Решение
Именем Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Судья Железнодорожного районного суда <адрес> Нестеров С.И.,
при секретаре ФИО1,
с участием представителя заявителя – ФИО2,
представителя заинтересованного лица государственной инспекции труда в <адрес> – ФИО3,
заинтересованного лица - ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по заявлению Комитета по культуре и туризму <адрес> о признании незаконным предписания государственного инспектора труда от ДД.ММ.ГГГГ №,
установил:
Комитет по культуре и туризму <адрес> обратился в суд с заявлением о признании незаконным предписания государственного инспектора труда от ДД.ММ.ГГГГ №.
В обоснование своих требований указал что, ДД.ММ.ГГГГ им, заявителем, получено предписание государственного инспектора труда ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении нарушений трудового законодательства. В названном предписании содержится требование об отмене приказа комитета по культуре и туризму <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № о применении дисциплинарного взыскания к директору ГАУК «ГКО «Рязаньконцерт» ФИО5 в связи с отсутствием у комитета полномочий в части привлечения к дисциплинарной ответственности руководителей подведомственных учреждений.
Заявитель считает данное предписание незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм законодательства, кроме того, полагает, что оспариваемое предписание вынесено по истечении установленного Трудовым кодексом РФ срока, в течение которого ФИО5 имел возможность обратиться в суд за защитой нарушенного права в области трудового законодательства.
Просит предписание от ДД.ММ.ГГГГ № признать незаконным.
Представитель заявителя ФИО2, действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала по тем же основаниям.
Представитель заинтересованного лица – Государственной инспекции труда в <адрес> ФИО3, действующая на основании доверенности, заявленные требования считает необоснованными.
Заинтересованное лицо ФИО5 заявленные требования считает необоснованными, поддержал позицию представителя Государственной инспекции труда в <адрес>.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении надзорно - контрольной деятельности имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении трудовых прав работников. Данная статья предусматривает возможность обжалования предписания государственного инспектора в судебном порядке.
Согласно ст. 249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействия).
Согласно ст.10 ч.2 п.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» основанием для проведения внеплановой проверки является: истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Судом бесспорно установлено, что распоряжением заместителя руководителя Государственной инспекции труда в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ назначена проверка в отношении Комитета по культуре и туризму <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки государственный инспектор труда по правовым вопросам ФИО4 составила акт проверки №, в котором указала, что в ходе проверки выявлены следующие нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами :
ДД.ММ.ГГГГ приказом № и.о. председателя комитета по культуре и туризму к директору ГАУК «ГКО «Рязаньконцерт» ФИО5 применено дисциплинарное взыскание – объявлено замечание. Нарушены: ст.192 ТК РФ, п.6 ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ «Об автономных учреждениях», п.п.17 п.5 раздела 4 Положения о комитете по культуре и туризму <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором труда по правовым вопросам ФИО4 в адрес председателя комитета по культуре и туризму <адрес> внесено предписание от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении нарушений трудового законодательства. В названном предписании содержится требование об отмене приказа комитета по культуре и туризму <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № о применении дисциплинарного взыскания к директору ГАУК «ГКО «Рязаньконцерт» ФИО5 в связи с отсутствием у комитета полномочий в части привлечения к дисциплинарной ответственности руководителей подведомственных учреждений.
ДД.ММ.ГГГГ предписание получено заявителем, который ДД.ММ.ГГГГ обратился в суд с указанным заявлением, т.е. в десятидневный срок со дня получения.
Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются и подтверждаются представленными суду доказательствами.
Судом установлено, что на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 принят в Государственное автономное учреждение культуры «Рязанское областное гастрольно-концертное объединение «Рязаньконцерт» на должность директора на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ приказом № и.о. председателя комитета по культуре и туризму к директору ГАУК «ГКО «Рязаньконцерт» ФИО5 применено дисциплинарное взыскание – объявлено замечание, тогда же ФИО5 стало известно о примененном в отношении него дисциплинарном взыскании.
Однако, за разрешением индивидуального трудового спора, в связи с несогласием с применением в отношении него дисциплинарного взыскания, ФИО5 в суд не обратился.
Рассматривая вопрос о сроках обращения ФИО5 в инспекцию труда, суд приходит к следующему.
В силу ст. 381 ТК РФ индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
В соответствии со статьей 352 ТК РФ, государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, является одним из способов защиты трудовых прав, наряду с судебной защитой.
