Решение
Именем Российской Федерации
15 ноября 2010 года
Судья Железнодорожного районного суда г.Рязани Шереметьева Н.Ю.,
при секретаре Ведяскиной А.В.,
с участием истицы Фроликовой Г.В.,
представителя ответчика Министерства социальной защиты населения Рязанской области – Ким Е.В.,
представителя ответчика Министерства финансов РФ – Зубарева А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Фроликовой Г.В. к Министерству социальной защиты населения Рязанской области, Министерству финансов Российской Федерации о признании права на предоставление меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации на содержание жилья в размере не ниже 50% от соответствующего коммунального тарифа,
установила:
Фроликова Г.В. обратилась с иском к Министерству социальной защиты населения Рязанской области о понуждении ответчика к начислению истцу ежемесячной денежной компенсации на содержание жилья в размере не ниже 50% от соответствующего коммунального тарифа. В обоснование иска указала, что проживает одна в приватизированной квартире в многоквартирном доме, являющимся муниципальной собственностью, является инвалидом <данные изъяты> бессрочно. До ДД.ММ.ГГГГ она ежемесячно через <данные изъяты> получала 50% денежную компенсацию на содержание жилья, начисление которой производил ответчик. С ДД.ММ.ГГГГ ответчик прекратил начисление указанной денежной компенсации, мотивируя отказ проживанием истца в приватизированной квартире. Полагает, что действия ответчика не законны и нарушают её право на получение денежной компенсации, которой установлено в ст. 17 ФЗ от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».
Просит (с учетом уточнений принятых судом ДД.ММ.ГГГГ) признать за ней право на меры социальной поддержки: получение ежемесячной денежной компенсации на содержание жилья в размере не ниже 50% от соответствующего коммунального тарифа; обязать ответчика производить ей начисление названной компенсации с ДД.ММ.ГГГГ.
Определением Железнодорожного районного суда г. Рязани от 15.09.2010г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации.
В судебном заседании истица заявленные исковые требования поддержала по тем же основаниям.
Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Рязанской области по доверенности Ким Е.В. исковые требования не признала, пояснив, что при предоставлении льгот лицам, проживающим в многоквартирных домах учитывается не дом в целом, а то жилое помещение, в котором они проживают. Квартира по адресу <адрес> принадлежит Фроликовой Г.В. по праву собственности и согласно ст. 19 Жилищного Кодекса РФ относится к частному жилищному фонду. Согласно ст. 17 ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплате жилого помещения (в домах государственного и муниципального жилищного фонда), в связи с чем, предоставление льгот по оплате жилого помещения истицы действующим законодательством не предусмотрено. Следовательно, требование истца о предоставлении ей мер социальной поддержки на содержание жилья, находящегося в ее собственности является необоснованным.
Кроме того, полагает, что МСЗН Рязанской области является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку финансирование мер социальной поддержки, предусмотренных ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» является расходными обязательствами Российской Федерации. Просит в иске отказать.
Представитель ответчика Министерства финансов РФ по доверенности Зубарев А.А. исковые требования не признал, пояснив, что в силу ч.13 ст. 17 Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляется скидка на оплату жилого помещения только в домах государственного и муниципального жилого фонда. Обязательным условием предоставления льготы является нахождение занимаемого инвалидом жилого помещения в собственности Российской Федерации (субъекта Российской Федерации) или муниципального образования. Фроликова Г.В. проживает в доме, относящемся к муниципальному жилому фонду, в находящейся в этом доме приватизированной квартире. Таким образом, истица проживает в не находящемся в государственной или муниципальной собственности жилом помещении, в связи с чем у истицы отсутствует право на льготу по оплате жилья в соответствии со ст. 17 Закона. Отказ Министерства социальной защиты населения Рязанской области в выплате истцу ежемесячной денежной компенсации на содержание жилья правомерен. Просит в иске отказать.
Выслушав объяснения истицы, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебно заседании установлено, что Фроликова Г.В. проживает в квартире №, принадлежащей ей на праве собственности, жилого дома № находящегося в муниципальной собственности, по <адрес>.
С ДД.ММ.ГГГГ истица является инвалидом <данные изъяты> группы вследствие общего заболевания с третьей степенью ограничения к трудовой деятельности.
С ДД.ММ.ГГГГ льгота по оплате жилья в размере 50 процентов Фроликовой Г.В. не предоставляется.
Данные обстоятельства сторонами не оспариваются и подтверждаются: справкой <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ; свидетельством о государственной регистрации права серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ; счет - квитанциями по оплате ЖКУ за январь-апрель 2010 г., сберегательной книжкой <данные изъяты>; сообщением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Правоотношения, связанные с предоставлением льготы по оплате жилья инвалидам, регулируются Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 181-ФЗ), иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 13 ст. 17 названного Федерального закона инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда. Данные полномочия Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации на основании ст. 28.2 Федерального закона N 181-ФЗ.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Эти средства носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Таким образом, Федеральным законом N 181-ФЗ установлена скидка на оплату жилого помещения только в домах государственного и муниципального жилищного фонда.
Понятие жилищного фонда и его видов приведены в Жилищном кодексе Российской Федерации (ЖК РФ).
Как предусмотрено п. 2 ст. 19 названного Кодекса, в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на: 1) частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц; 2) государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации); 3) муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Таким образом, названная норма относит жилые помещения, находящиеся в собственности Российской Федерации и ее субъектов, к государственному жилищному фонду, а жилые помещения, находящиеся в собственности муниципальных образований, к муниципальному жилищному фонду. Жилые помещения, находящиеся в собственности граждан, независимо от основания их приобретения (договор купли-продажи, мены, бесплатной передачи государственного имущества и так далее) отнесены к частному жилищному фонду.
При этом ЖК РФ, определяя понятие жилищного фонда, исходит из множественности жилых помещений, находящихся в собственности различных субъектов, которые могут являться составной частью многоквартирного дома, и не исключает возможности нахождения всех жилых помещений многоквартирного дома в государственной или муниципальной собственности (ст. 163 ЖК РФ).
В связи с этим право на скидку по оплате жилого помещения имеют граждане, ставшие инвалидами и проживающие в домах, состоящих не только из жилых помещений (в том числе квартир), принадлежащих государственным и муниципальным образованиям, но и в домах, жилые помещения в которых относятся к разным формам собственности, при условии, что конкретные жилые помещения, занимаемые инвалидами, принадлежат на праве собственности Российской Федерации (субъекту Российской Федерации) или муниципальному образованию. Граждане из числа инвалидов, проживающие в многоквартирных домах в квартирах, принадлежащих к частному жилищному фонду, права на предоставление 50-процентной скидки на оплату жилого помещения не имеют.
Таким образом, исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, суд приходит к выводу, что истица, являясь инвалидом, проживающим в многоквартирном доме в квартире, принадлежащей к частному жилищному фонду, права на предоставление 50-процентной скидки на оплату жилого помещения предусмотренной ч.13 ст. 17 Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 г. не имеет.
Иных оснований, кроме указанных в ч. 13 ст. 17 Федерального Закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», для предоставления истцу указанной льготы не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения иска не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, судья
решила:
В удовлетворении исковых требований Фроликовой Г.В. к Министерству социальной защиты населения Рязанской области, Министерству финансов Российской Федерации о признании права на предоставление меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации на содержание жилья в размере не ниже 50% от соответствующего коммунального тарифа – отказать.
На решение суда может быть принесена кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме через Железнодорожный районный суд г. Рязани
Судья: