РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 октября 2010 года
Железнодорожный районный суд г. Рязани в составе:
судьи Хмельниковой Е.А.,
с участием истца Рябчикова <данные изъяты>.,
представителя ответчика УПФ РФ (ГУ) в г. Рязани Рогожкиной А.В.,
представителя третьего лица ОПФ РФ по Рязанской области Кочергина А.В.,
при секретаре Шевченко М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда дело по иску Рябчикова <данные изъяты> к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Рязани о досрочном назначении трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Рябчиков <данные изъяты> обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Рязани о досрочном назначении трудовой пенсии по старости. Свои требования мотивировал тем, что [Дата обезличена] г. обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с длительным осуществлением педагогической деятельности.
В назначении досрочной пенсии отказано. Ответчик исключил из льготного стажа истца время прохождения службы в Вооруженных Силах СССР по призыву с [Дата обезличена] г. по [Дата обезличена] г.
Истец считает отказ незаконным, полагает, что указанные периоды должны быть зачтены в льготный стаж в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 г. «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», действовавшего на тот момент.
Просит признать за ним право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с [Дата обезличена] года; обязать ответчика включить в периоды осуществления педагогической деятельности время прохождения службы в составе Вооруженных Сил СССР с [Дата обезличена] г. по [Дата обезличена] г. и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с [Дата обезличена] г.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика Рогожкина А.В., действующая на основании доверенности, иск не признала. Указала, что истец не приобрел право на досрочное назначение пенсии по старости, поскольку действующим законодательством не предусмотрено включение в стаж для досрочного назначения пенсии педагогическим работникам периода прохождения службы в Вооруженных Силах СССР. Полагает также, что при исчислении льготного стажа истца не должно применяться Положение «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, поскольку в соответствии с разъяснением Минтруда РФ от 17.10.03г. № 4, утвержденным Постановлением Минтруда РФ по согласованию с Пенсионным фондом РФ от 17.10.03г. № 70 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27,28, 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в педагогический стаж включаются все периоды работы, которые засчитывались в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством. Подобный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин до дня отмены соответствующего закона или иного нормативно-правового акта полностью выработал необходимый специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет. Согласно п.п. «а» п.1 Постановления о 17.12.1959г. № 1397, пенсия за выслугу лет работникам просвещения назначается при стаже работы по специальности не менее 25 лет. На дату отмены вышеуказанного Постановления, т.е. на 22.09.1993г. истец не выработал необходимый стаж, в связи с чем Положение от 1959 года № 1397 не подлежит применению при решении вопроса о назначении досрочной пенсии.
Представитель 3-го лица ГУ Отделение ПФ РФ по Рязанской области, действующий на основании доверенности, Кочергин А.В. исковые требования не признал по тем же основаниям.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.п. 10 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г., № 173-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2002г., трудовая пенсия по старости назначается ранее общеустановленного возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Судом установлено, что [Дата обезличена] истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику. Решением № [Номер обезличен] от [Дата обезличена] ответчик отказал в назначении истцу досрочной пенсии, указав на недостаточность специального стажа истца, который составляет <данные изъяты>. При этом, производя расчет педагогического стажа истца, ответчик не включил в него период прохождения военной службы по призыву.
Как следует из трудовой книжки истца он с [Дата обезличена]. работал преподавателем в <данные изъяты>, [Дата обезличена] г. уволен с данной должности в связи с призывом в ряды Советской Армии. Согласно записям в военном билете истца в период с [Дата обезличена] г. по [Дата обезличена] г. он проходил военную службу по призыву в Вооруженных Силах СССР.
До вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и Постановления Правительства РФ от 29.10.02г. № 781, утвердившего Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, и Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, досрочное назначение трудовой пенсии по старости педагогическим работникам определялось в соответствии с Законом РФ от 20.11.1990г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФР», а также Списком и Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1067, применяемыми для периодов работы после 01.11.1999г. и Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463, применяемым за период до 01.11.1999г.
Данным постановлением Совета Министров РСФСР установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях и должностях, предусмотренных Списком, утвержденным этим постановлением. За другими педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».
В оспариваемые ответчиком периоды действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которым предусматривалось, что в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Указанное постановление действовало до 22 сентября 1993 года.
Конституцией Российской Федерации (ст. 55) установлено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П, принятое позднее разъяснений Минтруда РФ от 17.10.03г. № 4, на которые ссылается представитель ответчика в обоснование своих возражений на исковое заявление, установлено, что вновь принятое законодательство не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которое рассчитывало застрахованное лицо, до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично).
Этим же Постановлением установлено, что гражданин имеет право осуществить оценку приобретенных им до 01 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам действовавшего законодательства.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что период прохождения истцом службы в Вооруженных Силах СССР с [Дата обезличена] г. по [Дата обезличена] г., которому непосредственно предшествовала и за которым следовала педагогическая деятельность, подлежит включению в стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с длительным осуществлением педагогической деятельности, поскольку действовавшим в этот период законодательством было предусмотрено включение в специальный стаж времени прохождения службы в Вооруженных Силах СССР.
С учетом периодов педагогической деятельности истца, которые не оспаривались ответчиком, у истца на момент обращения с заявлением имелся необходимый для досрочного назначения пенсии двадцатипятилетний стаж осуществления педагогической деятельности.
В связи с чем, требования истца о назначении ему указанной пенсии с [Дата обезличена] года суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Рябчикова <данные изъяты> к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Рязани о досрочном назначении трудовой пенсии по старости удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Рязани назначить Рябчикову <данные изъяты> досрочную трудовую пенсию по старости с [Дата обезличена].
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Железнодорожный районный суд г.Рязани.
Судья
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>