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля в сфере труда, является Федеральная служба по труду и занятости.
Согласно статье 355 ТК РФ, основной задачей федеральной инспекции труда является обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан.
В силу ст. 356 ТК РФ, ГИТ рассматривает обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав. Наряду с этим, рядом статей ТК предусмотрена возможность обжалования в органы федеральной инспекции труда отдельных нарушений трудовых прав. В частности, ст. 193 ТК закрепляет право работника обжаловать наложенное дисциплинарное взыскание в государственную инспекцию труда; ст. 372 ТК предусматривает возможность обжалования в ГИТ действий работодателя по принятию локального нормативного акта в соответствующую государственную инспекцию труда; ст. 373 ТК допускает обжалование в ГИТ решения работодателя об увольнении члена профессионального союза без учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Таким образом, обращение работника в ГИТ является одним из способов защиты его трудовых прав.
Субъективное право конкретного лица на защиту своих трудовых прав не может быть неопределенно долгим во времени. Установление временных границ для защиты нарушенных трудовых прав охраняет как интересы работника, так и его работодателя, поскольку в силу ст. 2 ТК РФ, установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, является одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений. Стабильность трудовых отношений неизбежно требует установления определенного срока, в течение которого работник может обратиться за защитой нарушенного права, тем самым, стимулируя его к активному поведению. Это связано и с затруднительностью доказывания по истечении продолжительного срока и с тем, что правовая сфера работодателя не должна находиться бесконечно в состоянии неопределенности, под угрозой судебного решения против него.
В трудовом праве срок является юридически значимой категорией.
Для защиты нарушенного трудового права работником Трудовым кодексом Российской Федерации установлены следующие сроки: для обращения работника в комиссию по разрешению трудовых споров (статья 386 Трудового кодекса РФ - в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права); для обращения в суд (статья 392 Трудового кодекса РФ - в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки).
Исходя из смысла закона, на государственного инспектора труда распространяются правила статей 386, 392 Трудового кодекса о сроках обращения, поскольку предписание инспектора труда о восстановлении нарушенных трудовых прав работника направлено на защиту трудовых прав работника, права инспектора труда являются производными от прав работника, интересы которого он защищает. Таким образом, действуя в интересах работника, инспектор труда также как и сам работник должен соблюдать сроки, установленные для обращения за защитой нарушенных трудовых прав.
Течение сроков, с которыми Трудовой Кодекс связывает возникновение трудовых прав и обязанностей, начинается с календарной даты, которой определено начало возникновения указанных прав и обязанностей.
В данном случае, о применении дисциплинарного взыскания в виде замечания, как пояснил в судебном заседании ФИО5, он узнал в июле 2010 года.
Однако, как пояснил ФИО5 в судебном заседании, с заявлением о защите нарушенного права в государственную инспекцию труда в установленный законом срок – 3 месяца он не обратился в силу недостаточной юридической грамотности.
Оспариваемое предписание вынесено ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении установленного месячного срока, в течение которого ФИО5 имел возможность обратиться за разрешением спора.
В соответствии со ст. 23 - 24 Трудового кодекса РФ равноправие сторон является основой для социального партнерства, под которым понимается система взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Защита трудовых прав работников не должна осуществляться в ущерб охраняемым законом правам и интересам работодателей.
Недостаточная юридическая грамотность не является уважительной причиной пропуска срока обращения за защитой нарушенных прав, каких-либо сведений о наличии иных причин препятствующих своевременно обратиться за защитой своих прав в инспекцию труда или суд ФИО5 не сообщил.
Таким образом, поскольку ФИО5 пропустил установленный Трудовым кодексом РФ срок для обращения за защитой нарушенных трудовых прав, а представитель Комитета по культуре и туризму <адрес> просил применить к данному спору исковую давность, требования о признании предписания незаконным подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, судья
решил:
Заявление Комитета по культуре и туризму <адрес> о признании незаконным предписания государственного инспектора труда от ДД.ММ.ГГГГ № удовлетворить.
Признать незаконным предписание государственного инспектора труда государственной инспекции труда в <адрес> ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ №.
Решение суда может быть обжаловано в Рязанский областной суд через Железнодорожный районный суд <адрес> в десятидневный срок с момента изготовления его мотивированной части.
Судья: