РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 апреля 2011 года
Федеральный судья Железнодорожного районного суда г. Рязани Воейкова Т.Ф.,
при секретаре Марковой А.С.,
с участием представителя истца Фроликовой У.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда дело по иску Попова ФИО3 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №2 по Рязанской области о признании права собственности в порядке наследования по закону,
установил:
Попов В.Е. обратился в суд с иском к МРИ ФНС России №2 по Рязанской области о признании права собственности в порядке наследования по закону. Свои требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ умер его отец – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения. После его смерти осталось наследственное имущество, которое состоит из денежных средств, хранящихся на лицевых счетах № (ранее №) и № (ранее №) в структурном подразделении № Рязанского отделения № Сберегательного банка России.
На данные денежные вклады ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ было составлено завещательное распоряжение в пользу своей жены, его, истца, матери – ФИО2.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умерла, указанные вклады при жизни не получила.
После ее смерти осталось наследственное имущество, состоящее из денежных средств, хранящихся на закрытых лицевых счетах № и №, открытых на ее имя в отделении № Сберегательного банка России и денежных средств, завещанных ей мужем – ФИО1
Он, истец, является единственным наследником по закону первой очереди на указанные выше денежные вклады после смерти матери. Других наследников первой очереди у умершей ФИО2 нет.
В установленный законом шестимесячный срок к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти матери он не обращался, однако фактически наследство принял, распорядившись личными вещами и предметами домашнего обихода, принадлежащими матери, поскольку проживал совместно с ней по день ее смерти и после нее в <адрес>.
Просит суд признать за ним право собственности на денежные средства, хранящиеся в структурном подразделении № Рязанского отделения № Сберегательного банка России с причитающимися процентами и компенсациями в порядке наследования по закону после смерти ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, в том числе и открытые на имя ФИО1
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
Представитель истца по доверенности Фроликова У.В. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика – МРИ ФНС России №2 по Рязанской области в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, причина неявки не известна, каких-либо возражений по существу иска суду не представили.
Представитель третьего лица – Рязанского отделения № Сберегательного банка России в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом, с материалами иска ознакомлены, каких-либо возражений по существу заявленных требований суду не представили.
Выслушав представителя истца, свидетеля ФИО6, проверив материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умер – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, что подтверждается свидетельством о смерти серии №, выданным городским ЗАГС <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
После смерти ФИО1 открылось наследство, которое состоит из денежных средств, хранящихся во вкладах на лицевых счетах № (ранее №) и № (ранее №) в структурном подразделении № Рязанского отделения № Сберегательного банка России (сообщение Рязанского отделения № ОАО Сберегательный банк России от ДД.ММ.ГГГГ №).
На данные вклады ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было составлено завещательное распоряжение в пользу жены – ФИО2.
Согласно сообщению <адрес> нотариальной палаты от ДД.ММ.ГГГГ №, наследственное дело к имуществу ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, не открывалось.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умерла (свидетельство о смерти серии №, выдано территориальным структурным подразделением № <адрес> ЗАГС <адрес> ДД.ММ.ГГГГ).
После ее смерти открылось наследство, которое состоит из денежных средств, хранящихся на закрытых лицевых счетах № и №, открытых на ее имя в отделении № Сберегательного банка России.
Кроме этого, при жизни ФИО2 вклады по завещательному распоряжению, составленному в ее пользу мужем – ФИО1 – не получила.
Согласно ст.561 ГК РСФСР (действовавшей на момент возникновения данных правоотношений) граждане, имеющие вклады в государственных трудовых сберегательных кассах или в Государственном банке СССР, имеют право сделать распоряжение сберегательной кассе или банку о выдаче вклада в случае своей смерти любому лицу или государству.
В этих случаях вклад не входит в состав наследственного имущества и на него не распространяются правила настоящего раздела.
Порядок распоряжения на случай смерти вкладами в государственных сберегательных кассах и Государственном банке СССР по специальным указаниям вкладчиков определяется уставами названных кредитных учреждений и изданными в установленном порядке правилами.
В соответствии с п.11.3 Инструкции Сберегательного банка России от 30.06.1992 года №1-р «О порядке совершения учреждениями Сберегательного банка Российской Федерации операций по вкладам населения» (действовавшей на момент возникновения данных правоотношений) когда лицо, в пользу которого было сделано завещательное распоряжение, умерло позже вкладчика, но не успело переоформить вклад на свое имя, право на получение причитающейся ему доли вклада переходит к его наследникам.
Таким образом, денежные средства, хранящиеся во вкладах на лицевых счетах № (ранее №) и № (ранее №), открытых на имя ФИО1 в структурном подразделении № Рязанского отделения № Сберегательного банка России подлежат включению в состав наследственного имущества, оставшегося после смерти ФИО2 и должны наследоваться ее наследниками по закону.
Единственным наследником ФИО2 является ее сын – Попов ФИО3 (истец по делу), что подтверждается свидетельством о рождении ФИО3, серии №, выданным ДД.ММ.ГГГГ городским бюро ЗАГС <адрес> (повторное), в котором указаны его родители: отец – ФИО1 и мать – ФИО2.
Одновременно, согласно сообщению нотариуса <адрес> ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ №, наследственное дело к имуществу ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, не открывалось.
Таким образом, Попов В.Е. в силу ст.1142 ГК РФ является наследником первой очереди по закону после смерти матери – ФИО2
В силу ст. 1153 ГК РФ наследник может принять наследство путем подачи в нотариальную контору или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления о принятии наследства либо заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство, или, совершив действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или управление наследственным имуществом, принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц, произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества, оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В силу п.2 ст.1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащие ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Судом установлено, что Попов В.Е. после смерти матери вступил фактически во владение наследственным имуществом и распоряжение им – истец на момент открытия наследства и в настоящее время зарегистрирован и проживает в <адрес>, в которой также была зарегистрирована и проживала до дня смерти его мать, пользуется наследственным имуществом, предметами домашней обстановки и обихода, оставшимися после смерти ФИО2, что подтверждается справкой ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ о составе зарегистрированных и проживающих в указанном жилом помещении лиц, объяснениями представителя истца, свидетеля ФИО6
Свидетель предупреждена об уголовной ответственности ст.ст. 307, 308 УК РФ, не заинтересована в исходе дела, не доверять ее показаниям у суда нет оснований.
При таких обстоятельствах оснований для отказа Попову В.Е. в иске не имеется.
В соответствии со ст.333.41 НК РФ истцу была предоставлена судом отсрочка для уплаты государственной пошлины до вынесения решения судом.
В связи с удовлетворением иска сумма государственной пошлины – <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейки, исчисленная в порядке ст.333.19 НК РФ, подлежит взысканию в доход государства с Попова В.Е.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
Признать за Поповым ФИО3 право собственности на денежные вклады с причитающимися процентами и компенсациями, хранящиеся на лицевых счетах № (ранее №) и № (ранее №), открытых на имя ФИО1, и на закрытых лицевых счетах № и №, открытых на имя ФИО2, в структурном подразделении № Рязанского отделения № Сберегательного банка России, в порядке наследования по закону после смерти матери – ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Попова ФИО3 государственную пошлину в доход государства в сумме <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейки.
Решение может быть обжаловано в Рязанский областной суд в десятидневный срок через Железнодорожный районный суд г. Рязани.
Судья