РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 марта 2011 года
Судья Железнодорожного районного суда г. Рязани Никифорова Т.И.,
при секретаре Матвеевой Ю.В.,
с участием истца Калиниченко Н.М.,
представителя ответчиков Министерства социальной защиты населения Рязанской области Ким Е.В., Министерства финансов РФ Зубарева А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Калиниченко Н.М., Калиниченко В.И. к Министерству социальной защиты населения Рязанской области, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании излишне удержанных денежных средств за содержание жилья,
УСТАНОВИЛ:
Калиниченко Н.М. и Калиниченко В.И. обратились с иском к Министерству социальной защиты населения Рязанской области и Министерству финансов РФ о взыскании излишне удержанных денежных средств за содержание жилья. Свои требования мотивировали тем, что являются инвалидами, проживают в 2-х комнатной приватизированной ими в равных долях квартире многоквартирного жилого дома. Истцам предоставлялась льгота на оплату жилья, предусмотренная частью 13 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 «О социальной защите инвалидов в РФ». С 01.03.2010 в предоставлении скидки не ниже 50% на оплату жилого помещения им отказано, ввиду того, что лица, проживающие в квартирах, принадлежащих им на праве собственности в многоквартирных жилых домах, права на льготную оплату жилья не имеют. Считают отказ в предоставлении указанной меры соцподдержки незаконным, просят взыскать с ответчиков в свою пользу излишне удержанные денежные средства за содержание жилья за 2010 год в сумме <данные изъяты> рублей и за 2011 год в сумме <данные изъяты> рубля; взыскать солидарно с ответчиков незаконно удержанные средства за содержание и обслуживание домофона в сумме <данные изъяты> рублей; обязать ответчика производить ответчика производить удержание и возврат денежных средств за жилищно-коммунальные услуги и содержание и ремонт домофона в строгом соответствии с требованиями законодательных актов.
В судебном заседании истец Калиниченко Н.М. заявленные исковые требования поддержал по тем же основаниям.
Истица Калиниченко В.И. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Рязанской области исковые требования не признала.
Представитель ответчика Министерства финансов РФ исковые требования не признал.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании, бесспорно, установлено, что Калиниченко Н.М. и Калиниченко В.И. проживают в принадлежащей им на праве собственности в равных долях квартире № дома №, находящегося в муниципальной собственности, по адресу: <адрес>.
Калиниченко Н.М. является инвалидом <данные изъяты> группы вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы. Калиниченко В.И. – инвалид <данные изъяты> группы вследствие общего заболевания. Льгота по оплате жилья в размере 50 % истцам не предоставляется.
Данные обстоятельства подтверждаются: объяснениями сторон; справкой серии МСЭ-2007 №, выданной филиалом бюро № ФГУ ГБ МСЭ по Рязанской области ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ; справкой серии МСЭ-2009 №, выданной филиалом бюро № ФГУ ГБ МСЭ по Рязанской области ДД.ММ.ГГГГ; свидетельством о государственной регистрации права серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Рязанской областной регистрационной палатой; свидетельством о государственной регистрации права серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Рязанской областной регистрационной палатой; счетом- квитанцией по оплате ЖКУ за декабрь 2010; квитанциями об оплате жилищно-коммунальных услуг № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, №от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.
Правоотношения, связанные с предоставлением льготы по оплате жилья инвалидам, регулируются Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 181-ФЗ).
Часть 13 статья 17 названного Федерального закона инвалидам предоставляется скидка не ниже 50 % на оплату жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда. Данные полномочия Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации на основании статьи 28.2 Федерального закона № 181-ФЗ.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Эти средства носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Таким образом, Федеральным законом № 181-ФЗ установлена скидка на оплату жилого помещения только в домах государственного и муниципального жилищного фонда.
Понятие жилищного фонда и его видов приведены в Жилищном кодексе Российской Федерации.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 19 названного Кодекса, в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на: 1) частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц; 2) государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации); 3) муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Таким образом, названная норма относит жилые помещения, находящиеся в собственности Российской Федерации и ее субъектов, к государственному жилищному фонду, а жилые помещения, находящиеся в собственности муниципальных образований, к муниципальному жилищному фонду. Жилые помещения, находящиеся в собственности граждан, независимо от основания их приобретения (договор купли-продажи, мены, бесплатной передачи государственного имущества и так далее) отнесены к частному жилищному фонду.
При этом Жилищный кодекс Российской Федерации, определяя понятие жилищного фонда, исходит из множественности жилых помещений, находящихся в собственности различных субъектов, которые могут являться составной частью многоквартирного дома, и не исключает возможности нахождения всех жилых помещений многоквартирного дома в государственной или муниципальной собственности (статья 163 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В связи с этим право на скидку по оплате жилого помещения имеют граждане, ставшие инвалидами и проживающие в домах, состоящих не только из жилых помещений (в том числе квартир), принадлежащих государственным и муниципальным образованиям, но и в домах, жилые помещения в которых относятся к разным формам собственности, при условии, что конкретные жилые помещения, занимаемые инвалидами, принадлежат на праве собственности Российской Федерации (субъекту Российской Федерации) или муниципальному образованию.
Граждане из числа инвалидов, проживающие в многоквартирных домах в квартирах, принадлежащих к частному жилищному фонду, права на предоставление 50-процентной скидки на оплату жилого помещения не имеют.
Аналогичная правовая позиция содержится в «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 4 квартал 2008», (утв. Постановлениями Президиума Верховного Суда РФ от 25.03.2009, от 04.03.2009).
Таким образом, истцы, являясь инвалидами, проживающими в многоквартирном доме в квартире, принадлежащей к частному жилищному фонду, права на предоставление 50-процентной скидки на оплату жилого помещения предусмотренной частью 13 статьей 17 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 не имеют.
Ссылка истцов на Постановление Верховного Совета РСФСР от 04.07.1991 N 1542-1 «О введении в действие Закона РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР» не может быть принята судом.
В соответствии с пунктом 4 указанного Постановления, в переходный период создания рынка жилья для собственников приватизированных домов (квартир), участвующих в общих расходах, связанных с обслуживанием и ремонтом всего дома, сохранены те же условия, что и нанимателям жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда. При этом оговорено, что вопросы оплаты коммунальных услуг регулируются нормативными актами, обеспечивающими социальную защиту граждан.
Таким образом, названное Постановление не регулирует спорные правоотношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки инвалидам, не может быть применено при рассмотрении настоящего дела.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья
РЕШИЛ:
В иске Калиниченко Н.М., Калиниченко В.И. к Министерству социальной защиты населения Рязанской области, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании излишне удержанных денежных средств за содержание жилья, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Рязанский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Рязани в десятидневный срок с момента изготовления его в окончательной форме.
Судья: