РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Рязань14 апреля 2011 года
Судья Железнодорожного районного суда г. Рязани Мошечков А.И.,
при секретаре Симоненко О.В.,
с участием представителя МУЗ «Сасовская центральная районная больница» Судницына В.М.,
государственного инспектора труда по правовым вопросам в Рязанской области Исрапилова М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по заявлению МУЗ «Сасовская центральная районная больница» о признании незаконным предписания государственной инспекции труда в Рязанской области,
установил:
МУЗ «Сасовская центральная районная больница» (далее МУЗ «Сасовская ЦРБ») обратилось в суд с заявлением о признании незаконным предписания государственного инспектора труда в Рязанской области Исрапилова М.А. № от ДД.ММ.ГГГГ. Мотивировало тем, что по результатам проверки трудового законодательства в МУЗ «Сасовская ЦРБ» государственный инспектор труда составил акт о нарушении в учреждении трудового законодательства и вынес предписание, которым обязал заявителя: произвести перерасчет и выплату работникам заработной платы с учетом величины прожиточного минимума, установленного региональным соглашением между профсоюзами, работодателями и правительством Рязанской области на 2008-2010 гг. от 31.12.2008 г. № 177-1; перерасчет и выплату работникам заработной платы произвести за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Срок выполнения – до ДД.ММ.ГГГГ
Заявитель полагает предписание незаконным, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ МУЗ «Сасовская ЦРБ» проводило начисление заработной платы работникам учреждения здравоохранения в соответствии с постановлениями Правительства Рязанской области № 321 от 11.12.2008 г. «Об оплате труда работников государственных учреждений Рязанской области» и главы г. Сасово № 1404 от 15.12.2008 г. «Об оплате труда работников муниципальных учреждений муниципального образования – городской округ г. Сасово».
В судебном заседании представитель заявителя Судницын В.М. поддержал требования по тем же основаниям. Суду пояснил, что вынесенное предписание невозможно исполнить, так как в нем не указаны работники, которым следует пересчитать зарплату, а в учреждении по штату в <данные изъяты> году было <данные изъяты>, в <данные изъяты> году <данные изъяты> работников, причем в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ уволился <данные изъяты> человек.
Государственный инспектор труда по правовым вопросам в Рязанской области Исрапилов М.А. полагает, что предписание соответствует требованиям закона.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей заявителя и государственного инспектора труда, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ государственный инспектор труда по правовым вопросам в Рязанской области Исрапилов М.А. провел проверку трудового законодательства в МУЗ «Сасовская ЦРБ», по результатам которой составил акт о нарушении ст. 133-1 ТК РФ и вынес предписание №, которым обязал работодателя: произвести перерасчет и выплату работникам заработной платы с учетом величины прожиточного минимума, установленного региональным соглашением между профсоюзами, работодателями и правительством Рязанской области на 2008-2010 гг. от 31.12.2008 г. № 177-1; перерасчет и выплату работникам заработной платы произвести за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Срок выполнения – до ДД.ММ.ГГГГ
Государственный инспектор труда по правовым вопросам в Рязанской области Исрапилов М.А. суду пояснил, что поводом к проведению проверки и вынесению предписания явилось коллективное обращение работников МУЗ «Сасовская ЦРБ» депутату Государственной думы РФ по вопросу нарушения их трудовых прав в части оплаты труда.
Данное обращение инспектор представил суду в виде ксерокопии, полученной посредством факсимильной связи, из которого невозможно определить отправителя обращения, установить необходимые данные (фамилии, имена, отчества, адреса) лиц, которые поставили под ним свои подписи. В связи с этим другие лица к участию в настоящем деле не привлекались.
Также государственный инспектор труда суду пояснил, что основанием для вынесения предписания явилось нарушение МУЗ «Сасовская ЦРБ» ст. 133-1 ТК РФ и пункта 2.3.8 регионального соглашения между профсоюзами, работодателями и правительством Рязанской области на 2008-2010 гг. от 31.12.2008 г. № 177-1.
Региональное соглашение в соответствии со ст. 45 ТК РФ устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта Российской Федерации.
В Управлении труда и социальной защиты населения Рязанской области 05.03.2008 под N 44-1 зарегистрировано Региональное соглашение между профсоюзами, работодателями и Правительством Рязанской области на 2008 - 2010 годы «О совершенствовании социального партнерства на основе практического внедрения необходимых условий для стабилизации и стимулирования производства, развития региональной системы социально-трудовых прав граждан, населения Рязанской области, формировании условий для поэтапного приближения минимальной заработной платы к уровню прожиточного минимума»
Согласно тексту преамбулы, настоящее Соглашение рассматривается сторонами как основа для переговоров в отраслях, организациях и муниципальных образованиях.
В силу п. 2.1.1 Соглашения, стороны формируют условия для поэтапного приближения минимальной заработной платы к уровню прожиточного минимума.
Согласно п. 2.3.8 Соглашения работодатели устанавливают в организациях ежемесячную заработную плату работникам, отработавшим норму рабочего времени и выполнившим нормы труда (трудовые обязанности), на уровне не ниже величины прожиточного минимума, установленного по Рязанской области для трудоспособного населения. В организациях, где реализация данного обязательства невозможна по объективным причинам, разрабатывают совместно с профсоюзами программы поэтапного повышения заработной платы до указанного уровня не позднее 1 января 2009 года.
В соответствии с п. 2.4.10 Соглашения, Правительство разрабатывает совместно с профсоюзами программы поэтапного повышения минимальной заработной платы работников бюджетной сферы до уровня прожиточного минимума.
Буквальное толкование смысла указанного Регионального соглашения дает суду основание сделать вывод о том, что стороны договорились сотрудничать и разрабатывать программы для поэтапного повышения заработной платы до уровня не ниже величины прожиточного минимума, установленного по Рязанской области для трудоспособного населения.
Вместе с тем, в силу ч. 1 ст. 133 ТК РФ, минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
В силу ст. 421 ТК РФ, порядок и сроки поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до размера, предусмотренного частью первой статьи 133 настоящего Кодекса, устанавливаются федеральным законом.
Следовательно, установление порядка и сроков поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до размера величины прожиточного минимума трудоспособного населения на территории РФ является прерогативой Государственной Думы РФ. Однако соответствующий федеральный закон до настоящего времени не принят.
Таким образом, в настоящее время ни на федеральном, ни на региональном уровне не установлены порядок и окончательные сроки поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до размера величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
В соответствии со ст. 133.1 ТК РФ, в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Из объяснений представителя МУЗ «Сасовская ЦРБ» следует, что заработная плата работникам с <данные изъяты> года выплачивалась в соответствии с Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда», то есть не ниже <данные изъяты> рублей в месяц. Данный довод какими-либо доказательствами не опровергнут.
По запросу суда государственная инспекция труда представила материалы проверки, послужившие основанием для вынесения обжалованного предписания.
Из предписания и приложенных документов невозможно установить: каким именно работникам МУЗ «Сасовская ЦРБ» зарплата в <данные изъяты> выплачивалась ниже установленного законодательством уровня; в отношении каких именно работников следует произвести ее перерасчет.
В соответствии со справкой МУЗ «Сасовская ЦРБ» в штате больницы в <данные изъяты> году состояло <данные изъяты> человека, а в <данные изъяты> году <данные изъяты> человек, текучесть кадров в указанный период составила <данные изъяты> человек.
МУЗ «Сасовская ЦРБ» представила суду копию расчетно-платежной ведомости №, в соответствии с которой за ДД.ММ.ГГГГ ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18 начислялась заработная плата в большем размере, чем величина прожиточного минимума для трудоспособного населения в Рязанской области, которая в четвертом квартале <данные изъяты> года составляла <данные изъяты> руб.
Таким образом, в предписании не указано нарушение трудовых прав каких именно работников послужило основанием для вынесения оспариваемого предписания, в отношении каких именно работников следует провести перерасчет заработной платы и каким именно образом. Указание в предписании «произвести перерасчет заработной платы с учетом величины прожиточного минимума» не конкретизировано.
При таких обстоятельствах доказательства нарушения МУЗ «Сасовская ЦРБ» ст. 133.1 ТК РФ и пункта 2.3.8 Регионального соглашения между профсоюзами, работодателями и правительством Рязанской области на 2008-2010 гг. от 31.12.2008 г. № 177-1 суду не представлены.
Предписание государственного инспектора труда Исрапилова М.А. № от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным, необоснованным и подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, ГПК РФ,
решил:
Признать незаконным и не подлежащим исполнению предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное государственным инспектором труда по правовым вопросам Исрапиловым М.А. в отношении МУЗ «Сасовская центральная районная больница».
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Железнодорожный районный суд г. Рязани.
Судья: (...)
(...)
(...)