о признании решения недействительным



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 января 2011 года

Судья Железнодорожного районного суда г. Рязани Рогозина Н.И.,

при секретаре Ракиной Е.А.,

с участием представителя заявителя ФБУ Рязанской воспитательной колонии УФСИН России по Рязанской области – Шляндиной Н.В.,

представителя ГУ РО «Центр занятости населения г. Рязани» - Митиной Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда дело по заявлению ФБУ Рязанской воспитательной колонии УФСИН России по Рязанской области о признании недействительным решения государственного органа,

УСТАНОВИЛА:

ФБУ «Рязанская воспитательная колония УФСИН России по Рязанской области» обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения государственного органа.

В обоснование заявленных требований заявитель указал, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была уволена из ФБУ Рязанской ВК УФСИН России по Рязанской области в связи с сокращением численности штата работников.

ДД.ММ.ГГГГ ГУ РО «Центр занятости населения г. Рязани» зарегистрировало ФИО1 в качестве ищущей работу. По прошествии третьего месяца органами службы занятости пенсионерка ФИО1 трудоустроена не была.

ДД.ММ.ГГГГ ГУ РО ЦЗН г. Рязани выдало ФИО1 справку для получения сохраненной средней заработной платы на период трудоустройства в течение 3-го месяца со дня увольнения, согласно ст. 178 ТК РФ.

Заявитель считает решение, оформленное в виде справки незаконным, поскольку указанная в ней выплата является мерой социальной защиты безработных, а пенсионеры к таковым не относятся, социально защищены государством в виде гарантированной выплаты пенсии. По этой причине отсутствует исключительность случая, когда следует сохранять заработную плату уволенному работнику на третий месяц после увольнения. Поскольку пенсионеры в силу действующего законодательства не могут быть признаны безработными, у службы занятости не возникает обязанности по их трудоустройству в течение третьего месяца со дня увольнения, соответственно, указанная служба не вправе была выносить решение о выплате пенсионеру выходного пособия за третий месяц после увольнения.

Просит признать недействительным решение ГУ РО ЦЗН г. Рязани, выраженное в форме справки № от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении ФИО1, дающее право на получение выходного пособия за третий месяц уволенному работнику, являющемуся пенсионером.

В судебном заседании представитель ФБУ Рязанской воспитательной колонии УФСИН России по Рязанской области Шляндина Н.В., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала по тем же основаниям.

Представитель ГУ РО ЦЗН г. Рязани Митина Н.С. с требованиями, указанными в заявлении не согласна. Пояснила, что оспариваемое решение вынесено на законных основаниях, ФИО1 по прошествии трех месяцев не была трудоустроена службой занятости, в связи с чем, возникли основания для сохранения за ней среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения в порядке ч. 2 ст. 178 ТК РФ.

Заинтересованное лицо ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит, что заявление необоснованно и не подлежит удовлетворению.

В силу п. 1 ст. 254 (глава 25) ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что по правилам, предусмотренным главой 25 ГПК РФ, рассматриваются также дела об оспаривании решений юридических лиц, принятых при осуществлении ими переданных в установленном порядке конкретных государственно-властных полномочий.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

В силу подпункта 3 п. 1 ст. 15 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» государственная служба занятости населения включает, в том числе, государственные учреждения службы занятости населения.

В соответствии с указанными нормами органам службы занятости населения, в данном случае ГУ РО ЦЗН г. Рязани, федеральным законом предоставлены государственно-властные полномочия по принятию обязательных для работодателей решений о получении работником средней заработной платы за третий месяц после увольнения в связи с сокращением численности или штата.

В судебном заседании бесспорно установлено, что приказом начальника ФБУ «Рязанская воспитательная колония» УФСИН России по Рязанской области № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, директор общеобразовательной школы ФБУ «Рязанская воспитательная колония» УФСИН России по Рязанской области была уволена с ДД.ММ.ГГГГ по сокращению численности штата работников учреждения с выплатой выходного пособия в размере среднего месячного заработка.

ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в течение двухнедельного срока после увольнения ФИО1 обратилась в ГУ РО ЦЗН г. Рязани с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы. В тот же день ФИО1, ДД.ММ.ГГГГг.р., была поставлена на персональный учет в качестве гражданина, ищущего работу.

Указанные обстоятельства подтверждаются заявлением ФИО1 о регистрации в качестве ищущего работу, заявлением-анкетой, карточкой персонального учета гражданина ищущего работу №.

В порядке ч. 1 ст. 178 ТК РФ работодатель выплатил ФИО1 средний месячный заработок за два месяца (с зачетом выходного пособия), что подтверждается пояснениями представителя заявителя, и не оспаривается заинтересованными лицами.

Вакансий подходящей работы ФИО1 не имелось и в течение третьего месяца с момента ее увольнения, что подтверждается предложениями службы занятости. В связи с этим ГУ РО ЦЗН г. Рязани приняло решение о получении ФИО1 сохраненной средней заработной платы на период трудоустройства в течение третьего месяца со дня увольнения. Указанное решение было оформлено справкой № от ДД.ММ.ГГГГ

В настоящее время сохраненная средняя заработная плата за третий месяц со дня увольнения ФБУ «Рязанская воспитательная колония» УФСИН России по Рязанской области ФИО1 выплачена.

Отсутствие вакансий подходящей работы, отвечающей требованиям ст. 2 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», подтверждается объяснениями представителя ГУ РО ЦЗН г. Рязани, не оспорено представителем заявителя.

Кроме того, данное обстоятельство подтверждается альбомами вакансий ГУ РО ЦЗН г. Рязани от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым вакансии «директора школы» не имелось.

Суд не может принять доводы заявителя, что при принятии оспариваемого решения орган службы занятости населения не учел отсутствие у ФИО1 исключительных обстоятельств, поскольку, будучи пенсионером по выслуге лет, социально защищена государством в виде гарантированной выплаты пенсии, также доводы заявителя о том, что гарантии, предусмотренные п. 2 ст. 178 ТК РФ, являются мерой социальной защиты безработных и не могут распространяться на пенсионеров.

Гарантии социальной поддержки безработных установлены в ст. 28 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», осуществляются за счет бюджетных средств и отличаются от гарантий и компенсаций, установленных трудовым законодательством.

В положениях ст. 164 ТК РФ содержится определение гарантий и компенсаций работникам. Гарантии – средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений. Компенсации – денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. В соответствии с ч. 2 ст. 165 ТК РФ при предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя.

По своей правовой природе предусмотренное ст. 178 ТК РФ выходное пособие является компенсацией работнику утраченного заработка при прекращении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников организации, а не мерой социальной поддержки безработного.

Право каждого гражданина на труд, вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации установлено ст. 37 Конституции Российской Федерации.

В соответствии со ст. 3 ТК РФ, каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Исходя из содержания указанных норм, пенсионеры также имеют возможность реализовать свое право на труд, в том числе при содействии органов занятости.

По смыслу ч. 2 ст. 178 ТК РФ, условием сохранения за уволенным работником среднего месячного заработка в течение третьего месяца с момента увольнения является своевременное обращение работника в орган занятости и невозможность его трудоустроить из-за отсутствия подходящей работы.

Каких-либо ограничений права на сохранение средней заработной платы на период трудоустройства (в порядке исключения) в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости в отношении высвобождаемых по п. 1 и п. 2 ст. 81 ТК РФ работников пенсионного возраста, действующее законодательство не содержит. Данные граждане не лишены права вновь трудоустроиться как самостоятельно, так и с помощью службы занятости.

Тот факт, что ФИО1 не была трудоустроена через орган занятости населения в течение трех месяцев со дня увольнения в связи с отсутствием вакансий подходящей работы, суд оценивает как исключительное обстоятельство, позволяющее сохранить за ней средний месячный заработок в течение третьего месяца со дня увольнения.

В силу ст. 256 ГПК РФ заявление об оспаривании действий госоргана или должностного лица может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод.

Согласно ч. 2 ст. 256 ГПК РФ причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Судом выяснялся вопрос о соблюдении заявителем срока, установленного ст. 256 ГПК РФ.

В судебном заседании представитель заявителя ФБУ Рязанской воспитательной колонии УФСИН России по Рязанской области Шляндина Н.В. пояснила, что справка о выплате ФИО1 сохраненной средней заработной платы на период трудоустройства в течение третьего месяца со дня увольнения была представлена в учреждение ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, ФБУ РВК УФСИН России по Рязанской области обратилось с заявлением об оспаривании указанного выше решения в Арбитражный суд Рязанской области, заявление принято судом к своему производству. ДД.ММ.ГГГГ производство по делу прекращено в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.

ДД.ММ.ГГГГ ФБУ РВК УФСИН России по Рязанской области обратилось в с указанным заявлением в Железнодорожный районный суд г. Рязани.

Представитель заявителя полагала, что срок, установленный ст. 256 ГПК РФ, заявителем не пропущен, поскольку в связи с обращением в Арбитражный суд Рязанской области течение этого срока приостанавливается.

Данные доводы представителя ФБУ РВК УФСИН России по Рязанской области суд не может принять во внимание, поскольку они основаны не неправильном толковании норм действующего законодательства.

В данном случае суд приходит к выводу, что срок для обращения в суд с требованием об обжаловании решения государственного органа заявителем пропущен без уважительных причин, поскольку ошибочное определение подведомственности спора стороной - юридическим лицом не может быть признано уважительной причиной пропуска процессуального срока, кроме того, после вынесения Арбитражным судом определения о прекращении производства по делу у заявителя имелось достаточно времени для обращения в суд общей юрисдикции.

Таким образом, суд приходит к выводу, что решение ГУ РО ЦЗН г. Рязани, выраженное в форме справки № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1, дающее право на получение выходного пособия за третий месяц уволенному работнику, является законным, основания для его отмены отсутствуют. В связи с этим заявление о признании незаконным указанного решения удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ,

РЕШИЛА:

В удовлетворении заявления ФБУ Рязанской воспитательной колонии УФСИН России по Рязанской области о признании незаконным решения ГУ РО «Центр занятости населения г. Рязани», выраженного в форме справки № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Железнодорожный районный суд г. Рязани.

Судья: