик обязан назначить Костиковой И.А. пенсию с [Дата обезличена]г., т.е. с момента ее обращения с заявлением о назначении пенсии, поскольку у нее имеется необходимый 30-летний стаж медицинской деятельности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, судья

решила:

Исковые требования Костиковой И.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Рязани о досрочном назначении трудовой пенсии по старости удовлетворить.

Признать за Костиковой И.А. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с [Дата обезличена] года

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Рязани засчитать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периоды нахождения Костиковой И.А. в отпуске по беременности и родам, и отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет с [Дата обезличена] года по [Дата обезличена] года в льготном исчислении: один год работы как год и шесть месяцев, а также период нахождения на курсах повышения квалификации с [Дата обезличена] года по [Дата обезличена] года - календарно.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда в десятидневный срок через Железнодорожный районный суд г. Рязани.

Судья: