РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 мая 2011 года
Судья Железнодорожного районного суда г. Рязани Никифорова Т.И.,
с участием истцы Артамоновой Е.В.,
представителя ответчика Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Рязанской области Гвоздева А.В., и представителя ответчика ФБУ ИЗ-62/1 УФСИН России по Рязанской области Зарубиной Л.М.,
при секретаре Матвеевой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда дело по иску Артамоновой Е.В. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Рязанской области и Федеральному бюджетному учреждению «Следственный изолятор № 1» (ФБУ ИЗ-62/1 УФСИН Рязанской области) о взыскании недополученного денежного довольствия,
УСТАНОВИЛ:
Артамонова Е.В. обратилась с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Рязанской области (далее УФСИН) и Федеральному бюджетному учреждению «Следственный изолятор № 1» (ФБУ ИЗ-62-/1 УФСИН Рязанской области) (далее ФБУ ИЗ-62/1). Свои требования мотивировала тем, что проходила службу в уголовно-исполнительной системе с ДД.ММ.ГГГГ по день увольнения ДД.ММ.ГГГГ из ФБУ ИЗ-62/1. Основанием увольнения явилось ограниченное состояние здоровья истца. После увольнения ей полагались денежные выплаты, в том числе компенсация за неиспользованный отпуск, как за основной отпуск в 2011 – 30 календарных дней, так и за дополнительный отпуск за выслугу лет – 10 календарных дней. После увольнения компенсация за дополнительный отпуск истице не была выплачена. Нарушением трудовых прав истице причинены нравственные страдания Просит взыскать с ответчиков компенсацию за неиспользованный дополнительный отпуск в размере <данные изъяты> рубля, компенсацию морального вреда – <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании истица исковые требования поддержала, просила взыскать с ответчиков компенсацию в размере <данные изъяты> рублей
Представители ответчиков УФСИН, ФБУ ИЗ-62/1 в судебном заседании исковые требования не признали.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования частично обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.
Условия и порядок прохождения службы сотрудниками органов уголовно-исполнительной системы, включая условия оплаты их труда, социальную защиту, определяются Положением о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 г. N 4202-1.
Из объяснений сторон и материалов дела следует, что Артамонова Е.В. проходила службу в должности <данные изъяты> ФБУ ИЗ-62/1. Приказом УФСИН № от ДД.ММ.ГГГГ Артамонова Е.В. была уволена из уголовно-исполнительной системы по статье 58 п. «З» Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по ограниченному состоянию здоровья).
Также судом бесспорно установлено, подтверждается объяснениями сторон, денежным аттестатом № ФБУ ИЗ 62/1, выданным истице ДД.ММ.ГГГГ, следует, что при увольнении Артамоновой Е.В. была выплачена компенсация за неиспользованный в 2011 году отпуск (30 дней) <данные изъяты> рублей. Компенсация за неиспользованный в 2011 году дополнительный отпуск за выслугу лет истице при увольнении не выплачивалась.
Согласно объяснениям представителя ФБУ ИЗ 62/1 предполагаемый размер компенсации за неиспользованный в 2011 г. Артамоновой Е.В. дополнительный отпуск составил бы <данные изъяты> рублей.
Условия и порядок прохождения службы сотрудниками органов уголовно-исполнительной системы, включая условия оплаты их труда, социальную защиту, определяются Положением о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 г. N 4202-1.
Статьей 21 Федерального закона от 21.07.1998 N 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы» действие указанного Положения распространено на сотрудников органов внутренних дел, переходящих на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, а также на лиц, вновь поступающих на службу в указанные учреждения и органы, впредь до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе. Министр юстиции Российской Федерации наделен правами, предоставленными Министру внутренних дел Российской Федерации в части применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в отношении подчиненных им сотрудников.
Статья 45 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации устанавливает следующие виды отпусков с сохранением денежного содержания: очередной ежегодный; дополнительные (в том числе за стаж службы). Очередной ежегодный отпуск предоставляется продолжительностью 30 календарных дней, дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск за стаж службы после 15 лет службы - продолжительностью 10 календарных дней (статья 51).
Приказом Минюста РФ от 06.06.2005 N 76 (ред. от 29.07.2008) утверждена Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
В силу пункта 15.5 Инструкции порядок исчисления продолжительности очередного ежегодного отпуска определяется Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и Трудовым кодексом Российской Федерации, то есть очередной ежегодный отпуск составляет 30 календарных дней. Дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск за стаж службы в органах после 15 лет службы - 10 календарных дней (статьи 46 и 51 Положения).
Пункт 15.17 Инструкции предусматривает, что при увольнении из уголовно-исполнительной системы отпуск предоставляется на общих основаниях. За неиспользованный в году увольнения очередной ежегодный отпуск выплачивается денежная компенсация:
сотрудникам, увольняемым со службы по основаниям, предусмотренным в пунктах «б», «в», «е», «ж», «з» статьи 58 Положения, - за весь отпуск, причитающийся в году увольнения;
сотрудникам, увольняемым по иным основаниям, - за период отпуска, исчисленный пропорционально отработанному времени в году увольнения.
Приказом Минюста РФ от 20.12.2006 N 376 (ред. от 04.05.2008, с изм. от 22.04.2009) утверждено Положение о денежном довольствии сотрудников уголовно-исполнительной системы.
В силу пункта 50 указанного Положения сотрудникам, увольняемым со службы по основаниям, предусмотренным пунктами «б», «в», «е», «ж», «з» статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, по их желанию предоставляется очередной ежегодный отпуск. За все неиспользованные отпуска сотруднику выплачивается денежная компенсация исходя из размера получаемого денежного довольствия по замещаемой штатной должности ко дню увольнения.
Из содержания указанных норм не следует, что денежная компенсация выплачивается только за неиспользованный в году увольнения очередной отпуск без учета дополнительного отпуска.
В то же время, частью 1 статьи 127 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрена денежная компенсация за все неиспользованные отпуска, т.е. за ежегодный основной оплачиваемый отпуск (статья 114) и ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска (статья 116).
Право на отдых, провозглашенное частью 5 статьи 37 Конституции Российской Федерации, в соответствии со статьей 24 Всеобщей декларации прав человека относится к числу основных прав. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом.
Поскольку в Положении о службе в органах внутренних дел Российской Федерации не установлен размер денежной компенсации, хотя выплата денежной компенсации за неиспользованный отпуск установлена статьей 46 данного Положения, подлежит применению часть 1 статьи 127 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой денежная компенсация выплачивается за все неиспользованные отпуска.
Таким образом, исходя из содержания указанных норм, сотрудники уголовно-исполнительной системы, уволенные по основаниям пункта «з» статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, вправе при увольнении как использовать очередной ежегодный отпуск в году увольнения, так и получить денежную компенсацию за все неиспользованные отпуска (в том числе и дополнительные).
При этом суд не может принять ссылку ответчиков на пункт 53 Положения о денежном довольствии сотрудников уголовно-исполнительной системы, согласно которому денежная компенсация выплачивается также за время не использованного в году увольнения дополнительного отпуска, предоставляемого за работу с вредными условиями труда и за особый характер службы. Данная норма предоставляет дополнительные гарантии сотрудникам уголовно-исполнительной системы за работу с вредными условиями труда и за особый характер службы, независимо от оснований увольнения.
Поскольку, как указано выше, Артамоновой при увольнении не была выплачена компенсация за неиспользованный в 2011 году дополнительный отпуск в размере <данные изъяты> рублей, указанная сумма подлежит взысканию с ФБУ ИЗ-62/1, которым производилось начисление и выплата денежного довольствия истицы.
УФСИН надлежащим ответчиком по делу не является, т.к. не производит начисление и выплату денежного довольствия сотрудникам ФБУ ИЗ-62/1.
В силу статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Неполной выплатой компенсацией при увольнении истице причинены нравственные страдания, что подтверждается ее объяснениями. С учетом требований разумности и справедливости суд определяет размер компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
В силу пункта 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В связи с удовлетворением исковых требований с ФБУ ИЗ-62/1 в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Федерального бюджетного учреждения «Следственный изолятор № 1» Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Рязанской области» в пользу Артамоновой Е.В. за счет средств федерального бюджета недополученную компенсацию за неиспользованный дополнительный отпуск в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей. В остальной части иска отказать.
Взыскать с Федерального бюджетного учреждения «Следственный изолятор № 1» Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Рязанской области» государственную пошлину в доход государства в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда в течение 10 дней через Железнодорожный районный суд г. Рязани.
Судья