Р Е Ш Е Н И Е.
Именем Российской Федерации
03 мая 2011 года.г. Рязань.
Судья Железнодорожного районного суда г. Рязани Царькова Т.А.,
при секретаре Манушиной О.Е.,
с участием истца Долбни В.А.,
представителя ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. РязаниГурьянова А.С.;
представителя третьего лица Государственного учреждения Отделение Пенсионного фонда РФ по Рязанской области Калабуховой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Долбни В.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Рязани о досрочном назначении трудовой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Долбня В.А. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Рязани (далее УПФ РФ (ГУ) в г. Рязани) о признании права на досрочное назначение пенсии по старости.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Ответчик отказал в назначении пенсии, исключив из стажа период прохождения службы в Вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Считает отказ неправомерным, поскольку служба в Вооруженных силах СССР засчитывалась в стаж для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения в соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397, действовавшим в период его службы в Вооруженных силах СССР.
Просит признать за ним право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с ДД.ММ.ГГГГ
Обязать УПФ РФ (ГУ) в г. Рязани назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с ДД.ММ.ГГГГ, включив в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии период службы в Вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Взыскать с ответчика государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал, на взыскании с ответчика в его пользу государственной пошлины не настаивал.
Представитель ответчика иск не признал, указав, что период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ службы в Советской Армии по призыву не может быть включен в стаж дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, так как включение в специальный стаж периода прохождения военной службы по призыву не предусмотрено Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденными Постановлениями Правительства РФ от 06.09.1991г. № 463, от 22.09.1999г. № 1067, от 29.10.2002г. № 781.
Кроме того, в соответствии с разъяснением Минтруда России от 17.10.2003г. № 4, утвержденным Постановлением Минтруда России по согласованию с Пенсионным фондом РФ от 17.10.2003г. № 70 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со ст.ст. 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в педагогический стаж включаются все периоды работы, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством. Подобный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. Согласно п.п. «а» п. 1 Постановления СМ СССР от 17.12.1959г. № 1397 пенсия за выслугу лет работникам просвещения назначалась при стаже работы по специальности не менее 25 лет. На дату отмены указанного Постановления - 22.09.1993г. истец не выработал необходимый 25-летний стаж, в связи с этим указанное положение не подлежит применению при решении вопроса о включении периода службы в Вооруженных силах СССР в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Ответчик также ссылался на Постановление Конституционного Суда РФ от 29.10.2004г. № 2-П, указав, что исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу ФЗ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» может производиться по нормам действовавшего на 31.12.2001г. правового регулирования. Положение от 17.12.1959г. № 1397 утратило силу 22.09.1993г. и на момент 31.12.2001г. уже не действовало. По действующим в тот период Спискам служба в Вооруженных силах СССР не подлежала зачету в специальный стаж. Ответчик также указал, что специальный стаж истца на момент обращения в УПФ РФ (ГУ) в г. Рязани (ДД.ММ.ГГГГ) составляет <данные изъяты>, что является недостаточным для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации. Просит в иске отказать.
Представитель третьего лица полагает иск не обоснованным, поддерживает позицию ответчика.
Выслушав истца, представителей ответчика и третьего лица, проверив материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», вступившего в действие с 01.01.2002г., досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Аналогичное положение содержалось и в ранее действующем Законе РСФСР «О государственных пенсиях в Российской Федерации» № 340-1 от 20.11.1990г.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Долбня В.А. обратился с заявлением о назначении пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности, в назначении которой ему было отказано по указанным ответчиком основаниям.
Данные обстоятельства ответчиком не оспариваются и подтверждаются решением УПФ РФ (ГУ) в г. Рязани от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе Долбне В.А. в досрочном установлении трудовой пенсии по старости.
Оценивая доводы сторон, материалы дела, суд считает, что на момент обращения в УПФ РФ (ГУ) в г. Рязани Долбня В.А. имел необходимый 25 летний стаж для назначения досрочной пенсии.
Выводы суда подтверждаются следующими доказательствами:
Согласно трудовой книжке истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал учителем физической культуры в средней школе № г. Рязани; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - учителем физического воспитания в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №» г. Рязани. Данные периоды УПФ РФ (ГУ) в г. Рязани включило в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Всего ответчик включил в указанный стаж <данные изъяты>.
Данные обстоятельства представителем ответчика не оспариваются и подтверждаются трудовой книжкой истца №, решением УПФ РФ (ГУ) в г. Рязани от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе Долбне В.А. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Из стажа работы истца, дающего право на назначение пенсии на указанных условиях, пенсионным органом был исключен период срочной службы в рядах Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Суд считает необоснованным исключение из стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости, периода прохождения Долбней В.А. срочной службы в рядах Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по следующим основаниям.
Факт прохождения истцом срочной службы в рядах Вооруженных Сил СССР ответчиком не оспаривается, и подтверждается военным билетом Долбни В.А. №, выданным ДД.ММ.ГГГГ Октябрьским райвоенкоматом г. Рязани, на странице 4 которого указан период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, трудовой книжкой истца.
Действовавшим на тот момент Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397, с последующими изменениями и дополнениями «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» предусматривалось, что в стаж работы учителей засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
В силу п. 4 данного Постановления период службы в составе Вооруженных Сил СССР засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.
Указанное Постановление действовало до 22.09.1993г.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29.01.2004г. № 2-П, а также в ряде его определений, ст.ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа службы в составе Вооруженных Сил СССР.
С учетом этого обстоятельства и исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда РФ спорный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью при условии соблюдения его зачета, то есть работником должно быть выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Как установлено выше Долбня В.А. имеет <данные изъяты> педагогического стажа, то есть – более 2/3 необходимого стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Суд не может принять во внимание доводы представителя ответчика о том, что спорный период не может быть засчитан в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, поскольку на 22.09.1993г. (день отмены Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397, с последующими изменениями и дополнениями «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства») истец не выработал 25-летнего специального трудового стажа, дававшего право на пенсию по старости или за выслугу лет. Указанное условие содержится в разъяснении Минтруда России от 17.10.2003г. № 4, утвержденном Постановлением Минтруда России по согласованию с Пенсионным фондом РФ от 17.10.2003г. № 70 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со ст.ст. 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. право утверждения правил исчисления периодов работы (деятельности) с учетом которых трудовая пенсия по старости назначается досрочно предоставлено Правительству Российской Федерации, а не Министерствам и учреждениям.
Кроме того, Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П установлено, что вновь принятое законодательство не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которое рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично).
Суд отвергает доводы представителя ответчика о том, что в соответствии с указанным Постановлением Конституционного Суда РФ, исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу ФЗ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» может производиться лишь по нормам действовавшего на 31.12.2001г. законодательства.
Постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П не содержит подобной правовой позиции, постановление не обуславливает возможность применения ранее действовавшего законодательства тем, когда законодательный акт утратил силу, действовал ли он на 31.12.2001г. Напротив, постановлением установлено, что вновь принятое законодательство не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которое рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования, причем специально оговорено, что это не зависит от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично. Этим же Постановлением указано, что гражданин имеет право осуществить оценку приобретенных им до 01.01.2002г. пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам действовавшего законодательства.
Таким образом, суд приходит к выводу, что период прохождения истцом службы в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в стаж педагогической деятельности для назначения досрочной пенсии.
В судебном заседании представитель ответчика пояснил, что при включении в стаж истца оспариваемого периода, стаж Долбни В.А. для назначения досрочной трудовой пенсии по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составит более 25 лет.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ
Р Е Ш И Л:
Иск Долбни В.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Рязани о досрочном назначении трудовой пенсии по старости удовлетворить.
Признать за Долбней В.А. право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с ДД.ММ.ГГГГ
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Рязани назначить Долбне В.А. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с ДД.ММ.ГГГГ, включив в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии период службы в Вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в Рязанский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Рязани в десятидневный срок с момента изготовления его мотивировочной части.
Судья: