признание незаконным решения ЖБК



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 ноября 2010 года

Судья Железнодорожного районного суда г. Рязани Никифорова Т.И.,

при секретаре Матвеевой Ю.В.

с участием представителя истца Мелехова С.В. Оськина С.А.,

представителя ответчика Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Рязанской области Шишкановой Н.А.,

представителя третьего лица Управления внутренних дел Рязанской области Моисейкина П.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда дело по иску Мелехова С.А. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Рязанской области о признании решения центральной жилищно-бытовой комиссии незаконным и выдаче государственного жилищного сертификата,

УСТАНОВИЛ:

Мелехов С.А. обратился с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Рязанской области (далее УФСИН) о признании решения центральной жилищно-бытовой комиссии незаконным и выдаче государственного жилищного сертификата. Свои требования, с учетом уточнений и дополнений, мотивировал тем, что с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года проходил службу в Управлении исполнения наказаний Минюста России по Рязанской области, правопреемником которого является УФСИН. С ДД.ММ.ГГГГ состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ в порядке служебного перевода был откомандирован для прохождения службы в Управление внутренних дел по Рязанской области (далее УВД). В ДД.ММ.ГГГГ года обратился в жилищную комиссию УФСИН, где ему сообщили, что он был снят с жилищного учета ДД.ММ.ГГГГ. Выписка из протокола заседания жилищной комиссии истцу была направлена только ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что он был незаконно снят с жилищного учета, поскольку для этого отсутствовали какие-либо правовые основания. Действия жилищной комиссии не соответствуют конституционно-правовому толкованию статьи 6 Федерального Закона «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации». Кроме того, ответчиком был нарушен порядок принятия указанного решения, поскольку истец не был уведомлен о принятии данного решения в установленный законом срок, то есть в течение 3-х дней. Считает, что в связи с незаконным и необоснованным снятием с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий ответчик лишил его права на получение государственного жилищного сертификата по подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральный законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы». Просит суд признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии УФСИН от ДД.ММ.ГГГГ о снятии его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, включить истца и членов его семьи в список граждан - получателей государственного жилищного сертификата.

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал.

Представители ответчика иск не признали.

Представитель 3-го лица УВД по Рязанской области полагает исковые требования обоснованными.

Выслушав объяснения сторон, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования необоснованными и удовлетворению не подлежащими.

В судебном заседании бесспорно установлено, что истец являлся сотрудником уголовно-исполнительной системы, ДД.ММ.ГГГГ приказом УФСИН № л/с был освобожден от должности <данные изъяты> УФСИН, откомандирован в распоряжение УВД Рязанской области. С ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время Мелехов С.А. является сотрудником органов внутренних дел, что подтверждается служебным удостоверением истца РЯЗ №, справкой отряда милиции специального назначения УВД Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ №.

В период прохождения службы в уголовно-исполнительной системе ДД.ММ.ГГГГ Мелехов С.А. был поставлен на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в УФСИН по Рязанской области. Решением центральной жилищно-бытовой комиссии УФСИН от ДД.ММ.ГГГГ истец был снят с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях в связи с переводом в органы внутренних дел. Данные обстоятельства подтверждаются обозревавшимся в судебном заседании учетным жилищным делом с регистрационным номером №, протоколом № заседания центральной жилищно-бытовой комиссии УФСИН от ДД.ММ.ГГГГ,

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

В соответствии со статьей 29 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент постановки истца на учет, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане: 1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов; 2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям; 3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно; 4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; 5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением; 6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади. Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и по иным основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР и РСФСР.

В силу части 1 статьи 35 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», в редакции, действовавшей в момент постановки истца на жилищный учет, сотрудники уголовно-исполнительной системы имеют право на получение жилой площади в виде отдельной квартиры по установленным законодательством нормам.

В соответствии с пунктом 4 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент постановки истца на учет, граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность.

Исходя из системного анализа указанных норм, основанием постановки на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий, который ведется в учреждениях уголовно-исполнительной системы, являлась не только нуждаемость гражданина в улучшении жилищных условий, но и прохождение им службы в уголовно-исполнительной системе.

Следовательно, факт прекращения служебных отношений с учреждением уголовно-исполнительной системы, перевод истца на государственную службу в другое ведомство, является утратой оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали истцу право на получение жилого помещения за счет средств, выделяемых учреждениям уголовно-исполнительной системе.

При таких обстоятельствах центральная жилищно-бытовая комиссия УФСИН в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» приняла обоснованное решение о снятии истца с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Судом не могут быть приняты доводы истца, что действия жилищной комиссии не соответствуют конституционно-правовому толкованию статьи 6 Федерального Закона «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации».

Действительно, Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 01.12.2009 N 1549-О-П указал, что по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования часть 2 статьи 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет.

Однако истец был снят с учета не в связи с изменением в законодательном порядке оснований постановки на жилищный учет, а в связи с утратой таких оснований.

Также не могут быть приняты доводы истца о том, что ответчик нарушил процедуру принятия решений о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В силу статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации решение о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должно быть принято органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

Как указано выше, истец был уволен из уголовно-исполнительной системы ДД.ММ.ГГГГ, решение о снятии его с учета принято ДД.ММ.ГГГГ, то есть в течение тридцати рабочих дней со дня увольнения. В протоколе от ДД.ММ.ГГГГ указано основание снятия истца с учета «перевод в органы внутренних дел», то есть фактически утрата истцом оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали ему право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Неточность формулировки не является основанием признания данного решения незаконным. Тот факт, что решение (выписка из протокола) не было своевременно направлено истцу, не является нарушением процедуры принятия решения, а свидетельствует о нарушении порядка уведомления гражданина о данном решении.

Кроме того, истцом пропущен 3-месячный срок оспаривания решения центральной жилищно-бытовой комиссии УФСИН.

Судом обозревались материалы учетного жилищного дела истца с регистрационным номером №, из которых следует, что, начиная с ДД.ММ.ГГГГ г., Мелехов С.А. не предоставлял в жилищную комиссию документов, подтверждающих его нуждаемость в улучшении жилищных условий. Истец пояснял, что обращался в жилищную комиссию УВД по вопросу постановки его на жилищный учет сразу после своего перевода в указанное ведомство. Данный факт подтвердила и свидетель У.Л.Г. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Мелехов не мог не знать о том, что снят с жилищного учета в УФСИН.

Пропуск истцом срока оспаривания решения центральной жилищно-бытовой комиссии является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Не могут быть удовлетворены и требования о включении истца и членов его семьи в список граждан - получателей государственного жилищного сертификата.

Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 (ред. от 10.04.2008) утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» (далее Правила).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил право на участие в подпрограмме имеют следующие категории граждан Российской Федерации: сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, а также граждане, уволенные со службы по состоянию здоровья, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти.

Поскольку на момент обращения в суд истец был на законных основания снят с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, он не может быть включен в список граждан - получателей государственного жилищного сертификата.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Мелехов С.А. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Рязанской области о признании решения центральной жилищно-бытовой комиссии незаконным и выдаче государственного жилищного сертификата отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента его изготовления в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Железнодорожный районный суд г. Рязани.

Судья -