Решение
Именем Российской Федерации
25 апреля 2011 года
Судья Железнодорожного районного суда г. Рязани Шереметьева Н.Ю.,
при секретаре Рогачевой И.А.,
с участием истца Самохиной М.С.,
представителя истца - Субботиной М.Н.,
представителя ответчика Министерства социальной защиты населения Рязанской области – Ким Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Самохиной М.С. к Министерству социальной защиты населения Рязанской области о признании права на меры социальной поддержки,
установила:
Самохина М.С. обратилась в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Рязанской области о признании права на меры социальной поддержки.
Свои требования мотивировала тем, что в силу Федерального закона РФ от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», являясь супругой <данные изъяты> Великой Отечественной войны, имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, поскольку является нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Однако, ДД.ММ.ГГГГ Министерство социальной защиты населения Рязанской области своим решением отказало Самохиной М.С. в предоставлении данных мер социальной защиты, в связи с тем, что обеспеченность каждого члена её семьи превышает учетную норму площади жилого помещения, установленную по г.Рязани решением городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ №, признав при этом в качестве члена семьи Самохиной М.С. – С.В.Т.
Самохина М.С. проживает и зарегистрирована по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. Указанная квартира принадлежит на праве собственности С.В.Т. брак которых расторгнут ДД.ММ.ГГГГ Также С.В.Т. на праве собственности принадлежит <данные изъяты> доля квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.
Однако, С.В.Т. членом семьи истицы не является, отношения истицы с бывшей снохой с <данные изъяты> годя являются очень сложными, общего хозяйства они не ведут, питаются отдельно друг от друга. С.В.Т. грозится снять истицу с регистрационного учета, т.к. она является для неё посторонним человеком, а квартира ей необходима для личного проживания. Другого жилья ни в собственности, ни в пользовании у истицы нет.
Истица полагает, что является нуждающейся в улучшении жилищных условий и имеет право на предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жилым помещением за счет средств федерального бюджета в соответствии с ФЗ «О ветеранах», просит суд признать незаконным отказ Министерства социальной защиты населения Рязанской области в предоставлении ей мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета и признать право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным Законом «О ветеранах».
В судебное заседание истица, её представитель Субботина М.Н., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержали по тем же основаниям.
Представитель ответчика – Министерства социальной защиты населения Рязанской области, действующая на основании доверенности Ким Е.В. иск не признала, пояснив, что, истица зарегистрирована и проживает в квартире по адресу: <адрес>, в составе семьи из <данные изъяты> человек. При решении вопроса о предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем в качестве члена семьи истца была признана С.В.Т., которой на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., также ей на праве собственности принадлежит <данные изъяты> доля квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, при этом на каждого члена семьи истца приходится по <данные изъяты> кв.м., что превышает установленную решением Рязанского городского Совета от 25.08.2005г. № 357-111 учетную норму площади жилого помещения в размере 12 кв.м. на человека, оснований для признания истца нуждающейся в улучшении жилищных условий не имеется, в связи с чем, было законно и обоснованно отказано в предоставлении мер социальной поддержки.
Третье лицо – представитель Министерства регионального развития в суд не явился, извещены надлежащим образом. В своих письменных возражениях, указали, что предоставление мер социальной поддержки, в том числе и обеспечение жильем инвалидов, участников и ветеранов Великой Отечественной войны, относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в данном случае к компетенции органов государственной власти Рязанской области. Минрегион России свои обязательства, предусмотренные законодательством РФ, в части предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установленных ФЗ «О ветеранах», в том числе и Рязанской области, исполнил в полном объеме, полагают, что иск удовлетворению не подлежит.
Выслушав стороны, свидетелей М.Е.С., С.В.Ю., С.Л.Ю., С.Ю.В., проверив материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу п.4 ст.21 Федерального закона РФ от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» семьи погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.
Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 (в ред. от 09.01.2010) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» постановлено: в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах».
В силу п. 1., п. 2 ст. 23.2. ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 15 настоящего Федерального закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 ФЗ «О ветеранах» установлено, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, по обеспечению жильем определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 кв. м и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, категорий граждан, в том числе, инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
Постановлением Правительства РФ от 15.10.2005 года N 614 утверждены Правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Распоряжением Правительства Рязанской области от 23.12.2005 N 464-р (ред. от 23.03.2009), в целях реализации вышеуказанного постановления Правительства РФ, Министерство социальной защиты населения Рязанской области определено уполномоченным органом по использованию средств федерального бюджета, направленных на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Законом Рязанской области от 02.03.2010 г. N 12-ОЗ «Об обеспечении жильем граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», в Рязанской области» утвержден Порядок обеспечения жильем граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах».
Согласно ст. 2 названного Закона формой предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, указанных в подпунктах 2,3 пункта 3 ст. 23.2. ФЗ «О ветеранах», является предоставление им жилых помещений в собственность.
В силу подпункта 1 пункта 1 названного Порядка, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Учет заявлений граждан о предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется Министерством социальной защиты населения Рязанской области, путем формирования сводного списка граждан исходя из даты и времени обращения (пункт 8 Порядка). Министерство рассматривает полный комплект документов, представленный гражданином, и направляет ему уведомление о предоставлении либо об отказе в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем. Рассмотрение документов и направление уведомления производятся в 30-дневный срок с момента регистрации заявления (пункт 10 Порядка).
В судебном заседании установлено, что Самохина М.С., <данные изъяты> года рождения, является <данные изъяты> Великой Отечественной войны С.В.Г., что подтверждается свидетельством о браке №; справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной <данные изъяты>; архивной справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной <данные изъяты>; свидетельством о смерти С.В.Г. серии №, выданным <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ.
Самохина М.С. обратилась в Министерство социальной защиты Рязанской области с заявлением и полным пакетом документов о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем.
Сообщением от ДД.ММ.ГГГГ № Министерство социальной защиты населения Рязанской области отказало Самохиной М.С. в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем, обосновав свой отказ тем, что обеспеченность общей площадью жилья на каждого члена семьи истца превышает учетную норму площади жилого помещения, установленную по г.Рязани.
Одновременно установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Самохина М.С. проживала и была зарегистрирована в квартире <адрес>.
Собственником указанной квартиры до ДД.ММ.ГГГГ являлась истица, а с ДД.ММ.ГГГГ на основании договора дарения – С.В.Т. (<данные изъяты>).
С ДД.ММ.ГГГГ Самохина М.С. проживает и зарегистрирована по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.
Кроме истицы в указанном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована и проживает С.В.Т. – С.В.Т., брак которых расторгнут ДД.ММ.ГГГГ.
Собственником указанной квартиры является С.В.Т.
Кроме того, С.В.Т. на праве собственности принадлежит <данные изъяты> доля в праве общей долевой собственности на квартиру <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м, жилой площадью <данные изъяты> кв.м, сособственниками указанного жилого помещения являются её <данные изъяты> С.В.Ю. (1/3 доля) и <данные изъяты> С.Л.Ю.(<данные изъяты> доля), которые зарегистрированы и проживают в нём.
Кроме С.В.Ю. и С.Л.Ю. в указанной квартире зарегистрирован и проживает их <данные изъяты> С.Ю.В.
Каких - либо иных объектов недвижимого имущества истица Самохина М.С., её <данные изъяты> С.Ю.В. в собственности не имеют.
Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются и подтверждаются: справкой МП «КВЦ» от ДД.ММ.ГГГГ; свидетельством о государственной регистрации права серии № от ДД.ММ.ГГГГ; свидетельством о государственной регистрации права 62№ от ДД.ММ.ГГГГ; справкой <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ; свидетельством о расторжении брака между С.Ю.В. и С.В.Т. серии №, выданным <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества № от ДД.ММ.ГГГГ; свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ; справкой <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ; свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ; свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ; свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ; справкой ФГУП «Ростехинвентаризация» от ДД.ММ.ГГГГ; уведомлением об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений № от ДД.ММ.ГГГГ; уведомлением об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений № от ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии со ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Из объяснений истицы следует, что она вселилась и проживает в квартире <адрес> в связи с тем, что у неё нет иного места жительства, и <данные изъяты> С.В.Т. разрешила ей временно пожить в принадлежащей ей квартире. При этом они не ведут общего хозяйства, не проживают одной семьей, не имеют общего бюджета. ДД.ММ.ГГГГ между ними заключено соглашение о предоставлении истице во временное владение и пользование сроком до ДД.ММ.ГГГГ части квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, о внесении ею (истицей) платы за коммунальные услуги и передаче С.В.Т. денежных средств в сумме <данные изъяты> рублей в месяц.
Данные пояснения истицы подтверждаются:
- соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между С.В.Т. и Самохиной М.С.;
- распиской С.В.Т.;
- показаниями свидетеля М.Е.С., пояснившей, что <данные изъяты>
- аналогичными показаниями свидетелей С.В.Ю., С.Л.Ю., С.Ю.В., которые пояснили, что <данные изъяты>
Свидетели были предупреждены об уголовной ответственности. Их показания стабильны, последовательны, не опровергнуты другими доказательствами, поэтому принимаются судом.
Кроме того, как установлено выше, С.В.Т. является <данные изъяты> истицы С.Ю.В., в связи с чем, Самохина М.С. не является членом её семьи в силу закона. Иных исключительных обстоятельств для признания Самохиной М.С. и С.В.Т. членами одной семьи судом не установлено.
Доводы представителя ответчика о том, что Самохина М.С. была зарегистрирована в жилом помещении в качестве члена семьи собственника, не могут служить доказательством того, что после вселения истица сохранила права члена семьи собственника, поскольку фактически Самохина М.С. не вела общего хозяйства с собственником квартиры, не имела с ней общего бюджета.
Таким образом, суд приходит к выводу, что истец Самохина М.С. не является членом семьи собственника жилого помещения по адресу: <адрес> следовательно, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 Порядка нуждается в улучшении жилищных условий. Доводы ответчика об отсутствии нуждаемости истицы в улучшении жилищных условий опровергнуты в судебном заседании.
Учитывая изложенное, в силу п.4 ст.21, п.п.2, п.3 ст. 23.2 Федерального закона РФ «О ветеранах» Самохина М.С. имеет право на получение мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета.
При таких обстоятельствах, суд считает незаконным отказ Министерства социальной защиты населения Рязанской области в предоставлении Самохиной М.С. мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, судья
решила:
Признать незаконным отказ Министерства социальной защиты населения Рязанской области в предоставлении Самохиной М.С. меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.
Признать за Самохиной М.С. право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии со статьей 21 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1995 года «О ветеранах».
Решение может быть обжаловано в Рязанский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Рязани в десятидневный срок с момента изготовления его мотивированной части.
Судья: