ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 декабря 2010 года
Судья Железнодорожного районного суда г. Рязани Царькова Т.А.,
с участием старшего помощника прокурора Железнодорожного района г. Рязани Яночкиной Ж.Н.,
при секретаре Манушиной О.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заводского района г. Орла в интересах неопределенного круга лиц к <данные изъяты> о прекращении деятельности по проведению азартных игр,
установил:
Прокурор Заводского района г. Орла обратился в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, с вышеуказанными требованиями.
Мотивировал тем, что прокуратурой Заводского района г. Орла проведена проверка, в ходе которой установлено несоблюдение <данные изъяты> требований действующего законодательства об организации и проведении азартных игр. В частности, в нарушение требований ст. 16 Федерального закона от 29.12. 2006г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» по адресу: <адрес> функционирует развлекательный клуб <данные изъяты>, в котором <данные изъяты> под видом стимулирующей лотереи осуществляет деятельность по организации азартных игр с использованием игровых автоматов, деятельность которых в г.Орле запрещена. В клубе функционирует зал с игровым оборудованием, в котором отсутствует купюроприемник.
По мнению прокурора, нарушения <данные изъяты> установленных законом ограничений затрагивают интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц и влекут за собой в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006г. № 244-ФЗ прекращение деятельности ответчика, организовавшего работу игровых автоматов в указанном развлекательном лотерейном клубе.
С учетом уточненных требований, просит признать незаконной деятельность <данные изъяты> по проведению стимулирующей лотереи в лотерейном клубе <данные изъяты> по адресу: <адрес> использованием в качестве лотерейного оборудования модифицированных игровых автоматов с демонтированными купюроприемниками, а также обязать <данные изъяты> прекратить данную деятельность по вышеуказанному адресу.
В судебном заседании старший помощник прокурора Железнодорожного района г. Рязани Яночкина Ж.Н. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика <данные изъяты> в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом. Сведений о причине неявки суду не представил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.
Прокурор не возражает против рассмотрения дела в порядке заочного судопроизводства.
Руководствуясь ст. 233 ГПК РФ, судья считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного судопроизводства.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, ч. 4 ст. 27, ст. 35 Федерального Закона РФ № 2202-1 от 17.01.1992г. «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, если нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств, когда нарушение приобрело особое общественное значение.
Судом установлено, что <данные изъяты> состоит на учете в МИФНС России № 2 по Рязанской области с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ №, выпиской из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ
<данные изъяты> по договору субаренды от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительному соглашению к нему от ДД.ММ.ГГГГ занимает нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> размещает в нем развлекательный клуб <данные изъяты>.
Прокуратурой Заводского района г. Орла проведена проверка соблюдения законодательства об организации и проведении азартных игр, в ходе которой установлено, что в помещении данного развлекательного клуба <данные изъяты> организована игорная деятельность с использованием игровых автоматов.
Проверкой установлено, что посетитель оплачивает в кассу клуба денежные средства по прейскуранту за определенное время игры, после чего вводит на баланс автомата сумму, соответствующую оплаченной стоимости бонусные баллы. Один балл соответствует стоимости одного рубля. Клиент садится за аппарат и играет в пределах этих бонусных баллов путем нажатия кнопок. Затем ему предлагают стать участником стимулирующей лотереи <данные изъяты>, для проведения которой сотрудник клуба фиксирует на лотерейном оборудовании определенное количество баллов.
В случае выигрыша посетитель получает его в кассе клуба. Сумма выигрыша зависит от лотерейного оборудования. Все выигрыши фиксируются в протоколе тиражной комиссии. Лотерейное оборудование в соответствии с Правилами работы развлекательного клуба оснащено программой на основе генератора случайных чисел, с помощью которого производится определение выигрыша. Система программного обеспечения лотерейного оборудования позволяет в автоматическом режиме производить все действия, необходимые для проведения тиража.
Согласно вышеуказанным Правилам в лотерее разыгрываются денежные выигрыши: 100 руб., 200 руб., 500 руб., 1000 руб., 2000 руб., 5000 руб., 10000 руб., 100000 руб. Вместе с тем, из протокола тиражной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ следует, что суммы выигрыша отличаются от установленных. Таким образом, сумму выигрыша определяет не организатор лотереи, а электронное оборудование.
Факт организации и проведения ответчиком азартных игр в помещении развлекательного клуба подтверждается полученными в ходе проверки объяснениями администратора <данные изъяты>, из которых следует, что она получает денежные средства с клиентов за пользование игровым оборудованием и, исходя из суммы денежных средств, начисляет баллы на развлекательное оборудование. Затем посетителям предлагается поучаствовать в лотерее <данные изъяты>, для чего она фиксирует на лотерейном оборудовании определенное количество баллов. В случае выигрыша посетитель получает его в кассе клуба. Один балл соответствует стоимости одного рубля.
Справкой о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверочной закупки от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в момент проведения проверки в помещении клуба установлено <данные изъяты> единиц лотерейного оборудования (модернизированное из игровых автоматов), которое было включено и работало. На трех автоматах в момент проверки играли клиенты.
В силу п. 2 ст. 3 Федерального Закона от 11.11.2003г. № 138-ФЗ «О лотереях», лотерея в зависимости от способа ее проведения подразделяется на тиражную, бестиражную и комбинированную.
Тиражная лотерея - лотерея, в которой розыгрыш призового фонда лотереи между всеми участниками лотереи проводится единовременно после распространения лотерейных билетов. Проведение такой лотереи может включать в себя отдельные тиражи, представляющие собой распространение партии лотерейных билетов, проведение розыгрыша призового фонда лотереи и выплату, передачу или предоставление выигрышей.
В данном случае, ответчик фактически проводил розыгрыш не между всеми участниками лотереи, а каждым участником на лотерейном (игровом) оборудовании в порядке, аналогичном игре на игровом автомате, а, следовательно, не в соответствии с Федеральным Законом «О лотереях».
Согласно п. 18 ст. 4 Федерального закона РФ от 29.12.2006г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр», игровой автомат представляет собой игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников, что свидетельствует о том, что требование о наличии в игровом автомате устройства для приема при выдаче денежных знаков или их заменителей, отсутствует.
Правила проведения испытаний игровых автоматов с денежным выигрышем с целью утверждения типа и контроля за их соответствием утвержденному типу, в соответствие с Приказом Госстандарта России от 24.01.2000г. № 22, также не предусматривают обязательного наличия в игровом автомате вышеназванных устройств.
Следовательно, основной необходимой частью игрового автомата, которая определяет его функциональную принадлежность, является центральный блок управления с заложенной игровой программой, определяющей результаты игры на нем; игровой автомат без устройства приема и выдачи денежных знаков или их заменителей, при наличии центрального блока управления, содержащего игровую программу, также является игровым автоматом.
Материалы прокурорской проверки свидетельствуют о том, что <данные изъяты>, несмотря на демонтаж купюроприемников и переоборудование игровых автоматов, фактически осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования.
Данное обстоятельство ответчиком не оспорено.
Федеральным Законом РФ от 29.12.2006г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр» определены правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и устанавливаются ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
Согласно ст. 3 вышеуказанного закона государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем: установления порядка осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и соответствующих ограничений, обязательных требований к организаторам азартных игр, игорным заведениям, посетителям игорных заведений, игорных зон; выделения территорий, предназначенных для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, - игорных зон; выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах; выявления, запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр с нарушением законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр.
В статье 5 указано, что деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов РФ, иными нормативными правовыми актами РФ. Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В силу ч.1 ст. 16 Федерального Закона РФ от 29.12.2006г. № 244-ФЗ имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным ч. 6 ст. 6, ч. 1, 3 - 5 ст. 8, ч. 2 и 3 ст. 15 настоящего Федерального закона, ч. 2 настоящей статьи, вправе продолжить свою деятельность до 30.06.2009г. без получения предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне. При этом требования, установленные ч. 2 ст. 15 настоящего Федерального закона, применяются ко всем игорным заведениям вне зависимости от их вида.
В силу ч. 7 ст. 16 данного закона органы государственной власти субъектов РФ вправе были принять до 01.07.2007г., начиная с указанной даты, решение о запрете на территории субъекта РФ (за исключением игорных зон) деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе в отношении отдельных видов игорных заведений).
В соответствии с Законом Орловской области № 686-ОЗ от 22.06.2007г. «О запрете на территории Орловской области деятельности по организации и проведению азартных игр» на территории Орловской области деятельность в сфере организации и проведения азартных игр запрещена.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального Закона от 11.11.2003г. № 138-ФЗ «О лотереях» лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.
В п.п. 2, 3, 8, 15 ст. 2 вышеназванного закона раскрыты содержания «выигрыша», «призового фонда», «проведение лотереи», «лотерейной ставки».
В силу п. 14 указанной статьи лотерейное оборудование - оборудование, специально изготовленное и используемое для проведения лотереи, или оборудование, оснащенное лотерейными программами.
Лотерея, право на участие в которой, не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи, является стимулирующей (п. 2 ч. 3 ст. 3).
Договор между организатором и участником стимулирующей лотереи является безвозмездным.
Предложение об участии в стимулирующей лотерее должно сопровождаться изложением условий лотереи. Такое предложение может быть или нанесено на упаковку конкретного товара, или размещено иным способом, позволяющим без специальных знаний установить связь конкретного товара (услуги) и проводимой стимулирующей лотереи (ч. 1 ст.16 Федерального Закона № 138-ФЗ от 11.11.2003г.).
В соответствии со ст. 7 вышеназванного закона право на проведение стимулирующей лотереи возникает в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Уведомление о проведении стимулирующей лотереи должно содержать указание на срок, способ, территорию ее проведения и организатора такой лотереи, а также наименование товара (услуги), с реализацией которого непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи. Срок проведения стимулирующей лотереи не может превышать двенадцать месяцев.
Ст. 9 Федерального закона РФ от 29.12.2006г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр» предусмотрено создание игорных зон на территориях следующих субъектов Российской Федерации: Алтайский край; Приморский край; Калининградская область; Краснодарский край; порядок создания и ликвидации игорных зон, а также их наименования, границы, иные параметры игорных зон определяются Правительством РФ.
Судом установлено, что документы, разрешающие <данные изъяты> проведение азартных игр на территории г. Орла отсутствуют. В нарушение требований Федерального Закона от 11.11.2003г. № 138-ФЗ «О лотереях» у ответчика отсутствует организационно-технологическое описание лотереи, не соблюден принцип формирования призового фонда. Также нарушены указанные выше требования Федерального закона РФ от 29.12.2006г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр».
Совокупность собранных по делу доказательств свидетельствует о том, что <данные изъяты> по адресу <адрес> фактически под видом лотерейной деятельности, осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов, что нарушает законные интересы Российской Федерации, посягает на общественную нравственность посредством создания условий для вовлечения граждан, в том числе несовершеннолетних, в азартные игры.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что осуществление деятельности <данные изъяты> по организации азартных игр, к которой суд относит проведение ответчиком лотереи <данные изъяты> с использованием в качестве лотерейного оборудования модифицированных игровых автоматов, в черте г. Орла, которая законодателем не отнесена к игорной зоне, незаконно, и подлежит прекращению.
В силу ст. 56 ГПК РФ ответчику предлагалось предоставить доказательства в обоснование своих возражений, однако каких-либо доказательств опровергающих доводы истца, ответчиком не представлено, в связи с чем, заявленные требования, исходя из принципа состязательности сторон в процессе, подлежат удовлетворению в полном объеме.
В силу ст. 103 ГПК РФ, п.п. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход государства государственная пошлина в размере <данные изъяты> руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 233-235 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования прокурора Заводского района г. Орла в интересах неопределенного круга лиц к <данные изъяты> о прекращении деятельности по проведению азартных игр удовлетворить.
Признать незаконной деятельность по проведению стимулирующей лотереи <данные изъяты> по проведению азартных игр под видом стимулирующей лотереи в лотерейном клубе <данные изъяты> по адресу: <адрес> использованием в качестве лотерейного оборудования модифицированных игровых автоматов с демонтированными купюроприемниками.
Обязать <данные изъяты> прекратить деятельность обособленного подразделения по адресу: <адрес>, по организации и содержанию игровых автоматов.
Взыскать с <данные изъяты> в доход государства госпошлину в суме <данные изъяты> руб.
Разъяснить ответчику, что он вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Железнодорожный районный суд в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья