о предоставлении благоустроиного жилого помещения ветерану ВОВ



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 мая 2011 года

Судья Железнодорожного районного суда г. Рязани Рогозина Н.И.,

при секретаре Ракиной Е.А.,

с участием представителя истца Шемякиной О.А.,

представителя ответчика – Министерства социальной защиты населения Рязанской области Разумовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Тарасова М.И. к Министерству социальной защиты населения Рязанской области о признании права на меры социальной поддержки,

установила:

Тарасов М.И. обратился в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Рязанской области о признании права на меры социальной поддержки.

Свои требования мотивировали тем, что в силу Федерального закона РФ от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» он, истец, имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, поскольку является нуждающимися в улучшении жилищных условий.

А именно, он, истец, зарегистрирован и проживает в <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м.

Кроме него в указанном жилом помещении зарегистрированы и проживают его дочь Гущина Т.М., муж дочери ФИО1, мать ФИО1ФИО2

На основании Федерального Закона «О ветеранах» в июне 2010 года он обратился к ответчику с заявлением и пакетом необходимых документов по вопросу предоставления ему меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем. Сообщением от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал в предоставлении указанной меры социальной поддержки. Отказ был мотивирован тем, что обеспеченность общей площадью жилья каждого члена семьи превышает учетную норму площади жилого помещения, установленную по Сараевскому муниципальному району.

Полагая отказ незаконным, просит признать за ним право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 12 января 1995 года «О ветеранах», обязать ответчика предоставить им указанные меры социальной поддержки.

Истец Тарасов М.И. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель истца Шемякина О.А., действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержала.

Представитель ответчика – Министерства социальной защиты населения Рязанской области по доверенности Разумова А.В. иск не признала, указав, что органы социальной защиты не оспаривают факт того, что Тарасов М.И. является участником Великой Отечественной войны. В силу закона он имеет право на ряд льгот, в том числе, на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета.

Письмом Министерства социальной защиты населения Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ Тарасову М.И. было отказано в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, отказ мотивирован тем, что истец в составе семьи из шести человек зарегистрирован и проживает в квартире по адресу: <адрес>, общая площадь которой составляет <данные изъяты> кв.м. Указанная квартира предоставлена члену его семьи ФИО1 Кроме того, члену его семьи Гущину Ю.А. принадлежит на праве собственности жилой дом по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.

Таким образом, общая площадь всех указанных жилых помещений составляет <данные изъяты> кв.м., соответственно на каждого члена семьи приходится по <данные изъяты> кв.м. общей площади жилых помещений, что превышает учетную норму площади жилого помещения, установленную по <адрес> муниципальному району.

Третье лицо Гущина Т.М. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, ранее в судебном заседании полагала, что заявленные истцом требования подлежат удовлетворению.

Третье лицо Гущин Ю.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ранее в судебном заседании полагал, что заявленные истцом требования подлежат удовлетворению.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, ранее в судебном заседании третьих лиц Гущину Т.М., Гущина Ю.А., пояснения свидетеля ФИО5, проверив материалы дела, суд считает иск Тарасова М.И. обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу подпункта 3 пункта 1 ст.15 Федерального закона РФ от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 (в ред. от 09.01.2010) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» постановлено: в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах».

В силу пункта 1, пункта 2 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» установлено, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, по обеспечению жильем определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 кв. м и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, категорий граждан, в том числе, инвалидов и участников Великой Отечественной войны.

Постановлением Правительства РФ от 15.10.2005 N 614 утверждены Правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

Распоряжением Правительства Рязанской области от 23.12.2005 N 464-р (ред. от 23.03.2009), в целях реализации вышеуказанного постановления Правительства РФ, Министерство социальной защиты населения Рязанской области определено уполномоченным органом по использованию средств федерального бюджета, направленных на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

Законом Рязанской области от 02.03.2010 N 12-ОЗ «Об обеспечении жильем граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», в Рязанской области» утвержден Порядок обеспечения жильем граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах».

Согласно статье 2 названного Закона формой предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, указанных в подпунктах 2,3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах», является предоставление им жилых помещений в собственность.

В силу подпункта 1 пункта 1 названного Порядка, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Учет заявлений граждан о предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется Министерством социальной защиты населения Рязанской области, путем формирования сводного списка граждан исходя из даты и времени обращения (пункт 8 Порядка). Министерство рассматривает полный комплект документов, представленный гражданином, и направляет ему уведомление о предоставлении либо об отказе в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем. Рассмотрение документов и направление уведомления производятся в 30-дневный срок с момента регистрации заявления (пункт 10 Порядка).

В судебном заседании установлено, что Тарасов М.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является участником Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением, серии выданным Военным комиссариатом <адрес> района Рязанской области ДД.ММ.ГГГГ., не оспаривается представителем ответчика.

В ДД.ММ.ГГГГ году Тарасов М.И. обратился с заявлением к Министру социальной защиты населения Рязанской области о предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильём в порядке, определенном Законом Рязанской области «Об обеспечении жильем граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» в Рязанской области».

Сообщениями № от ДД.ММ.ГГГГ Министерством социальной защиты населения Рязанской области ему было отказано в предоставлении указанной меры социальной поддержки. Отказ мотивирован тем, обеспеченность общей площадью жилья каждого члена семьи превышает учетную норму площади жилого помещения, установленную по <адрес> муниципальному району.

В судебном заседании установлено, что до ДД.ММ.ГГГГ года Тарасов М.И. проживал и был зарегистрирован в жилом доме по адресу: <адрес>.

На основании заключения Межведомственной комиссии администрации <адрес> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ указанный жилой дом был признан непригодным для проживания.

С ДД.ММ.ГГГГ Тарасов М.И. зарегистрирован и проживает в квартире по адресу: <адрес>, общая площадь которой составляет <данные изъяты> кв.м., жилая площадь <данные изъяты> кв.м.

Кроме истца в указанном жилом помещении на момент рассмотрения спора зарегистрированы и проживают его дочь Гущина Т.М., супруг дочери ФИО1, мать ФИО1ФИО2

Ранее в указанной квартире были зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ внук истца Гущин Ю.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ сын Гущина Ю.А. – правнук истца ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., сняты с регистрационного учета по указанному выше адресу ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированы по адресу: <адрес>, в жилом доме, принадлежащем на праве собственности Гущину Ю.А., указанный жилой дом принадлежит Гущину Ю.А. на основании договора купли – продажи дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ

Каких – либо объектов недвижимого имущества Тарасов М.И. в собственности не имеет.

Данные обстоятельства представителем ответчика не оспариваются, подтверждаются пояснениями представителя истца Шемякиной О.А., третьих лиц Гущиной Т.М., Гущина Ю.А., данными в судебном заседании, а также:

- заключением о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ;

- актом обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ;

- уведомлением от отсутствии в ЕГРП сведений о правах Тарасова М.И. на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ;

- справкой <адрес> отделения Рязанского филиала ФГУП «Ростехинвентразация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ;

- выпиской из ЕГРП о принадлежности Гущину Ю.А. объекта недвижимости – жилого дома по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ;

- справками администрации <адрес> муниципального района Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании выяснялся вопрос о правовом статусе квартиры по адресу: <адрес>.

Согласно сообщению администрации <адрес> муниципального района Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом и квартира, по указанному выше адресу, принадлежат администрации <адрес> муниципального района Рязанской области на основании Постановления Правительства Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ «О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования – <адрес> муниципальный район Рязанской области». Данное жилое помещение при передаче его в собственность поселения уже было заселено жильцами, поэтому договора социального найма с ними администрация не составляла. Квартира <адрес> предоставлена ФИО1 администрацией участковой больницы как своему работнику.

Таким образом, жилой дом, а также квартира, где зарегистрирован и проживает истец, в соответствии со ст. 19 ЖК относятся к муниципальному жилищному фонду, и находится в пользовании лиц, проживающих в ней на основании договора социального найма.

В соответствии со ст. 69 ЖК РФ, к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

Из объяснений представителя истца Шемякиной О.А., третьих лиц Гущиной Т.Т. Гущина Ю.А. следует, что истец вселился и проживают в <адрес> в связи с тем, что у него нет иного места жительства, жилой дом, где ранее проживал Тарасов М.И. по адресу: <адрес>, был признан непригодным для проживания, кроме того, он имеет преклонный возраст.

При этом Тарасов М.И. никогда не вел общего хозяйства с семьей ФИО1, его матерью ФИО2, с семьей своего внука Гущина Ю.А., они не проживали одной семьей, не имели общего бюджета. Гущин Ю.А. с ДД.ММ.ГГГГ года фактически проживает с супругой ФИО4, ребенком супруги от первого брака в <адрес>, общего хозяйства с Тарасовым М.И. указанные лица никогда не вели, членом их семей истец не являлся и не является.

Данные обстоятельства подтверждаются показаниями свидетеля ФИО5, пояснившей, что в квартире <адрес> фактически проживает три семьи – семья ФИО1 и его супруги Гущиной Т.М., Тарасов М.И., ФИО2 При этом истец проживает в отдельной комнате, у него есть свой холодильник, телевизор, он отдельно от всех ведет свое хозяйство, сам распоряжается свои бюджетом, общего хозяйства с семьей зятя не ведет.

Также свидетель пояснила, что Гущин Ю.А. с ДД.ММ.ГГГГ года проживает отдельно от истца по адресу: <адрес>.

Свидетель ФИО5 предупреждена об уголовной ответственности, ее показания стабильны, последовательны, не опровергнуты другими доказательствами, поэтому принимаются судом.

Таким образом, суд приходит к выводу, что истец Тарасов М.И. не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, следовательно, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 Порядка нуждается в улучшении жилищных условий. Доводы ответчика об отсутствии нуждаемости истица в улучшении жилищных условиях опровергнуты в судебном заседании.

Следовательно, Тарасов М.И., являясь участником Великой Отечественной войны, обладая правами и льготами, установленными статьей 15 Федерального закона «О ветеранах», нуждается в улучшении жилищных условий, имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, ранее данное право он не использовал

Суд приходит к выводу, что ответчик необоснованно отказал Тарасову М.И. в предоставлении мер социальной поддержки, установленных ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах», за ним должно быть признано право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

решила:

Признать за Тарасовым М.И. право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьей 15 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1995 года «О ветеранах».

Решение может быть обжаловано в Рязанский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Рязани в десятидневный срок.

Судья: