РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 декабря 2010 г.
Железнодорожный районный суд г. Рязани в составе:
судьи Хмельниковой Е.А.,
при секретаре Шевченко М.В.,
с участием истца Васильева <данные изъяты>.,
представителя истца Солдатовой И.Н.,
представителей ответчика Мельниковой И.А., Сафонкиной Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда дело по иску Васильева <данные изъяты> к Управлению Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Рязанской области о признании приказа незаконным, взыскании денежных сумм,
УСТАНОВИЛ:
Васильев <данные изъяты> обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Рязанской области о признании приказа незаконным. В обоснование исковых требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ работает в должности <данные изъяты> Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Рязанской области. Приказом начальника Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Рязанской области полковника полиции <данные изъяты> <данные изъяты>. от ДД.ММ.ГГГГ №-лс по личному составу истец был лишен премии за образцовое исполнение обязанностей на 100% ДД.ММ.ГГГГ года как имеющий упущения по службе на основании протокола оперативного совещания от ДД.ММ.ГГГГ года. Этим же приказом истцу изменена надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы и установлена в размере 10%.Истец полагает, что данный приказ издан в нарушение требований Инструкций «О дополнительных выплатах сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» и «О выплате сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы». В частности, в приказе отсутствует указание конкретных причин, по которым истец был лишен премии. Какие-либо юридические и фактические основания для лишения истца премии также отсутствуют.
Непосредственным начальником истца не был составлен мотивированный рапорт с указанием конкретных причин для изменения истцу надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы. До настоящего времени истцу неизвестны причины, по которым ему была снижена указанная надбавка, так как условия его службы ни в чем не изменились.
С учетом представленных уточнений истец просит признать незаконным и отменить указанный приказ о лишении его премии за образцовое исполнение обязанностей на 100% за ДД.ММ.ГГГГ года и изменении надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы; взыскать в его пользу с Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Рязанской области премию за ДД.ММ.ГГГГ года за образцовое исполнение служебных обязанностей в размере <данные изъяты> руб., надбавку за сложность и напряженность за период с ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> руб., а также понесенные судебные расходы.
В судебном заседании истец и его представитель на основании доверенности Солдатова И.Н. поддержали исковые требования в полном объеме по тем же основаниям.Представители ответчика Мельникова И.А., Сафонкина Л.А., действующие на основании доверенностей, полагают исковые требования не подлежащими удовлетворению. Указали, что оспариваемый приказ вынесен начальником УФСКН в пределах его полномочий, в связи с имевшимися у истца упущениями по службе.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Денежное довольствие сотрудников органов наркоконтроля устанавливается Федеральным законом "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплат этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)" от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ.
Согласно п.1 ст.1 указанного Закона денежное довольствие сотрудников состоит из оклада по занимаемой штатной должности, оклада по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания, из процентных надбавок за выслугу лет, ученую степень и ученое звание, иных дополнительных выплат
В соответствии с п.8 данной статьи премия за образцовое исполнение служебных обязанностей в размере до трех окладов денежного содержания в год, выплачиваемая в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, относится к дополнительным выплатам
Согласно Положению о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента РФ от 5 июня 2003 г. N 613 премирование сотрудников является видом поощрения за добросовестное исполнение служебных обязанностей (п.90).
Поощрения к сотрудникам применяются, а дисциплинарные взыскания на них налагаются прямыми начальниками в пределах предоставленных им прав.
Прямыми начальниками являются лица, которым сотрудники подчинены по службе, в том числе временно.
Прямой начальник сотрудника является его непосредственным начальником.
Дисциплинарные права, предоставленные нижестоящим начальникам, принадлежат вышестоящим начальникам (п.95).
Постановлением Правительства РФ от 21.01.2003 г. №33 утверждено Положение о выплате премии за образцовое исполнение служебных обязанностей сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации.
В соответствии с данным положением выплата премии производится ежеквартально, ежемесячно или за иной период текущего года. Размер премии, срок и порядок ее выплаты определяются руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти.
Руководители органов, подразделений и учреждений соответствующих федеральных органов исполнительной власти имеют право снижать размер премии сотрудникам, находящимся в их подчинении, или лишать их премии за упущения по службе и нарушение дисциплины. Решение в этом случае принимается в порядке, определяемом руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти.
Приказом Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 20.01.2009 года № 28 утверждена Инструкция о дополнительных выплатах сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, пунктом 4 которой предусмотрено, что начальники территориальных органов и организаций ФСКН России имеют право снижать размер премии сотрудникам, находящимся в их подчинении, или лишать их премии за упущения по службе и нарушение служебной дисциплины.
Решение о выплате премии, лишении или снижении ее размера конкретному сотруднику оформляется в территориальном органе, организации ФСКН России - приказом территориального органа, организации ФСКН России на основании мотивированного рапорта начальника структурного подразделения территориального органа, организации ФСКН России.
В случае лишения или снижения размера премии в соответствующем приказе указываются конкретные причины, послужившие основанием для принятия такого решения.
Судом установлено, что истец проходил службу в должности <данные изъяты> УФСКН по Рязанской области с ДД.ММ.ГГГГ на основании заключенного между ним и начальником Управления контракта.
Приказом начальника Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ №-лс по личному составу истец, как имеющий упущения по службе, был лишен премии за образцовое исполнение обязанностей на 100% за ДД.ММ.ГГГГ года; основание: протокол оперативного совещания от ДД.ММ.ГГГГ года.
Как следует из представленного протокола оперативного совещания отДД.ММ.ГГГГ года одним из вопросов повестки совещания являлось обсуждение итогов работы подразделений управления в ДД.ММ.ГГГГ г. В совещании принимали участие и выступали <данные изъяты> и его заместитель Васильев <данные изъяты> которым по результатам совещания по итогам работы за <данные изъяты> года указано на низкий уровень организации деятельности следственного отдела, неэффективную реализацию полномочий, предусмотренных ст.39 УПК РФ для должностных лиц, возглавляющих следственное подразделение, что повлекло необоснованное затягивание сроков и некачественное расследование уголовных дел и принято решение за данные упущения по службе лишить <данные изъяты> и Васильева <данные изъяты> премии за образцовое исполнение служебных обязанностей за ДД.ММ.ГГГГ г. на 100 %.
С данным протоколом Васильев <данные изъяты> был ознакомлен, что подтверждается его подписью в листе ознакомлений.
В соответствии с должностной инструкцией, утвержденной начальником Управления, заместитель начальника следственного отдела УФСКН по Рязанской области обязан: организовывать работу и осуществлять руководство деятельностью отдела; в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации организовывать работу следователей по конкретным уголовным делам, в том числе в составе следственных групп; обеспечивать соблюдение сотрудниками следственного отдела требований нормативных правовых актов Российской Федерации и ФСКН России; проводить анализ результатов своей деятельности и деятельности подчиненных, обобщать правоприменительную практику и результаты процессуальной деятельности, разрабатывать и реализовывать меры, направленные на совершенствование организации и повышение качества следственной работы, сокращение процессуальных сроков и соблюдение законности.
С учетом задач и функций следственного отдела управления заместитель начальника следственного отдела управления осуществляет в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации процессуальные полномочия руководителя следственного подразделения по уголовным делам, находящихся в производстве следователей следственного отдела; осуществляет контроль за выполнением сотрудниками отдела возложенных на отдел задач, функций, своевременностью рассмотрения поступивших материалов и исполнением поручений руководства ФСКН России, а также за результатами работы отдела.
Заместитель начальника следственного отдела управления несет персональную ответственность за несоблюдение требований, установленных законодательством РФ, выполнение сотрудниками возложенных на следственный отдел задач и функций.
В соответствии с Типовым положением о региональном управлении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и управлении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по субъекту Российской Федерации, утвержденным приказом ФСКН РФ от 27.06.2008 N 199, управление организует и осуществляет свою деятельность на плановой основе в соответствии с требованиями нормативных правовых актов ФСКН России, с соблюдением принципов единоначалия при принятии решений и персональной ответственности сотрудников.
Типовым положением о территориальном следственном органе ФСКН России, утвержденным приказом ФСКН России от 31.08.2007г. № 287 также предусмотрено осуществление деятельности следственного подразделения на плановой основе.
Представители ответчика в судебном заседании указали, что из запланированных к окончанию в ДД.ММ.ГГГГ года <данные изъяты> уголовных дел, предварительное следствие не окончено по <данные изъяты> уголовным делам, что свидетельствует о неэффективной разработке и реализации мер, направленных на совершенствование организации и повышение качества следственной работы, сокращение процессуальных сроков и соблюдение законности, неэффективный анализ результатов уголовно-процессуальной деятельности. Данные недостатки следственной работы напрямую связаны с должностными обязанностями <данные изъяты> Васильева <данные изъяты> В подтверждение данных доводов ответчиками представлены справки о выполнении запланированных показателей следственным отделом и результаты эффективности процессуальной деятельности следственных подразделений.
Истец в судебном заседании частично подтвердил наличие недостатков в работе следственного отдела по итогам работы за ДД.ММ.ГГГГ г., в частности, неисполнение в полном объеме запланированных показателей, нарушение процессуальных сроков по ряду дел.
Вместе с тем полагает, что приказ о лишении его премии за образцовое исполнение служебных обязанностей по итогам работы за ДД.ММ.ГГГГ года подлежит отмене как вынесенный с нарушением Инструкции (в приказе не указаны конкретные причины лишения премии).
Суд не может согласиться с данными доводами истца, поскольку в оспариваемом приказе о лишении истца премии в связи с упущениями по службе указано основание: протокол оперативного совещания от ДД.ММ.ГГГГ, с которым истец был ознакомлен, и в котором причины (основания) лишения истца премии за образцовое исполнение служебных обязанностей указаны (низкий уровень организации деятельности следственного отдела, неэффективная реализация полномочий, предусмотренных ст.39 УПК РФ, повлекшая необоснованное затягивание сроков и некачественное расследование уголовных дел).
Отсутствие мотивированного рапорта непосредственного начальника истца (также лишенного указанной премии), на которое ссылался представитель истца, не является препятствием для вынесения прямым начальником приказа о лишении истца премии на основании протокола оперативного совещания – мотивированного документа, в котором изложены основания для издания данного приказа.
При таких обстоятельствах, суд считает, что начальником УФСКН по Рязанской области не допущено нарушений, являющихся основанием для признания незаконным приказа от ДД.ММ.ГГГГ №-лс о лишении истца премии за образцовое исполнение обязанностей на 100% за ДД.ММ.ГГГГ года. В связи с чем, требования истца об отмене этого приказа и взыскании с ответчика суммы указанной премии удовлетворению не подлежат.
В то же время требования истца о признании незаконным и отмене того же приказа в части изменении надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Федеральным законом "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплат этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)" от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ к дополнительным выплатам, составляющим денежное довольствие сотрудников органов наркоконтроля, также относится дифференцированная в зависимости от состава сотрудников и местности прохождения службы, ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы в размерах и порядке, определяемых руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, до 120 процентов оклада по занимаемой штатной должности.
Приказом Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ от ДД.ММ.ГГГГ N № утверждена Инструкция «О выплате сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы», в соответствии с которой ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы в размере до 120 процентов должностного оклада устанавливается сотрудникам подразделений, территориальных органов и организаций Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, выполнение служебных обязанностей которых связано с решением задач, требующих высокого уровня профессиональной подготовки, либо сопряжено с напряженным характером и специальным режимом несения службы.
Надбавка устанавливается дифференцированно в зависимости от состава сотрудников и местности прохождения службы, на определенный период, как правило на один год, приказом Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, ее территориального органа или организации
Для установления надбавки (прекращения выплаты, изменения размера) начальник, в чьем непосредственном подчинении находится сотрудник, составляет мотивированный рапорт с указанием причин установления надбавки (прекращения выплаты, изменения размера).
В судебном заседании установлено, что приказом начальника УФСКН по Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ Васильеву <данные изъяты> на основании рапорта начальника следственного отдела <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ установлена с ДД.ММ.ГГГГ надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы в размере 100 % должностного оклада.
Приказом начальника Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по <адрес> <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №-лс Васильеву <данные изъяты> как имеющему упущения по службе изменена указанная надбавка и установлена в размере 10%; основание - протокол оперативного совещания от ДД.ММ.ГГГГ
Как следует из данного протокола (п. 2.2.6), на совещании принято решение: за недобросовестное исполнение служебных обязанностей, которые связаны с решением задач, требующих высокого уровня профессиональной подготовки, изменить с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную надбавку за сложность, напряженность и специальный режим службы и установить в размере 10%.
Таким образом, согласно приказу размер надбавки снижен истцу в связи с наличием упущений по службе, согласно протоколу оперативного совещания - за недобросовестное исполнение служебных обязанностей.
Однако, в соответствии с приведенными выше положениями Закона и Инструкции основаниями для установления данного вида дополнительной выплаты являются сложность (связь выполнения служебных обязанностей с решением задач, требующих высокого уровня профессиональной подготовки), напряженность (сопряженность с напряженным характером службы и специальный режим службы (сопряженность со специальным режимом несения службы), а размер устанавливаемой надбавки обусловлен составом сотрудников и местностью прохождения службы. Следовательно, возможность изменения размера надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы не может связываться ни с добросовестностью исполнения служебных обязанностей, ни с наличием упущений по службе. Поэтому суд считает неправомерным изменение истцу установленной на ДД.ММ.ГГГГ год надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы по указанным в оспариваемом приказе основаниям.
Представитель ответчика в обоснование правомерности изменения истцу размера указанной надбавки ссылался на то, что до ДД.ММ.ГГГГ истец выполнял больший объем работы, поскольку в соответствии с ранее действовавшей должностной инструкцией Васильев <данные изъяты> замещал начальника следственного отдела в случае его убытия в отпуск, командировку, на лечение, а в соответствии с утвержденной ДД.ММ.ГГГГ должностной инструкцией Васильев <данные изъяты> замещает начальника следственного отдела только в случае отсутствия другого заместителя. Данные доводы не принимаются судом во внимание, в связи с тем, что, в оспариваемом приказе и протоколе оперативного совещания основанием для изменения истцу с ДД.ММ.ГГГГ размера надбавки указано наличие упущений по службе и недобросовестное исполнение служебных обязанностей, а не изменение объема служебных обязанностей.
При таких обстоятельствах, приказ начальника Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ №-лс в части изменения истцу как имеющему упущения по службе надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы и установления надбавки в размере 10 % нельзя признать законным.
В связи с этим, требования истца об отмене приказа начальника УФСКН по Рязанской области в части снижения размера надбавки и взыскании с ответчика недоплаченной суммы указанной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы, которая по представленному представителем ответчика расчету за период с ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> рублей, подлежат удовлетворению.
Кроме того, согласно представленным квитанциям к приходным кассовым ордерам истцом понесены расходы по оплате консультационных услуг, подготовке и составлению искового заявления в сумме <данные изъяты> рублей и оплате услуг представителя в сумме <данные изъяты> рублей. Указанные расходы, размер которых, по мнению суда, не является завышенным в соответствии со ст.ст.98, 100 ГПК РФ также подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Васильева <данные изъяты> к Управлению Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Рязанской области о признании приказов незаконными, взыскании денежных сумм удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить приказ начальника Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ №-лс в части изменения Васильеву <данные изъяты> надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы и установления надбавки в размере 10 %.
Взыскать с Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Рязанской области в пользу Васильева <данные изъяты> надбавку за сложность, напряженность и специальный режим службы за период с ДД.ММ.ГГГГ года в сумме <данные изъяты>) рублей.
В остальной части в удовлетворении исковых требований Васильева <данные изъяты> отказать.
Взыскать с Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Рязанской области в пользу Васильева <данные изъяты> судебные расходы в сумме <данные изъяты>) рублей.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Железнодорожный районный суд г. Рязани.
Судья