Дело 2-2057/2011
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
21 ноября 2011 года
Судья Железнодорожного районного суда г.Рязани Никифорова Т.И.,
при секретаре Матвеевой Ю.В.,
с участием представителей истца Матрениной О.И., Першиной В.Е., представителя 3-го лица Министерства финансов РФ – Кочеринского А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда дело по иску Свириной А.П. к Министерству социальной защиты населения Рязанской области о признании права на предоставление мер социальной поддержки,
УСТАНОВИЛ:
Свирина А.П. обратилась с иском к Министерству социальной защиты населения Рязанской области о признании права на предоставление мер социальной поддержки. Свои требования мотивировала тем, что является участником Великой Отечественной войны. До <данные изъяты> года проживала по адресу: <адрес>, в доме, принадлежащем на праве собственности ее мужу <данные изъяты>. После смерти супруга она не вступала в права наследования на указанный дом. В силу возраста и состояния здоровья не могла проживать одна в отдаленной местности, и переехала жить к дочери <данные изъяты>. В настоящее время истец проживает в квартире дочери по адресу: <адрес>. В квартире вместе с ней зарегистрировано и проживает <данные изъяты> человек: зять <данные изъяты>., дочь <данные изъяты> внуки <данные изъяты> Указанная квартира имеет общую площадь <данные изъяты> кв. м, то есть на каждого проживающего приходится <данные изъяты> кв.м. общей площади жилого помещения. В <данные изъяты> году она обратилась с заявлением в Министерство социальной защиты населения Рязанской области по вопросу предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем. Министерство социальной защиты населения Рязанской области отказало истцу в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем. К общей площади квартиры, в которой проживает Свирина А.П. при расчете площади, приходящейся на каждого проживающего ответчик присоединил площадь дома, в котором Свирина А.П. ранее проживала с мужем, при этом по расчетам ответчика на каждого члена семьи приходится <данные изъяты> кв.м. площади. Истец считает, что решение об отказе в предоставлении меры социальной поддержки является незаконным и необоснованным. Считает, что Министерство социальной защиты населения необоснованно включило в расчет общей площади площадь дома в <адрес>, поскольку она не является его собственником, наследство, открывшееся после смерти мужа не принимала. Кроме того, истец не проживает с дочерью одной семьей, не ведет с нею общего хозяйства. Просит признать отказ Министерства социальной защиты населения Рязанской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении Свириной А.П. меры социальной поддержки по обеспечению жильем незаконным; обязать Министерство социальной защиты населения Рязанской области предоставить меры социальной поддержки в виде обеспечения Свириной А.П. жильем за счет средств федерального бюджета.
Представители истца в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, в представленном в суд отзыве на исковое заявление заявленные исковые требование не признал, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица с исковыми требованиями не согласен.
Выслушав объяснения представителей истца и представителя третьего лица, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 (в ред. от 09.01.2010) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» постановлено: в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах».
В силу пунктов 1, 2 статьи 23.2. Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 15 настоящего Федерального закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» установлено, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, по обеспечению жильем определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 кв. м и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, категорий граждан, в том числе, инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
Постановлением Правительства РФ от 15.10.2005 N 614 утверждены Правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Распоряжением Правительства Рязанской области от 23.12.2005 N 464-р (ред. от 23.03.2009), в целях реализации вышеуказанного постановления Правительства Российской Федерации, Министерство социальной защиты населения Рязанской области определено уполномоченным органом по использованию средств федерального бюджета, направленных на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Законом Рязанской области от 02.03.2010 N 12-ОЗ «Об обеспечении жильем граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», в Рязанской области» утвержден Порядок обеспечения жильем граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах».
Согласно статье 2 названного Закона формой предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, указанных в подпунктах 2,3 пункта 3 статьи 23.2. ФЗ «О ветеранах», является предоставление им жилых помещений в собственность.
В силу подпунктов 1, 2 пункта 1 Порядка обеспечения жильем граждан, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Учет заявлений граждан о предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется Министерством социальной защиты населения Рязанской области, путем формирования сводного списка граждан исходя из даты и времени обращения (пункт 8 Порядка). Министерство рассматривает полный комплект документов, представленный гражданином, и направляет ему уведомление о предоставлении либо об отказе в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем. Рассмотрение документов и направление уведомления производятся в 30-дневный срок с момента регистрации заявления (пункт 10 Порядка).
Судом установлено, что Свирина А.П. ДД.ММ.ГГГГ года рождения является участником Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением №, выданным ДД.ММ.ГГГГ. Имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах».
ДД.ММ.ГГГГ Свирина А.П. обратилась в Министерство социальной защиты населения Рязанской области с заявлением предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем.
Министерство социальной защиты населения Рязанской области отказало истцу в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем. Свой отказ мотивировало тем, что кроме квартиры по адресу: <адрес> в которой Свирина А.П. проживает вместе с дочерью и членами ее семьи, она имеет права на дом, принадлежавший ранее ее мужу, расположенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв. м. При определении нуждаемости в мерах социальной поддержки, по мнению ответчика, площадь указанного дома также подлежит учету. Исходя из позиции Министерства, общая площадь всех жилых помещений составляет <данные изъяты> кв. м, на каждого члена семьи соответственно – <данные изъяты> кв. м.
Суд считает указанную позицию необоснованной.
Бесспорно установлено, Свирина А.П. проживает в квартире по адресу: <адрес> принадлежащей на праве собственности ее дочери <данные изъяты> и зятю <данные изъяты> Общая площадь квартиры составляет <данные изъяты> кв. м. Вместе со Свириной А.П. в указанной квартире зарегистрированы и проживают ее дочь <данные изъяты>, зять <данные изъяты>, внуки <данные изъяты> То есть на каждого проживающего приходится <данные изъяты> кв. м общей площади жилого помещения.
Ранее Свирина А.П. проживала в <адрес> с мужем <данные изъяты> по день его смерти ДД.ММ.ГГГГ. После смерти мужа она проживала в указанном доме одна. ДД.ММ.ГГГГ истец снят с регистрационного учета в связи с переездом на новое место жительства. Указанные обстоятельства подтверждаются:
- справкой ООО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ;
- выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества №, № от ДД.ММ.ГГГГ, выданными <данные изъяты>;
- уведомлениями об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок запрашиваемых сведений №, №, №, № от ДД.ММ.ГГГГ, выданными <данные изъяты>;
- справкой <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ;
- уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений № от ДД.ММ.ГГГГ, выданным <данные изъяты>
- справкой администрации <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Сасовской городской Думы от 14.12.2006 № 316 учетная норма площади жилого помещения на территории муниципального образования – городской округ город Сасово установлена в размере 12 кв.м. общей площади жилья на одного человека.
Как установлено судом, Свирина А.П. собственником или нанимателем жилого помещения не является; проживает в квартире общей площадью <данные изъяты> кв.м., на каждого члена семьи соответственно приходится <данные изъяты> кв. м <данные изъяты> что ниже учетной нормы. В связи с этим она является нуждающейся в улучшении жилищных условий, имеет право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.
Судом не могут быть приняты доводы ответчика о том, что Свирина А.П. совершила действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства путем владения или управления наследственным имуществом, поэтому площадь принадлежащего <данные изъяты> дома в <адрес> при расчете общей площади должна быть присоединена к площади квартиры, в которой Свирина А.П. проживает.
В статьях 1, 9 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплен принцип свободы права. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Принятие наследства либо отказ от него является правом гражданина, а не обязанностью. Ни суд, ни, тем более Министерство социальной защиты населения, не может обязать кого-либо воспользоваться предоставленным ему правом, в том числе, не вправе обязать Свирину А.П. принять наследство после смерти супруга.
Более того, суду представлено нотариально заверенное заявление Свириной А.П., в котором она сообщает, что наследство, открывшееся после смерти супруга <данные изъяты> истец не принимал, на него не претендует и оформлять свои наследственные права не желает.
Поскольку Свирина А.П. не реализовала свое право на принятие наследства, она не является собственником принадлежавшего <данные изъяты> при жизни домовладения.
Кроме того, из объяснений представителя истца следует, что Свирина А.П. переехала в <данные изъяты> из-за того, что в ее возрасте сложно проживать в отдаленном селе в доме без удобств. При этом, с семьей дочери общего хозяйства не ведет, имеет свой бюджет, продукты приобретает отдельно. За Свириной А.П. осуществляет уход соседка, которая по ее поручению ходит в магазин, приобретает продукты, лекарства. Данные обстоятельства также подтверждаются
- справкой ГУ УПФ РФ по Сасовскому району Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ, что за Свириной А.П. осуществляет уход <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ;
- показаниями свидетеля <данные изъяты> пояснившей, что она осуществляет уход за Свириной А.П., которая не ведет общего хозяйства с семьей дочери, имеет отдельный бюджет. Свидетель, по просьбе истца, приобретает Свириной А.П. продукты, лекарства, помогает готовить. Свирина А.П. самостоятельно распоряжается своей пенсией;
- показаниями свидетеля <данные изъяты> пояснившей, что после переезда в <данные изъяты> Свирина А.П. не вела и не ведет общего хозяйства с дочерью и ее семьей. Свирина А.П. – женщина с характером, пенсию получает сама и сама распоряжается ею, деньги с деньгами дочери не смешивает.
Свидетели были предупреждены об уголовной ответственности. Их показания стабильны, последовательны, не опровергнуты другими доказательствами, поэтому принимаются судом.
Таким образом, истец не проживает одной семьей с собственниками жилого помещения, что является самостоятельным основанием признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, истец, являясь участником Великой Отечественной войны, инвалидом первой группы и имеющая права и льготы, установленные статьей 15 Федерального закона «О ветеранах», нуждающаяся в улучшении жилищных условий, имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Ранее Свирина А.П. не использовала данное право.
Суд приходит к выводу, что ответчик необоснованно отказал истцу в предоставлении мер социальной поддержки. За истцом должно быть признано право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии со статьей 15 Федерального Закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным отказ Министерства социальной защиты населения Рязанской области в предоставлении Свириной А.П. меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.
Обязать Министерство социальной защиты населения Рязанской области предоставить Свириной А.П. меры социальной поддержки по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии со статьей 15 Федерального Закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента вынесения решения в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Железнодорожный районный суд г. Рязани.
Судья