РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 февраля 2011 г.
Федеральный судья Железнодорожного районного суда г. Рязани Орлова И.В.
При секретаре Шилиной Л.К.
С участием представителя истца Кабановой <данные изъяты>
Ответчика Дмитриева <данные изъяты>.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда дело по исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 2 по Рязанской области к Дмитриеву <данные изъяты> о взыскании авансовых платежей,
Установил:
Межрайонная ИФНС России № 2 по Рязанской области обратилась к Дмитриеву <данные изъяты>. о взыскании авансовых платежей. В обоснование требований указано, что ответчик - плательщик налога на доходы физических лиц.
В соответствии со ст. 210 НК РФ, при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.
Согласно ст. 228 п. 2 НК РФ, налогоплательщики самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном ст. 225 настоящего кодекса ( сумма налога при определении налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке, установленной п. 1 ст. 224 НК РФ, процентная доля налоговой базы. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная, исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства налогоплательщиком не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии со ст. 229 НК РФ, налоговая декларация представляется налогоплательщиками не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком представлена декларация за 2009 год, согласно которой общая сумма доходов за 2009 год – <данные изъяты>., общая сумма расходов и налоговых вычетом – <данные изъяты>., налоговая база – <данные изъяты>., сумма налога, подлежащая уплате в бюджет – <данные изъяты>.
Исчисление суммы авансовых платежей производится налоговым органом. Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов. Сумма авансового платежа за 2010 год – <данные изъяты>. Просит суд взыскать с ответчика вышеуказанную сумму.
В ходе рассмотрения дела истцом уточнены и дополнены основания иска. Указано, что в соответствии со ст.ст. 45, 46 НК РФ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате налога и сбора, неуплаты пени и штрафа, налоговый орган направляет плательщику требование об уплате налога, сбора, пени или штрафа, в случае неисполнения указанного требования принимает решение о взыскании налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) – индивидуального предпринимателя в банках. Авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений: за январь-июнь – не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;, за июль – сентябрь – не позднее 15 октября текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей; за июль – сентябрь – не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей; за октябрь – декабрь – не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.
ДД.ММ.ГГГГ налоговой инспекцией ответчику направлено налоговое уведомление № на уплату указанного налога в срок до ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>. Впоследствии, ДД.ММ.ГГГГ ответчику выставлено требование об уплате авансовых платежей, направленное заказным письмом ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени требование не исполнено, в связи с чем истец просит суд взыскать с Дмитриева <данные изъяты> авансовый платеж по налогу на доходы с физических лиц за 2010 год в размере <данные изъяты>.
В судебном заседании представитель ответчика исковые требования поддержала по тем же основаниям.
Ответчик иск не признал. Считает, что отсутствуют правовые основания для принудительного взыскания авансового платежа. Кроме того, истцом не выполнена обязанность по надлежащему уведомлению ответчика о необходимости произвести платеж, предусмотренная Налоговым Кодексом РФ. Просит в иске отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит требования необоснованными не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57).
Раскрывая нормативное содержание закрепленного в статье 57 Конституции Российской Федерации принципа законного установления обязательных платежей, Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на то, что данный принцип не ограничивается требованиями к правовой форме акта, устанавливающего тот или иной обязательный платеж, и к процедуре его принятия; содержание этого акта также должно отвечать определенным требованиям, поэтому не может считаться законно установленным обязательный платеж, не соответствующий по существу конституционным принципам и отражающим их основным началам законодательства о налогах и сборах.
Федеральные налоги и сборы следует считать "законно установленными", если они установлены федеральным законодательным органом в надлежащей форме, то есть федеральным законом. При этом налог может считаться законно установленным только в том случае, если законом зафиксированы существенные элементы налогового обязательства, т.е. установить налог можно только путем прямого перечисления в законе о налоге существенных элементов налогового обязательства.
Налоговым кодексом Российской Федерации (статья 17) к числу существенных элементов налогового обязательства отнесен и налоговый период.
Из пункта 3 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что понятия "налогоплательщик", "объект налогообложения", "налоговая база", "налоговый период" и другие специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах используются в налоговых правоотношениях в значениях, определяемых соответствующими статьями Налогового кодекса.
Согласно статьям 8 и 52 НК РФ налог - это обязательный платеж, взимаемый с организаций или физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и подлежащий уплате по итогам налогового периода исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Понятие налоговой базы дано в статье 53 НК РФ. В соответствии с пунктом 1 статьи 54 НК РФ налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
В статье 55 НК РФ указано, что под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.
Здесь же особо указано на то, что налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. По налогам, исчисляемым нарастающим итогом, налоговая база полностью устанавливается только по окончании года. Все остальные промежуточные платежи являются авансовыми.
Таким образом, законодатель выделяет два вида платежей в бюджет - налог, исчисляемый на основании налоговой базы, которая определяется по итогам налогового периода, и авансовый платеж, исчисляемый на основании базы, которая определяется по итогам отчетных периодов.
Согласно ст. 53 НК РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.
В соответствии со ст. 216 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. В соответствии со ст. 227 НК РФ, общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом ( п. 6 ч. 1).
Этой же статьей предусмотрено предусмотрена уплата налогоплательщиками авансовых платежей, исчисление сумм которых производится налоговым органом. Такой расчет производится на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода от указанных в пункте 1 настоящей статьи видов деятельности за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 и 221 настоящего Кодекса.
Также установлен порядок уплаты авансовых платежей::
1) за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;
2) за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;
3) за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.(п.9 ч. 1 ст. 227 НК РФ).
Уплата налогов по итогам промежуточных отчетных периодов носит характер авансовых платежей, которые могут быть уточнены по истечении налогового периода, без всяких последствий для налогоплательщика, что вытекает из смысла ст. 52, 55 НК РФ.
Но такие платежи, как следует из статьи 55 НК РФ, собственно налогом не являются, поскольку налог уплачивается с налоговой базы, определяемой только по итогам налогового, а не отчетного периода.
Именно поэтому, несмотря на сходство авансовых платежей, уплачиваемых по итогам отчетных периодов, с налогами, уплачиваемыми по итогам налоговых периодов, законодатель не допускает их смешения, специально вводя разные понятия - налог и авансовый платеж.
Данная позиция не противоречит и положениям статьи 58 НК РФ, согласно которой уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога или в ином порядке, предусмотренном кодексом или иными актами законодательства о налогах и сборах. Только по окончании установленного для каждого налога налогового периода может быть определена налоговая база, облагаемая конкретным налогом, с которой исчисляется сумма платежа, являющаяся согласно статьям 52 - 55 НК РФ налогом. Перечисление в бюджет именно этого платежа, являющегося собственно налогом, и может иметь место в порядке, предусмотренном статьей 58 НК РФ.
Кроме того, Налоговым Кодексом Российской Федерации (ст. 48), четко перечислено, что при неисполнении налогоплательщиком – физическим лицом – своих обязанностей по уплате налогов – могут быть принудительно взысканы в судебном порядке налоги, сборы, пени и штрафы. Авансовые платежи в данный перечень законодателем не включены.
Судом установлено, что ответчик – <данные изъяты> организационно-правовая форма его деятельности – <данные изъяты>. Таким образом, ответчик на основании п. 2 ч. 1 ст. 227 НК РФ, является плательщиком налога на доходы физического лица.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ответчиком подана налоговая декларация на доходы физических лиц (форма 3 –НДФЛ) за 2009 год, что подтверждается материалами дела, не оспаривалось сторонами.
Согласно декларации:
- общая сумма дохода за 2009 год – <данные изъяты>
- общая сумма расходов и налоговых вычетов – <данные изъяты>
- налоговая база – <данные изъяты>
- общая сумма налога, исчисленная к уплате за 2009 года – <данные изъяты>
По мнению представителя истца, ответчик обязан на основании суммы предполагаемого дохода произвести авансовые платежи за 2010 год, исходя из суммы <данные изъяты> следующим образом: до ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> до ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> до ДД.ММ.ГГГГ1 года – оставшуюся сумму <данные изъяты>
Исходя из вышесказанного, суд считает, что правовых оснований для взыскания с ответчика авансового платежа в сумме <данные изъяты>. – не имеется. Срок для уплаты налога на доходы физического лица за 2010 год на момент рассмотрения дела не истек.
Кроме того, истцом нарушена предусмотренная Налоговым Кодексом РФ ( ст.ст. 52, ст. 227) процедура уведомления ответчика о необходимости произвести авансовые платежи.
Как поясняла представитель ответчика в судебном заседании, налоговое уведомление ответчику направлено простой почтой только ДД.ММ.ГГГГ., между тем, законодательством установлена обязанность налогового органа направить уведомление налогоплательщику заказной почтой не позднее чем за 30 дней до наступления срока платежа. Поскольку срок авансового платежа – ДД.ММ.ГГГГ, то уведомление должно быть направлено не позднее, чем до ДД.ММ.ГГГГ
Суд также учитывает положения пункта 7 статьи 3 НК РФ, согласно которому все сомнения, противоречия и неясности законодательства о налогах толкуются в пользу налогоплательщика. При таких обстоятельства, правовых оснований для удовлетворения иска у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Межрайонной Инспекции Федеральной службы по налогам и сборам Российской Федерации № 2 по Рязанской области к Дмитриеву <данные изъяты> о взыскании авансового платежа – отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда в десятидневный срок с момента его окончательного изготовления.
Судья