РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 мая 2011 года
Железнодорожный районный суд г. Рязани в составе:
председательствующего судьи Рогозиной Н.И.,
при секретаре Ракиной Е.А.,
с участием представителя истца Воробьевой Н.В. – Бровко Н.И., действующей на основании доверенности серия № от ДД.ММ.ГГГГ, сроком на один год,
с участием представителя истца Воробьева И.А. – Бровко Н.И., действующей на основании доверенности серия № от ДД.ММ.ГГГГ, сроком на один год,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда дело по иску Воробьевой Н.В., Воробьева И.А. к Межрайонной ИФНС России №2 по Рязанской области, администрации г. Рязани, Дмитриевой М.Н. о признании права собственности в порядке наследования по закону,
УСТАНОВИЛ:
Воробьева Н.В., Воробьев И.А. обратились в суд с иском к Межрайонной ИФНС России №2 по Рязанской области, администрации г. Рязани, Дмитриевой М.Н. о признании права собственности в порядке наследования по закону.
В обоснование заявленных требований указали, что Воробьева Н.В. являлась супругой ФИО2, от брака имеют сына Воробьева И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умер.
При жизни ФИО2 проживал и был зарегистрирован вместе со своими родителями ФИО3 и ФИО1, а также со своей сестрой Дмитриевой (Воробьевой) М.Н. по адресу: <адрес>. Данная квартира принадлежала ФИО1 на праве собственности с ДД.ММ.ГГГГ после полной оплаты паевого взноса, в период брака с ФИО3
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер.
После его смерти открылось наследство, состоящее из <данные изъяты> доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Наследниками первой очереди после смерти ФИО1 являлись его супруга ФИО3, его сын ФИО2 и его дочь Дмитриева М.Н.
ФИО2, ФИО3, Дмитриева М.Н. фактически приняли наследство, оставшееся после смерти ФИО1, поскольку до истечения шестимесячного срока после смерти наследодателя совершили действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, а именно: вступили во владение и в управление наследственным имуществом, принимали меры по сохранению наследственного имущества, производили за свой счёт расходы на его содержание, кроме этого произвели за свой счет похороны, распорядились всей домашней утварью и личными вещами.
ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО3
После ее смерти открылось наследство состоящее из <данные изъяты> доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Наследниками первой очереди после смерти ФИО3 являлись ее сын ФИО2 и дочь Дмитриева М.Н.
ФИО2, Дмитриева М.Н. приняли наследство, оставшееся после смерти своей матери ФИО3, поскольку до истечения шестимесячного срока после смерти наследодателя совершили действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства.
Решением Железнодорожного районного суда г. Рязани от ДД.ММ.ГГГГ за Дмитриевой М.Н. признано право собственности в порядке наследования по закону на <данные изъяты> доли <адрес> после смерти отца ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, а также признано право собственности на <данные изъяты> доли <адрес> после смерти матери ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ, путем сложения долей в собственности Дмитриевой М.Н. постановлено считать <данные изъяты> доли <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Дмитриева М.Н. продала ФИО5 <данные изъяты> долю квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
По мнению истцов, в связи с совершением действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, ФИО2 принял наследство в виде <данные изъяты> доли квартиры, после смерти отца ФИО1, а также <данные изъяты> доли квартиры, оставшейся после смерти своей матери - ФИО3, что составляет в общей сложности <данные изъяты> доли вышеуказанной квартиры.
Следовательно, после смерти ФИО2 открылось наследство, состоящее из <данные изъяты> доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Наследниками первой очереди после смерти ФИО2, являются его супруга, Воробьева Н.В., сын Воробьев И.А.
После смерти ФИО2, Воробьева Н.В. и Воробьев И.А. фактически вступили в наследство, произвели похороны, забрали всю домашнюю утварь и распорядились личными вещами.
Просят признать за Воробьевой Н.В. право собственности в порядке наследования по закону на <данные изъяты> доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес> после смерти мужа ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ
Признать за Воробьевым И.А. право собственности в порядке наследования по закону на <данные изъяты> доли квартиры, расположенной по адресу <адрес>, после смерти отца ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ
Истица Воробьева Н.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просит рассмотреть дело в свое отсутствие.
Истец Воробьев И.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель истца Бровко Н.И. в судебном заседании заявленные требования поддержала по тем же основаниям.
Ответчик Дмитриева М.Н. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика администрации г. Рязани в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, в направленном в адрес суда заявлении исковые требования не признают, полагают, что администрация г. Рязани является ненадлежащим ответчиком, просят рассмотреть дело в отсутствии своего представителя.
Представитель ответчика Межрайонной ИФНС России №2 по Рязанской области в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом.
Третье лицо ФИО5 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица – ЖТ «Комета-2» в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом.
Выслушав представителя Воробьевой Н.В., Воробьева И.А. – Бровко Н.И., свидетелей ФИО6, ФИО4, исследовав материалы дела, суд читает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу действовавшего законодательства (ст. ст. 20, 21 КоБС РСФСР) имущество, нажитое супругами во время брака, является их общей совместной собственностью. Супруги имеют равные права владения, пользования и распоряжения этим имуществом, доли супругов в имуществе признавались равными.
Право пользования жилыми помещениями в домах жилищно-строительных кооперативов основано на членстве гражданина в кооперативе, а в случае полной выплаты паевого взноса - на праве собственности на квартиру. Квартира в доме кооператива может принадлежать на праве общей собственности, если, например, паевой взнос за нее был выплачен супругами во время брака. (Постановление Пленума Верховного суда СССР от 11.10.1991 г. № 11 «О практике применения судами законодательства при рассмотрении дел по спорам между гражданами и жилищно-строительными кооперативами»).
В силу п. 2 ст. 7 Закона СССР «О собственности в СССР», вступившего в действие с 01.07.1990 г., член ЖСК, полностью внесший свой паевой взнос за квартиру, предоставленную ему в пользование, приобретает право собственности на это имущество.
Аналогичные положения содержатся в п. 2 ст. 7 Закона РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24.12.1990 г.
В соответствии с п. 4 ст. 218 ГК РФ член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу гараж, иное помещение, предоставленное этим лица кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 являлся членом ЖТ «Комета-2». На основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и членам его семьи жене ФИО3, сыну ФИО2, дочери Воробьевой (Дмитриевой) М.Н. предоставлена <данные изъяты> квартира <адрес>.
Указанные лица были вселены и зарегистрированы в данном жилом помещении.
Паевой взнос за данную квартиру полностью выплачен супругами ФИО1 в период брака ДД.ММ.ГГГГ
Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями представителя истцов, данными в судебном заседании, справками ЖТ «Комета-2» № от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, не оспорены ответчиками.
Таким образом, ФИО1, ФИО3 являлись собственниками <адрес> по <данные изъяты> доли каждый.
В соответствии с п.2 ч.2 ст. 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной ГК РФ.
Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родителя наследодателя (ст. 1142 ГК РФ).
В силу ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять, принятие наследником части наследства означает принятие всего наследства, в чем бы оно не заключалось и где бы оно не находилось.
В соответствии со ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или управление наследственным имуществом, принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц, произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества, оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Согласно ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер, что подтверждается свидетельством о смерти серии №, выданным Управлением ЗАГС г. Рязани.
После его смерти открылось наследство состоящее из <данные изъяты> доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Наследниками первой очереди после смерти ФИО1 являлись его супруга ФИО3, сын ФИО2 и его дочь Дмитриева М.Н.
ФИО2, ФИО3, Дмитриева М.Н. фактически приняли наследство, оставшееся после смерти ФИО1, фактически вступив во владение им, проживали в указанном жилом помещении, оплачивали коммунальные услуги, пользовались предметами домашней обстановки.
ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО3, что подтверждается свидетельством о смерти серии №, выданным Управлением ЗАГС администрации г. Рязани.
После ее смерти открылось наследство состоящее из <данные изъяты> доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Наследниками первой очереди после смерти ФИО3 являлись ее сын ФИО2 и дочь Дмитриева М.Н.
ФИО2 принял наследство, оставшееся после смерти своей матери ФИО3, поскольку до истечения шестимесячного срока после смерти наследодателя совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, поскольку проживал в указанном выше жилом помещении, где был зарегистрирован по месту жительства.
Решением Железнодорожного районного суда г. Рязани от ДД.ММ.ГГГГ за Дмитриевой М.Н. признано право собственности в порядке наследования по закону на <данные изъяты> доли квартиры <адрес> после смерти отца ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, а также признано право собственности на <данные изъяты> доли квартиры <адрес> после смерти матери ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ, путем сложения долей в собственности Дмитриевой М.Н. постановлено считать <данные изъяты> доли квартиры <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Дмитриева М.Н. продала ФИО5 <данные изъяты> долю квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается договором купли-продажи доли в праве собственности на квартиру от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, ФИО2 принял наследство в виде <данные изъяты> доли квартиры, после смерти отца ФИО1, а также <данные изъяты> доли квартиры, оставшейся после смерти своей матери - ФИО3, что составляет в общей сложности <данные изъяты> доли квартиры по адресу: <адрес>.
Согласно п.4 ст. 1152 ГК РФ, принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Таким образом, ФИО2 принадлежало <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на квартиру <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умер, что подтверждается свидетельством о смерти серии №, выданным территориальным отделом сектора ЗАГС № 5 г. Рязани Главного управления ЗАГС Рязанской области ДД.ММ.ГГГГ.
После его смерти открылось наследство, состоящее из <данные изъяты> доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Наследниками первой очереди после смерти ФИО2, являются его супруга, Воробьева Н.В. и сын Воробьев И.А., что подтверждается свидетельством о заключении брака между ФИО2 и Воробьевой Н.В. серии №, выданным Железнодорожным районным бюро ЗАГС г. Рязани ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о рождении Воробьева И.А. серии №, выданным Московским отделом ЗАГС ДД.ММ.ГГГГ
В установленный законом срок наследники обратились к нотариусу с заявлением о принятии наследства, однако в выдаче свидетельства о праве на наследство им было отказано в связи с тем, что не представлено документов, подтверждающих право собственности наследодателя на наследственное имущество.
Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями представителя истцов в судебном заседании, материалами наследственного дела к имуществу умершего ФИО2
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оснований для отказа в требованиях Воробьевой Н.В., Воробьева И.А. не имеется, за ними должно быть признано право собственности на <данные изъяты> доли квартиры <адрес> за каждым, в порядке наследования по закону после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать за Воробьевой Н.В. право собственности в порядке наследования по закону на <данные изъяты> доли квартиры <адрес> после смерти мужа ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за Воробьевым И.А. право собственности в порядке наследования по закону на <данные изъяты> доли квартиры <адрес> после смерти отца ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда в течение 10 дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: