РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 января 2011 года
Железнодорожный районный суд г. Рязани в составе:
судьи Хмельниковой Е.А.,
с участием истца Чулаева <данные изъяты>
представителя истца Бехтольда А.Ф.,
представителя ответчика УПФ РФ (ГУ) в г. Рязани Слепцовой Т.Э.,
представителя третьего лица ГУ ОПФ РФ по Рязанской области Левушкина А.И.,
при секретаре Шевченко М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда дело по иску Чулаева <данные изъяты> к Управлению Пенсионного Фонда (государственное учреждение) РФ в г. Рязани о досрочном назначении трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Чулаев <данные изъяты>. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда (государственное учреждение) РФ в г. Рязани о досрочном назначении трудовой пенсии по старости. В обоснование своих требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Рязани с заявлением о досрочном назначении ему трудовой пенсии по старости в связи с длительным осуществлением педагогической деятельности.
Ответчик отказал истцу в досрочном назначении трудовой пенсии из-за отсутствия требуемого 25 летнего стажа, из которого исключены период прохождения службы в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, учебные отпуска и отпуск без сохранения заработной платы, всего <данные изъяты> дней.
Истец полагает отказ ответчика незаконным, просит включить в стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости время прохождения службы в Вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; время нахождения в учебных отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Признать за ним право на назначение пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ и обязать назначить досрочную пенсию с указанной даты.
В судебном заседании истец и его представитель Бехтольд А.Ф. поддержали исковые требования.
Представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в г. Рязани, действующая на основании доверенности Слепцова Т.Э., исковые требования не признала, обосновывая тем, что отсутствуют правовые основания для включения в специальный стаж периода прохождения истцом службы в армии и нахождения истца в учебных отпусках.
Представитель третьего лица ГУ ОПФ РФ по Рязанской области, действующий на основании доверенности Левушкин А.И., поддержал позицию ответчика.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Судом установлено, что истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал <данные изъяты> в средней школе № <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в средней школе № <данные изъяты>, учителем <данные изъяты> Данные обстоятельства подтверждаются трудовой книжкой истца.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с длительным осуществлением педагогической деятельности.
Решением УПФ РФ (ГУ) в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении указанной пенсии из-за отсутствия требуемого 25летнего стажа.
В стаж на соответствующих видах работ не включен период службы истца в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и учебные отпуска: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 г. <данные изъяты>.).
Ответчиком включены в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды работы истца воспитателем группы продленного дня в средней школе № <данные изъяты> РОНО <адрес>: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; воспитателем группы продленного дня, учителем математики в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №» <адрес>: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Всего <данные изъяты> дней.
Данные обстоятельства не оспариваются представителем ответчика и подтверждаются решением об отказе в назначении пенсии.
Исключение из специального стажа периода прохождения истцом службы в Вооруженных силах СССР суд находит необоснованным по следующим основаниям.
Статьей 55 Конституции РФ установлено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П, установлено, что вновь принятое законодательство не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которое рассчитывало застрахованное лицо, до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично).
Этим же Постановлением установлено, что гражданин имеет право осуществить оценку приобретенных им до 01 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам действовавшего законодательства.
Нормативными правовыми актами, напрямую регулирующими право граждан на пенсионное обеспечение, действовавшими на время прохождения Чулаевым <данные изъяты> службы в Советской Армии, являлись Закон СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях" (с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС СССР от 26.01.1983) и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397.
Согласно пункту 1 названного Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, учителям и другим работникам просвещения служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в стаж работы по специальности.
В силу пункта 4 Положения, в частности, служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Принимая во внимание, что на момент обращения Чулаева <данные изъяты> в Управление Пенсионного фонда (ГУ) РФ в г. Рязани, им было выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должностях и учреждениях, работа в которых дает право на эту пенсию, период службы в армии подлежал включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Судом также установлено, что в период осуществления истцом педагогической деятельности ему в связи с обучением в Рязанском <данные изъяты> институте <данные изъяты> предоставлялись учебные отпуска в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>.).
Данные обстоятельства подтверждаются: справками <данные изъяты> №», из которых следует, что учебные отпуска предоставлялись с сохранением среднего заработка и отчислениями страховых взносов.
Представителем ответчика не оспаривался факт сохранения за истцом среднего заработка и отчислений страховых взносов.
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Доводы представителя ответчика о том, что периоды нахождения Чулаева <данные изъяты> в оплачиваемых отпусках в связи с обучением в высшем педагогическом учебном заведении не являются дополнительными, а поэтому не подлежат включению в льготный стаж, не могут быть приняты судом по следующим основаниям:
Согласно действовавшему в оспариваемые периоды законодательству (ст.68 КЗоТ РСФСР) ежегодные дополнительные отпуска предоставлялись в случаях, предусмотренных законодательством и коллективными договорами или иными локальными нормативными актами. Ст.196 КЗоТ РСФСР предусматривалось предоставление работникам, обучающимся без отрыва от производства в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, имеющим государственную аккредитацию, оплачиваемые отпуска в связи с обучением. Эти положения закреплены и в действующем в настоящее время ТК РФ (ст.116, 173).
В соответствии со ст.198 КЗОТ РФ за время отпусков, предоставляемых в связи с обучением в вечерних и заочных высших и средних специальных учебных заведениях, за работниками сохранялась средняя заработная плата, из которой производились отчисления и в пенсионный фонд, в связи с чем эти периоды не должны исключаться из стажа, дающего право на пенсию за выслугу лет.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые ответчиком периоды нахождения истца в учебных отпусках и период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР подлежат включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
С учетом положений ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», согласно которой трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения прав на нее, необходимый для досрочного назначения пенсии стаж выработан истцом на дату обращения к ответчику – ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем указанная пенсия должна быть назначена истцу с этой даты.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Чулаева <данные изъяты> к Управлению Пенсионного Фонда (государственное учреждение) РФ в г. Рязани о досрочном назначении трудовой пенсии по старости удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Рязани назначить Чулаеву <данные изъяты> досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, включив в стаж работы, необходимой для досрочного назначения пенсии период прохождения службы в рядах Вооруженных сил СССР ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; время нахождения в учебных отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента его изготовления в окончательной форме через Железнодорожный районный суд г. Рязани.
Судья