РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 ноября 2010 года
Железнодорожный районный суд г. Рязани в составе:
председательствующего судьи Мошечкова А.И.,
с участием истца Масейкина А.С.,
представителя ответчика Министерства финансов РФ Зубарева А.А.,
при секретаре Соловове А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда дело по иску Масейкина А.С. к МСЗН Рязанской области, Министерству финансов РФ об индексации ежегодной компенсации за вред здоровью и взыскании задолженности,
установил:
Масейкин А.С. обратился в суд с иском к МСЗН Рязанской области, Министерству финансов РФ с требованиями об индексации ежегодной компенсации за вред здоровью и взыскании задолженности.
Требования мотивировал тем, что является инвалидом <данные изъяты> группы в связи с участием в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.
Железнодорожный районный суд г. Рязани обязал Министерство социальной защиты населения Рязанской области решением от ДД.ММ.ГГГГ начислить задолженность по ежегодной компенсации за вред здоровью Масейкину С.С. за <данные изъяты> годы в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. и включить указанную сумму в списки граждан, имеющих право на получение ежегодной компенсации за вред здоровью. Компенсация за <данные изъяты> год составила <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
По решению суда задолженность была выплачена в полном объеме, но в решении суда не был указан размер этой компенсации за <данные изъяты> год и период, на который распространяется решение суда в отношении этой компенсации.
Считает, что за <данные изъяты> год ему должны были выплатить компенсацию в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. (<данные изъяты>). Однако, в <данные изъяты> году органами социальной защиты населения ему была назначена и выплачена компенсация в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
В <данные изъяты> году компенсация была назначена в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., которую истец получать отказался.
Просит произвести индексацию получаемой им ежегодной денежной компенсации за вред здоровью, исходя из суммы <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. на индексы инфляции с ДД.ММ.ГГГГ в 1,105 с ДД.ММ.ГГГГ в 1,13, взыскать образовавшуюся задолженность в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. и указать период, на который будет распространяться решение суда.
Истец в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме по тем же основаниям.
Представитель ответчика МСЗН Рязанской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменных возражениях, представленных суду, просил в иске отказать, мотивируя тем, что порядок индексации и размеры сумм ежегодной денежной компенсации за вред здоровью на <данные изъяты> и <данные изъяты> годы определены в постановлении Правительства РФ от 21 декабря 2007 года N 914 в редакциях от 24.12.2008 года и от 7.07.2009 года.
Представитель ответчика Министерства финансов РФ Зубарев А.А. в судебном заседании просил в иске отказать.
Судом бесспорно установлено, что истец является инвалидом 2-й группы со <данные изъяты> утраты трудоспособности бессрочно, инвалидность связана с участием в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и установлена справкой ВТЭ-259 №, МСЭ-012 № и МСЭ-2001 № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из статей 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.
В Постановлении от 1 декабря 1997 года "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального Закона от 24 ноября 1995 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Конституционным Судом Российской Федерации выражена правовая позиция, согласно которой сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.
Следовательно, как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячных денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.
Частью 3 статьи 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 31 -ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В силу ст. 39 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 года № 1244-1 с последующими изменениями и дополнениями (далее базового Закона), инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантируется ежегодно компенсация за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы в размере - 500 рублей.
Положения статьи 3 базового Закона предусматривали право граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение денежных и иных материальных компенсаций и льгот, но та же норма в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает право указанных граждан на возмещение вреда и меры социальной поддержки.
Новый порядок установления ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным законом от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей. Одновременно 3 статьи 4 Федерального закона от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ в статьи 14 и 39 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" внесены изменения, которыми гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 названного Закона гарантируется ежегодная компенсация за вред здоровью инвалидам 1 и 2 групп в размере 500 рублей.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 24 ноября 1995 года и от 12 февраля 2001 года), Федеральных Законов от 12 февраля 2001года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 19 июня 2000 года "О минимальном размере оплаты труда" и от 7 августа 2000 года "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобам граждан и общественных организаций чернобыльцев" (пункт 2 резолютивной части) указанные нормы признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части ежегодной компенсации за вред здоровью в твердых размерах, исходя из базовой суммы.
После введения нового порядка регулирования сумм возмещения вреда здоровью впервые индексация ежегодной компенсации за вред здоровью установлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 847 на 2004 год, и далее Постановлениями Правительства Российской Федерации от 7 мая 2005 г. N 292, от 25 апреля 2006 г. N 246, от 21 марта 2007 г. N 171 на последующие годы в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год" и Федеральными законами о бюджете на 2005, 2006, 2007гг.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2007 года N 914 в редакциях от 24.12.2008 года и от 7.07.2009 года соответственно установлена индексация размеров компенсаций иных выплат гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с 1.01.2008 года с применением коэффициента 1, 105, с 1.01.2009 года с применением коэффициента 1, 13. Пунктом 2 Приложения № 2 к Постановлению определен размер ежегодной компенсации за вред здоровью с 1 января 2008 года в сумме 794 руб. 15 коп, с 1.01.2009 года в сумме 897 руб. 39 коп.
Согласно выплатному делу истца и справке МСЗН Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ истцу выплачивалась ежегодная компенсация за вред здоровью в <данные изъяты> году - <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., в <данные изъяты> году начислено <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., но не выплачено в связи с отказом Масейкина А.С. от получения указанной суммы.
При таких обстоятельствах ответчик верно произвел в <данные изъяты> годах индексацию ежегодной компенсации за вред здоровью в порядке, установленном федеральным законодательством для указанных выплат.
Суд не принимает во внимание доводы истца о том, что суду надлежит производить индексацию за <данные изъяты> годы исходя из установленной решением Железнодорожного районного суда г. Рязани от ДД.ММ.ГГГГ суммы ежегодная компенсация за вред здоровью в <данные изъяты> году в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
Указанным решением суда на ответчиков не возлагалась обязанность по назначению с ДД.ММ.ГГГГ истцу ежегодной компенсации за вред здоровью в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. с последующей ее индексацией.
Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2007 года N 914 в редакциях от 24.12.2008 года и от 7.07.2009 года устанавливает порядок индексации размера компенсационных выплат в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 5 базового закона, каких-либо других критериев индексации названных выплат и компенсаций законом не предусмотрено.
Указанное Постановление не устанавливают круг лиц, на который распространяется его действие. Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 4 декабря 2007 г. N 879-О-О указал, что постановления, устанавливающие правила индексации, как направленные на конкретизацию размеров индексации и на определение сроков ее проведения, какие-либо права граждан не нарушают, поскольку самостоятельное регулирование индексации размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, содержащимися в них правилами, не осуществляется.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что установление механизма индексации сумм возмещения вреда и компенсационных выплат для граждан, пострадавших вследствие радиационного воздействия, и ее критериев является прерогативой законодателя (Постановление от 19 июня 2002 г. N 11-П, определения от 25 марта 2003 г. N 49-О, от 4 октября 2005 г. N 364-О).
То обстоятельство, что ежегодная компенсация за вред здоровью, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и подлежащего индексации, не означает, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежегодной компенсации за вред здоровью не может быть различен.
С учетом изложенного, исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении исковых требований Масейкина А.С. к МСЗН Рязанской области, Министерству финансов РФ об индексации ежегодной компенсации за вред здоровью и взыскании задолженности за <данные изъяты> годы – отказать.
Решение может быть обжаловано в Рязанский областной суд в десятидневный срок через Железнодорожный районный суд г. Рязани.
Судья: (...)
(...)
(...)