РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 мая 2011 года
Судья Железнодорожного районного суда г. Рязани Никифорова Т.И.,
при секретаре Матвеевой Ю.В.,
с участием истца Варакина М.С., представителя ответчика – Министерства социальной защиты населения Рязанской области – Разумовой А.В., представителя ответчика – Правительства Рязанской области Белокобыльской М.А., Гурьянова А.А. представителя 3-го лица – Министерства финансов Рязанской области Вешкиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда дело по иску Варакина ФИО1 к Министерству социальной защиты Рязанской области, Правительству Рязанской области о взыскании недополученной компенсации в связи с утратой жилого помещения, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Варакин М.С. обратился в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Рязанской области о взыскании компенсационной выплаты взамен утраченного жилого помещения. Судом в порядке статьи 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в качестве соответчика привлечено Правительство Рязанской области. Свои требования истец мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ в результате пожара был уничтожен принадлежащий ему жилой дом, находившийся на находящемся в его собственности земельном участке в д. <адрес>. В соответствии с Законом Рязанской области «О ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате природных пожаров на территории области в 2010 году» он, истец, будучи в установленном порядке признанным пострадавшим, имеет право на компенсационную выплату, взамен утраченного жилого помещения. Его жилой дом на момент пожара состоял из двух этажей, общая площадь первого этажа составляла <данные изъяты> кв. м, по внутреннему периметру – <данные изъяты> кв. м, жилая площадь мансардного этажа составляла <данные изъяты> кв. м. Компенсационную выплату в размере <данные изъяты> рублей ответчик рассчитал и выплатил только из внутренних размеров первого этажа – <данные изъяты> кв. м при общей площади <данные изъяты> кв. метров и стоимости одного квадратного метра <данные изъяты> рублей. При этом не была учтена жилая площадь сгоревшей мансарды – <данные изъяты> кв. м. Соответственно, недоплаченная сумма компенсации составляет <данные изъяты> рубля <данные изъяты>, что с учетом ранее выплаченной компенсации не превышает 2000000 рублей. Также указал, что в результате незаконных действий ответчика, связанных с неполной выплатой компенсации, ему причинены нравственные страдания. Просит взыскать с Министерства социальной защиты населения Рязанской области недополученную компенсацию в связи с утратой жилого помещения в размере <данные изъяты> рубля, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании Варакин М.С. иск поддержал.
Представители ответчиков – Министерства социальной защиты населения Рязанской области, Правительства Рязанской области иск не признали.
Представитель третьего лица – Министерства финансов Рязанской области полагает иск не обоснованным, поддержал позицию ответчиков.
Выслушав объяснения сторон, показания свидетелей ФИО7, ФИО8, ФИО9 ФИО11, ФИО10, исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Спорные правоотношения регулируются Законом Рязанской области от 01.09.2010 № 94-ОЗ «О ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате природных пожаров на территории области в 2010 году».
В силу пункта 1 статьи 3 данного Закона гражданин признается пострадавшим вследствие чрезвычайной ситуации в результате природных пожаров на территории Рязанской области в 2010 году на основании решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Правительстве Рязанской области.
Статья 4 части 2, 3, 4 Закона предусматривает, что компенсации гражданам, пострадавшим в результате природных пожаров, осуществляются в виде:
1) материальной помощи пострадавшим гражданам в связи с утратой ими имущества в размере двухсот тысяч рублей каждому;
2) строительства жилья (строения) гражданам взамен утраченного в результате природных пожаров;
3) приобретения жилья взамен утраченного в целях предоставления его гражданам, лишившимся жилого помещения в результате природных пожаров;
4) компенсационных выплат гражданам взамен утраченных ими жилых помещений (строений) в результате природных пожаров в размере, установленном настоящим Законом.
Выбор одного из видов компенсации, предусмотренных пунктами 2, 3, 4 части 2 настоящей статьи, осуществляется гражданином однократно путем подачи письменного заявления.
Право на компенсации, указанные в пунктах 2, 3 и 4 части 2 настоящей статьи, имеют пострадавшие граждане:
1) имевшие на праве собственности жилое помещение (строение) и лишившиеся его в результате природных пожаров;
2) имевшие право собственности на утраченное жилое помещение (строение), но не зарегистрировавшие его в установленном законом порядке на момент утраты жилого помещения (строения) в результате природных пожаров.
В соответствии со статьей 9 Закона для получения компенсационной выплаты пострадавшие граждане (либо их представители) подают заявление в территориальный отдел (сектор) министерства социальной защиты населения Рязанской области с представлением документов, удостоверяющих личность и полномочия представителя.
К заявлению прилагаются:
1) копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение (строение), утраченное в результате природного пожара, либо иного документа, подтверждающего право собственности, а также иные документы, содержащие сведения об общей площади жилого помещения (строения);
2) справка, подтверждающая факт пожара и утраты недвижимого имущества, выданная органами государственного пожарного надзора МЧС России;
3) справка с места жительства о составе семьи;
4) документы, подтверждающие наличие иного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям благоустроенного жилого помещения (для пострадавших граждан, имеющих совместно проживающих с ними несовершеннолетних детей и иных нетрудоспособных членов семьи).
Размер компенсационной выплаты взамен утраченного жилого помещения (строения) исчисляется по формуле:
К = П x Р x С,
где: К - размер компенсации, П - общая площадь утраченного жилого помещения (строения); Р - стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья - 24268 рублей; С - доля участника долевой собственности утраченного жилого помещения (строения).
Размер компенсационной выплаты взамен утраченного жилого помещения (строения) не может превышать двух миллионов рублей.
В судебном заседании установлено, что Варакину М.С. на праве собственности принадлежит земельный участок в д. <адрес>. Указанный участок выделен истцу для индивидуального жилищного строительства. Площадь участка составляет <данные изъяты>, из них под постройки – <данные изъяты>. Данное обстоятельство подтверждается свидетельством на право собственности на землю, выданным ДД.ММ.ГГГГ на основании решения <данные изъяты> администрации от ДД.ММ.ГГГГ №.
На указанном земельном участке истцом за счет собственных средств был возведен жилой дом, на который право собственности им не было зарегистрировано. Данное обстоятельство подтверждается объяснениями истца, не оспорено ответчиками.
ДД.ММ.ГГГГ в результате природных пожаров, принадлежащий истцу дом сгорел вместе с надворными постройками.
Из объяснений представителя Министерства Министерство социальной защиты населения Рязанской области следует, что решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Правительстве Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ истец был признан пострадавшим вследствие чрезвычайной ситуации в результате природных пожаров. Данное обстоятельство не оспорено и представителями Правительства Рязанской области.
В связи с этим Министерство социальной защиты населения Рязанской области и межведомственная комиссия при Правительстве Рязанской области приняли решение по представленным истцом документам о выплате ему компенсации, взамен утраченного жилища из расчета <данные изъяты> кв. м общей площади жилого помещения. Данное обстоятельство подтверждается объяснениями истца, выпиской из протокола заседания межведомственной комиссии при Правительстве Рязанской области по решению вопросов, возникающих в ходе ликвидации последствий лесных пожаров на территории области в 2010 году № от ДД.ММ.ГГГГ, признано представителями ответчиков.
При этом суд не может принять доводы представителя Правительства Рязанской области, что дом истца сгорел не в результате природных пожаров, а в результате возгорания трансформатора в <данные изъяты>, что косвенным образом, по мнению ответчика, подтверждается наличием в производстве суда нерассмотренного дела по иску Варакина М.С. к ФИО14 о возмещении ущерба.
Как указано выше, истец в установленном порядке признан пострадавшим вследствие чрезвычайной ситуации в результате природных пожаров. Наличие в производстве суда нерассмотренного дела о возмещении ущерба само по себе не опровергает природный характер пожара. Независимо от причин возгорания распространению огня способствовали природные условия, сложившиеся в Рязанском районе Рязанской области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – чрезвычайно высокая пожарная опасность (5 класс горимости), что подтверждается справкой ГУ Рязанский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, истец, пострадавший вследствие чрезвычайной ситуации в результате природных пожаров, имеет право на получение мер социальной поддержки в виде денежной компенсации, взамен утраченного им жилого помещения (строения) в результате природных пожаров, предусмотренной пунктом 4 части 2 статьи 4 Закона Рязанской области от 01.09.2010 № 94-ОЗ «О ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате природных пожаров на территории области в 2010 году».
Оценивая доводы сторон о законности невыплаты истцу компенсации за площадь мансардного этажа, суд исходит из следующего.
Согласно пунктам 2, 3, 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан. Требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Постановлением Правительства Российской Федерации №47 от 28.01.2006 года утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Данным Положением установлены требования, которым должно отвечать жилое помещение (раздел II). Жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных (пункт 12).
Согласно нормативно установленному определению, содержащемуся в «Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации», утвержденной Приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 N 37 (ред. от 04.09.2000), этаж мансардный (мансарда) - этаж в чердачном пространстве, фасад которого полностью или частично образован поверхностью (поверхностями) наклонной или ломаной крыши. Жилые помещения, устроенные на чердаках, учитываются по своему прямому назначению, если они отвечают существующим санитарно-техническим требованиям.
Судом установлено, что межведомственной комиссией при Правительстве Рязанской области по решению вопросов, возникающих в ходе ликвидации последствий лесных пожаров на территории области в 2010 году № от ДД.ММ.ГГГГ было постановлено: при определении размера компенсации по утраченным в результате пожара строениям, которые не имели регистрационных документов, принимать в расчет площадь, равную внутренним размерам утраченного помещения на основе поэтажного плана строения, составляемого БТИ.
Согласно поэтажному плану, составленному Рязанским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» площадь строения, принадлежащего истцу, составляла <данные изъяты> кв. м, внутренние размеры дома – <данные изъяты> кв. м. При этом площадь мансардного этажа не учитывалась.
Из представленных суду доказательств (фотоснимков, объяснений истца, показаний свидетелей) бесспорно установлено, что спорное домовладение на момент пожара имело мансардный этаж.
Из пояснений свидетеля-специалиста ФИО7, <данные изъяты> следует, что при составлении поэтажного плана сгоревшего дома истца площадь мансарды не учитывалась, так как на мансарду после пожара невозможно было попасть. Площадь мансарды включается в жилую площадь при условии, если это помещение является отапливаемым.
Из объяснений истца, показаний свидетелей ФИО8, ФИО9, ФИО10 следует, что мансардный этаж был утеплен Варакиным, использовался им и его семьей в качестве спальни. На первом этаже истцом был установлен электрокотел, с помощью которого через пенопропиленовые трубы и алюминиевые радиаторы отапливался как первый этаж, так и мансарда. Мансарда не имела внутренних перегородок.
Из показаний свидетеля-специалиста ФИО11, отчета об оценке жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что мансарда в пространстве чердачного этажа имела утепленные стены, полезная площадь мансарды <данные изъяты> кв. м, в том числе жилая <данные изъяты> кв. м. Свидетель в судебном заседании подробно пояснила о механизме подсчета жилой площади мансардного этажа истца.
Суд не может принять доводы ответчика о недопустимости показаний свидетелей. Свидетели ФИО8, ФИО9, ФИО10 ФИО11 были судом предупреждены об уголовной ответственности, их показания являются стабильными, подтверждаются другими материалами дела.
Так суду представлен договор подряда № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между истцом (заказчиком) и ФИО15 (подрядчиком), согласно которому подрядчик обязался выполнить монтаж системы отопления, а именно: установку электрического котла, установку радиаторов, установку циркуляционного насоса. Место выполнения указанных работ: <адрес>. К договору приложен план дома, в котором проводился монтаж системы отопления, утвержденный генеральным директором подрядчика ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что мансардный (второй) этаж дома истца перегородок не имел, на этом этаже предусматривалась установка радиаторов, жилая площадь мансардного (второго) этажа составляла <данные изъяты> кв. м.
Суд не может принять доводы ответчиков, что наличие данного договора само по себе не может подтверждать факт его исполнения ввиду отсутствия платежных документов. Суду представлен акт выполненных работ, подписанный как заказчиком (истцом), так и представителем подрядчика. Акт заверен печатью подрядчика.
Оценивая указанные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что на момент пожара мансардный этаж являлся отапливаемым, представлял собой единое помещение без перегородок, собственник определил назначение данного помещения в качестве жилого (спальни), жилая площадь данного помещения составляла <данные изъяты> кв. м.
Данных, опровергающих представленные истцом доказательства, подтверждающие размер жилой площади сгоревшего в результате природных пожаров жилого дома, принадлежащего Варакину М.С., ответчики не представили.
Поэтому суд не может принять выводы межведомственной комиссии, содержащиеся в решении № от ДД.ММ.ГГГГ о возможности при расчете компенсации принимать в расчет только площадь, равную внутренним размерам утраченного помещения на основе поэтажного плана строения.
Таким образом, истцу должна быть выплачена компенсация в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты>. С учетом ранее выплаченной истцу компенсации в размере <данные изъяты> рублей, размер недоплаченной компенсации составляет <данные изъяты> рублей <данные изъяты>.
Согласно статье 9 Закона Рязанской области от 01.09.2010 № 94-ОЗ «О ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате природных пожаров на территории области в 2010 году» перечисление денежных средств осуществляется Министерством социальной защиты населения Рязанской области.
В силу статьи 11 указанного Закона финансирование мер по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате природных пожаров на территории Рязанской области в 2010 году, осуществляется за счет средств областного бюджета.
Поэтому с Министерства социальной защиты Рязанской области в пользу истца должна быть взыскана недоплаченная компенсация в связи с утратой жилого помещения в размере <данные изъяты> за счет средств областного бюджета.
В силу статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда предусматривается в случае его причинения действиями, нарушающими личные неимущественные права гражданина, либо посягающими на принадлежащие ему другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом.
В данном случае нарушено право истца на получение денежной компенсации, то есть его имущественное право. Поэтому суд приходит к выводу, что требование о возмещении морального вреда удовлетворению не подлежит. В данной части иска должно быть отказано.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Министерства социальной защиты Рязанской области в пользу Варакина ФИО1 за счет средств областного бюджета компенсацию в связи с утратой жилого помещения в размере <данные изъяты> рублей.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Железнодорожный районный суд г. Рязани в течение 10 дней после изготовления мотивировочной части решения.
Судья: