о взыскании страхового возмещения



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 мая 2011 года

Судья Железнодорожного районного суда г. Рязани Т.И.Никифорова,

при секретаре Матвеевой Ю.В.,

с участием истца Терехова С.В., представителя истца Кулешова П.Н., представителя ответчика ЗАО «Страховая группа УралСиб» Турунина В.О., представителя ответчика Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Рязанской области Гвоздева А.В., представителя 3-лица Федеральной службы исполнения наказаний России Косухиной Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда дело по иску Терехова С.В. к ЗАО «Страховая группа УралСиб», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Рязанской области о взыскании суммы страхового возмещения,

УСТАНОВИЛ:

Терехов С.В. обратился с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Рязанской области (далее УФСИН), ЗАО «Страховая группа УралСиб» о взыскании суммы страхового возмещения. Свои требования мотивировал тем, что проходил службу в должности <данные изъяты> группы безопасности участка для отбывания наказания осужденными – больными открытой формой туберкулеза ФБУ ИК-2 УФСИН России по Рязанской области и был уволен со службы 26.05.2010. В период прохождения службы, не при исполнении служебных обязанностей, он получил травму, которая относится к легкому увечью. Истец, как сотрудник уголовно-исполнительной системы, получивший легкое увечье, имеет право на получение страховой выплаты в размере 5 окладов месячного денежного содержания, установленных на день выплаты страховых сумм. Документы на выплату страхового возмещения были направлены ФБУ ИК-2 УФСИН России по Рязанской области в ООО «СК СОГАЗ-ЖИЗНЬ», которое отказало в выплате, мотивируя отказ тем, что несет ответственность по договору, действовавшему в период с 14.01.2010 года 31.12.2010 года, а страховой случай произошел с истцом в 2008 году. Пакет документов на страховую выплату был направлен в страховую компанию ЗАО «Страховая группа УралСиб» 29.07.2010. Однако вновь был получен отказ в связи с тем, что срок действия контракта на страхование сотрудников уголовно-исполнительной системы был установлен с 01.01.2004 по 31.12.2008. Истец считает, что страховое возмещение должно ему выплатить ЗАО «Страховая группа УралСиб». Кроме того, неправомерными виновными действиями УФСИН истцу причинены морально-нравственные страдания и переживания, которые должны быть компенсированы. С учетом уточнений, окончательно просит взыскать с ЗАО «Страховая группа УралСиб» в его пользу страховое возмещение в размере <данные изъяты> рублей; штраф в размере <данные изъяты> рублей. Взыскать с УФСИН России по Рязанской области компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей. Взыскать с ответчиков пропорционально удовлетворенным требованиям в его пользу расходы на услуги представителя в размере <данные изъяты> рублей и расходы на оплату государственной пошлины.

В судебном заседании истец заявленные исковые требования поддержал.

Представитель ответчика УФСИН России по Рязанской области в судебном заседании исковые требования не признал.

Представитель ответчика ЗАО «Страховая группа «УралСиб» исковые требования не признал по существу, также пояснил, что размер штрафа, указанный истцом, явно не соразмерен последствиям нарушения обязательства.

Представитель 3-го лица Федеральной службы исполнения наказаний России полагает обоснованными требования к ЗАО «Страховая группа «УралСиб», в остальной части иска просит отказать.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1, абзацами 2 и 3 статьи 4 Федерального закона от 28.03.1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» объектом обязательного государственного страхования является жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц. При этом в силу пункта 2 статьи 1 указанного Закона военнослужащие и приравненные к ним лица подлежат страхованию со дня начала службы по день окончания службы. Военнослужащие и приравненные к ним в обязательном государственном страховании лиц считаются застрахованными лицами в течение одного года после окончания службы, если смерть или инвалидность наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, имевших место в период прохождения службы.

07 февраля 2005 года между Федеральной службой исполнения наказаний (далее - ФСИН) и ЗАО «Страховая компания правоохранительных органов УралСиб», реорганизованного 12.11.2009 решением № 9 в ЗАО «Страховая группа «УралСиб», был заключен Договор № 1 юр/05 обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (далее - Договор или Государственный контракт). Согласно условиям данного контракта ЗАО «Страховая группа «УралСиб» обязалось оказывать услуги по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Срок действия контракта был определен с 01.01.2004 на один календарный год и был пролонгирован дополнительным соглашением № 1 от 15.06.2005 сроком с 01.01.2005 на один календарный год, дополнительным соглашением № 3/94 юр/06 от 02.03.2006 сроком на один календарный год с 01.01.2006, дополнительным соглашением № 4-46 юр/07 от 19.02.2007 сроком на один календарный год с 01.01.2007, дополнительным соглашением № 5 от 05.12.2007 сроком на один календарный год с 01.01.2008.

Судом установлено, что истец проходил службу в должности <данные изъяты> группы безопасности участка для отбывания наказания осужденными-больными открытой формой туберкулеза федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония № 2 УФСИН и был уволен со службы с 26.05.2010, что подтверждается приказом №-лс от ДД.ММ.ГГГГ ФБУ ИК № 2 УФСИН.

Согласно справке № ВВК ФБУБ-1 УФСИН от ДД.ММ.ГГГГ, старший прапорщик внутренней службы Терехов С.В. 28.07.2008 не при исполнении служебных обязанностей (травмировал руку металлической крышкой подвала) получил <данные изъяты>. В соответствии с разделом II Перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.07.1998 № 885, относится к легкому увечью.

Таким образом, страховое событие произошло 28.07.2008, то есть в период действия Договора № 1 юр/05 между Федеральной службой исполнения наказаний России и ЗАО «Страховая группа «УралСиб». Следовательно, в данный период истец был застрахован в указанной страховой организации. Поэтому суд приходит к выводу, что обязанность производить страховую выплату истцу должна быть возложена на ЗАО «Страховая группа «УралСиб».

Суд не может принять доводы ЗАО «Страховая группа «УралСиб», что требования о выплате страхового возмещения к страховщику могут быть предъявлены только в течение срока действия заключенного контракта и страховщик обязан производить выплаты по страховым событиях, о которых в страховую компанию было заявлено до истечения срока действия контракта, т.е. до 31.12.2008 (включительно).

Законом № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и Приказом Министерства финансов РФ от 11.06.02 № 51н «Об утверждении правил формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни» дляобеспеченияисполнения обязательств по страхованию предусмотрено формирование страховых резервов из причитающихся страховщику страховых премий. Премия по застрахованному истцу в 2008 году в силу п. 5 Договора № 1 юр/05, пункта 5.1 дополнительного соглашения к указанному договору № 5 от 05.12.2007, поступила в ЗАО «Страховая группа «УралСиб», то есть в страховую организацию, осуществлявшую в 2008 году страхование сотрудников ФСИН России, а не в страховую организацию, осуществляющую страхование в 2010 году. Следовательно, страховые резервы для выполнения обязательств по застрахованным 2008 году лицам формировались также ЗАО «Страховая группа «УралСиб» (резерв произошедших, но не заявленных убытков), а не ООО «СК СОГАЗ-ЖИЗНЬ», государственный кон

тракт с которым действует в 2010 году. Следовательно, именно ЗАО «Страховая группа «УралСиб» является надлежащим ответчиком по делу.

Также не может быть принята ссылка ЗАО «Страховая группа «УралСиб» на положения пункта 3.4 Договора № 1 юр/05 от 07.02.2005. Согласно указанным положениям ответственность страховщика по выплате страховых сумм распространяется на страховые случаи, заявленные ему со дня вступления в силу и по день окончания срока действия контракта.

Как указано выше, право на получение сотрудниками уголовно-исполнительной системы на получение страхового возмещения по обязательному государственному страхованию гарантировано Федеральным законом «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы».

Основания освобождения страховщика от обязанности выплачивать страховое возмещение предусмотрены статьей 10 указанного Закона. Перечень данных оснований является исчерпывающим. Ни одного из этих оснований при рассмотрении настоящего спора не установлено. Представление документов для решения вопроса о производстве страховой выплаты после истечения срока действия договора страхования, действующее законодательство не предусматривает в качестве основания для отказа в такой выплате.

При применении положений пункта 3.4 Договора № 1 юр/05 от 07.02.2005, с учетом периода лечения, а также затрат времени на сбор необходимых документов, сотрудники уголовно-исполнительной системы, получившие повреждение здоровья в конце срока, на который заключен государственный контракт, лишены возможности заявить о страховом случае в период действия контракта и получить страховую выплату. Следовательно, данное условие государственного контракта ограничивает право указанных граждан на получение страхового возмещения. Поэтому оно противоречит требованиям Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы».

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 указанного Закона страховые суммы в случае получения застрахованным лицом в период прохождения службы легкого увечья (ранения, травмы, контузии) в размере 5 месячных окладов в соответствии с занимаемой воинской должностью (штатной должностью) и 5 месячных окладов в соответствии с присвоенным воинским званием.

Из справки №, выданной ДД.ММ.ГГГГ ФБУ ИК-2 УФСИН России по Рязанской области следует, что оклад истца составляет по штатной должности – <данные изъяты> рубля; по специальному званию – <данные изъяты> рублей. Таким образом, размер страховой выплаты, причитающейся истцу, составляет <данные изъяты> рублей ((<данные изъяты>)х5).

Согласно части 4 статьи 11 Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» выплата страховых сумм производится страховщиком в 15-дневный срок со дня получения документов, необходимых для принятия решения об указанной выплате. В случае необоснованной задержки страховщиком выплаты страховых сумм страховщик из собственных средств выплачивает застрахованному лицу (выгодоприобретателю) штраф в размере 1 процента страховой суммы за каждый день просрочки.

Поскольку ЗАО «Страховая группа «УралСиб» необоснованно отказало истцу в выплате страхового возмещения, с ответчика должен быть взыскан штраф за необоснованную задержку страховщиком выплаты страховых сумм. Размер штрафа за период с 21.09.2010 по 30.03.2011 (по день уточнения исковых требований), то есть за 186 дней, составляет <данные изъяты> рублей (<данные изъяты>%х186).

Указанная сумма превышает размер страхового возмещения, то есть явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства. Поэтому суд полагает необходимым применить положения абзаца 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, снизив размер штрафа до 25395 рублей (размер страховой выплаты).

В силу статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда предусматривается в случае его причинения действиями, нарушающими личные неимущественные права гражданина, либо посягающими на принадлежащие ему другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом.

В данном случае нарушено право истца на получение страхового возмещения, то есть его имущественное право. Доказательств, подтверждающих причинение истцу физических и нравственных страданий, не представлено. Поэтому суд приходит к выводу, что требование о возмещении морального вреда удовлетворению не подлежит. В данной части иска должно быть отказано.

В силу пункта 1 статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. С учетом сложности дела, частичного удовлетворения исковых требований, степени участия представителя в деле, суд полагает, что с ответчика ЗАО «Страховая группа УралСиб» в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей.

Одновременно в силу статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, государственная пошлина, от уплаты который истец был освобожден, подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Размер, подлежащий взысканию с ЗАО «Страховая группа «УралСиб» госпошлины составляет <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Терехова С.В. к ЗАО «Страховая группа УралСиб», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Рязанской области о взыскании страхового возмещения удовлетворить частично.

Взыскать с ЗАО «Страховая группа УралСиб» в пользу Терехова С.В. страховое возмещение в размере <данные изъяты> рублей, штраф в размере <данные изъяты> рублей, возврат государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, расходы по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда в течение 10 дней через Железнодорожный районный суд города Рязани.

Судья.

.

.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200