№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 марта 2012 года
Судья Железнодорожного районного суда г. Рязани Кондакова О.В.,
при секретаре Васюговой М.В.,
с участием истца Шешенева А.И.,
представителя ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Рязани – Артемьевой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда дело по иску Шешенева А.И. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Рязани о признании незаконным постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика взносов – <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. и требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛА:
Шешенев А.И. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Рязани о признании незаконным постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика взносов – <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от ДД.ММ.ГГГГ
В обоснование своих требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом произведена регистрация прекращения им, истцом, деятельности в качестве <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ ответчик вынес постановление о взыскании с него страховых взносов, пеней и штрафов за <данные изъяты> г. в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. за счет имущества плательщика и направил его для исполнения в службу судебных приставов. На основании постановления судебный пристав-исполнитель возбудил исполнительное производство № от ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ данное постановление ответчик направил в адрес истца.
ДД.ММ.ГГГГ ответчик направил в его адрес требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафов за <данные изъяты> г. в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
Считает постановление от ДД.ММ.ГГГГ и требование от ДД.ММ.ГГГГ незаконными.
Указал, что на основании определения Конституционного Суда РФ № 223-О от 24.05.2005 г. он, являясь <данные изъяты>, и одновременно военным пенсионером, не был обязан уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа в бюджет Пенсионного фонда РФ на финансирование как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии.
Кроме того, указал, что в период с <данные изъяты> г. по <данные изъяты> г. г. он не осуществлял предпринимательскую деятельность и не имел доходов, в связи с чем, не обязан уплачивать страховые взносы за <данные изъяты> г.г.
Просит отменить постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика взносов от ДД.ММ.ГГГГ и требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании истец исковые требования поддержал по тем основаниям. Пояснил, что в <данные изъяты> г.г. пенсионный орган обращался к нему с требованиями об уплате страховых взносов за <данные изъяты> г.г. Арбитражный суд Рязанской области признал требования УПФР в г. Рязани незаконными на основании правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 24.05.2005 г. № 223-О.
В <данные изъяты> г. он, истец, обращался в налоговый орган с заявлением о снятии его с регистрации как <данные изъяты>. До <данные изъяты> г. он полагал, что его заявление рассмотрено, и он снят с регистрации как ИП, поскольку за период с <данные изъяты> до <данные изъяты> г. пенсионный орган не требовал с него уплаты страховых взносов. Указал, что он и его супруга являются <данные изъяты>, имеют ряд заболеваний, на лечение которых требуются значительные материальные затраты.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Рязани по доверенности – Артемьевой Ю.А. исковые требования не признала. Пояснила, что до 2010 г. пенсионный орган не обращался к истцу с требованиями об уплате страховых взносов в связи с действовавшей правовой позицией Конституционного Суда РФ об отсутствии у индивидуальных предпринимателей-военных пенсионеров обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с ДД.ММ.ГГГГ.
С <данные изъяты> г. в законодательство внесены изменения, согласно которым обеспечен правовой механизм, гарантирующий военным пенсионерам соответствующее страховое обеспечение с учетом уплаченных ими сумм страховых взносов, в связи с чем, у истца возникла обязанность с <данные изъяты> г. уплачивать страховые взносы в размере и порядке, установленном ФЗ от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит, заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ,Ю изложенное в Определении от 24.05.2005 г. № 2230О, взаимосвязанные нормативные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в той части, в какой они возлагают на являющихся военными пенсионерами индивидуальных предпринимателей и адвокатов обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии при отсутствии в действующем нормативно-правовом регулировании надлежащего правового механизма, гарантирующего предоставление им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения, тем самым, получаемых пенсионных выплат, - в силу правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 24 февраля 1998 года N 7-П, от 23 декабря 1999 года N 18-П, от 3 июня 2004 года N 11-П и от 23 декабря 2004 года N 19-П и настоящем Определении, - утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Исходя из данной правовой позиции военные пенсионеры (индивидуальные предприниматели) не уплачивали страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, начиная с 24.05.2005 г.
В соответствии с изменениями, внесенными в ряд законодательных актов Федеральным законом N 156-ФЗ от 22 июля 2008 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения", лица, указанные в статье 1 Закона N 4468-1, получили право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом N 4468-1 и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части) при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости (определенный возраст и наличие не менее пяти лет страхового стажа).
Согласно п. 6 ст. 3 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет..., предусмотренной Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...", и страховой части трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), установленных на условиях, и в порядке, которые предусмотрены ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Поскольку государство предоставило военным пенсионерам дополнительную социальную гарантию в таком виде, то есть без изъятий из общего порядка формирования пенсионных накоплений (за свой счет), у соответствующей категории военных пенсионеров, включая действующих индивидуальных предпринимателей, возникает обязанность уплачивать страховые взносы.
Отсутствие нуждаемости в получении трудовой пенсии, на что указывает истец в своих доводах, не освобождает его от обязанности уплачивать страховые взносы, так как правоотношения в сфере обязательного пенсионного страхования предполагают формирование страхового фонда за счет застрахованных лиц.
"Правила уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование виде фиксированного платежа в минимальном размере", утвержденные постановлением Правительства РФ N 582 от 26 сентября 2005 года, действовавшие ранее и предусматривающие, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа не уплачиваются получателями пенсий, установленных Законом N 4468-1, утратили силу с 1 января 2010 года.
В этой связи, изложенные в определении Конституционного Суда РФ N 223-О от 24 мая 2005 года положения об отсутствии у военных пенсионеров обязанности уплачивать указанные взносы, в данном деле применению не подлежат, поскольку определение относилось ко времени существования прежнего правового регулирования.
Таким образом, указанными изменениями, обеспечен правовой механизм, гарантирующий предоставление индивидуальным предпринимателям - военным пенсионерам соответствующего страхового обеспечения, с учетом уплаченных ими сумм страховых взносов и увеличение тем самым получаемых ими пенсионных выплат.
Наличие у истца права добровольно вступить в правоотношения по обязательному государственному страхованию не погашает обязанность уплачивать страховые взносы в общем порядке.
Лица, получающие пенсию за выслугу лет, предусмотренную Законом Российской Федерации от 12.02.1993г. № 4468-1 имеют право по достижении пенсионного возраста на установление накопительной части трудовой пенсии по старости.
Данное право возникает только при наличии средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Данная обязанность также подтверждена правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении N 1179-О-О от 29 сентября 2011, согласно которой Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях применительно к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, указал, что, учитывая цели обязательного пенсионного страхования и социально-правовую природу страховых взносов, их предназначение, отнесение индивидуальных предпринимателей к числу лиц, которые подлежат обязательному пенсионному страхованию, и возложение на них в связи с этим обязанности по уплате страховых взносов само по себе не может расцениваться как не согласующееся с требованиями Конституции Российской Федерации. Напротив, это направлено на реализацию принципа всеобщности пенсионного обеспечения, вытекающего из ее статьи 39 (часть 1), тем более что индивидуальные предприниматели подвержены, по существу, такому же социальному страховому риску в связи с наступлением предусмотренного законом страхового случая, как и лица, работающие по трудовому договору. Уплата страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение права на получение трудовой пенсии (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2010 года N 1009-О-О и от 23 сентября 2010 года N 1189-О-О).
Пунктом 1 ст. 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ, вступившей в законную силу с 01.01.2010 г.), установлено, что страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона (индивидуальные предприниматели), уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
С 2010 г. вступил в силу Федеральный закон № 212–ФЗ от 24.07.2009 г. «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 которого плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
В силу п. 4.1 ст. 14 Федерального Закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 г., если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется исходя из стоимости страхового года пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. За неполный месяц деятельности размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Частями 6, 8 статьи 16 Федерального Закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 г. (в редакции от 08.12.2010 г.) установлено, что физические лица, прекратившие деятельность в качестве индивидуального предпринимателя до конца расчетного периода, обязаны в двенадцатидневный срок с даты государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с начала расчетного периода по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя включительно.
Уплата страховых взносов, исчисленных на основании указанных расчетов, производится не позднее 15 календарных дней со дня подачи такого расчета. В случае непредставления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в установленные сроки, срок уплаты страховых взносов считается наступившим по истечении 30 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя
Согласно п.п. 1,2 ст. 22 указанного Федерального Закона требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В силу п.п. 3, 5, 6 ст. 25 указанного Федерального Закона пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Таким образом, в силу вышеуказанных правовых норм индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны уплачивать в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года в соответствии с положениями Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ.
В судебном заседании установлено, что Шешенев А.И. с ДД.ММ.ГГГГ является военным пенсионером (воинское звание <данные изъяты>) и получает пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», что подтверждается удостоверением № от ДД.ММ.ГГГГ
С ДД.ММ.ГГГГ ему установлена <данные изъяты> группа инвалидности <данные изъяты>, что подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец являлся <данные изъяты>, что подтверждается свидетельствами №, №, выпиской из ЕГРИП от ДД.ММ.ГГГГ., регистрационным делом в отношении Шешенева А.И.
Исходя из данных обстоятельств и действующего законодательства Шешенев А.И., являясь <данные изъяты>, должен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. уплачивать страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии для обеспечения права в последующем на получение накопительной части трудовой пенсии по старости.
Судом бесспорно установлено, что истцом обязанность по уплате страховых взносов за <данные изъяты> г.г. не исполнена.
В соответствии с п. 14 ст. 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона.
В силу п.п. 1-3 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в случае, предусмотренном частью 14 статьи 19 настоящего Федерального закона, орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.
Решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон "Об исполнительном производстве"), с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов.
Установлено, что в ходе камеральной проверки Управлением Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Рязани ДД.ММ.ГГГГ у истца выявлена недоимка по страховым взносам за <данные изъяты> г. на обязательное пенсионное страхование, что подтверждается справкой о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, таблицами расчетов.
В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ Шешеневу А.И. выставлено требование об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов № на общую сумму <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. Требование пенсионного органа истцом не исполнено.
Актом камеральной проверки от ДД.ММ.ГГГГ № выявлена недоимка по страховым взносам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на обязательное пенсионное страхование и непредставление истцом расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за <данные изъяты> г. Данный акт вручен истцу ДД.ММ.ГГГГ Одновременно истец извещен о рассмотрении акта ДД.ММ.ГГГГ. в <данные изъяты> час <данные изъяты> мин.
Решением УПФР г. Рязани от ДД.ММ.ГГГГ. № постановлено привлечь Шешенева А.И. к ответственности в виде штрафа в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. за непредставление РСВ в установленный законом срок до ДД.ММ.ГГГГ, начислить пени по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. и предложено уплатить недоимку по страховым взносам. Данное решение направлено истцу ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Рязани вынесло уточненное требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафа в общей сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. в срок до ДД.ММ.ГГГГ Требование направлено истцу ДД.ММ.ГГГГ
Поскольку Шешенев А.И. обязательства по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд не исполнил, ДД.ММ.ГГГГ УПФР в г. Рязани вынесено постановление № о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества Шешенева А.И. в Пенсионный фонд РФ в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., в том числе на страховую часть трудовой пенсии – <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., начисленные на нее пени – <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., штраф – <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., в том числе недоимку по страховым взносам – <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., пеней – <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., в том числе недоимка – <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., пеней – <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
ДД.ММ.ГГГГ данное постановление, а также справка об отсутствии информации о счетах плательщика направлены пенсионным органом в службу судебных приставов для исполнения.
ДД.ММ.ГГГГ Московским РОСП УФССП России по Рязанской области вынесено постановление о возбуждении в отношении Шешенева А.И. исполнительного производства в пользу Управления Пенсионного фонда РФ в г. Рязани страховых взносов в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
В результате камеральной проверки от ДД.ММ.ГГГГ у Шешенева А.И. выявлена недоимка по страховым взносам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд - - <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., в территориальный фонд обязательного медицинского страхования – <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Пенсионного фонда РФ в г. Рязани вынесено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов № в отношении Шешенева А.И. об уплате недоимки по страховым взносам и пеней в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. в срок до ДД.ММ.ГГГГ Требование направлено истцу ДД.ММ.ГГГГ Данное требование истцом не исполнено.
Анализируя представленные документы, суд полагает, что ответчиком соблюден установленный законом порядок взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафа за <данные изъяты> г.г., произведен правильный расчет.
Истец в обоснование своих доводов об освобождении его от уплаты страховых взносов указывает на отсутствие фактической <данные изъяты> деятельности спорный период.
Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 12 мая 2005 года N 211-О " предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, т.е. не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей. При этом данное лицо не утрачивает право впоследствии вновь зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, если придет к выводу, что более нет препятствий для занятия предпринимательской деятельностью.
Вместе с тем в случаях, когда при фактическом прекращении <данные изъяты> деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса <данные изъяты>, он не лишается возможности при предъявлении к нему требования об уплате недоимки по страховым взносам за соответствующий период защитить свои права, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства.
Суд, рассматривая требования о взыскании с <данные изъяты> недоимки по страховым взносам, не может - исходя из принципов состязательности и равноправия сторон - ограничиться формальной констатацией лишь факта нарушения обязательства, не принимая во внимание иные связанные с ним обстоятельства, в том числе представленные гражданином доказательства существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили ему своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности. При этом предписания статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не препятствуют суду при наличии доказательств, подтверждающих такие обстоятельства, принять решение об отсутствии оснований для взыскания с индивидуального предпринимателя сумм страховых взносов за соответствующий период.
Исследовав в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для освобождения истца от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, доказательств существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили ли бы истцу, как <данные изъяты>, обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, истцом не представлено.
Доводы истца о том, что он обращался с подобным заявлением в налоговый орган в <данные изъяты> г., не нашли своего подтверждения в судебном заседании. В регистрационном деле <данные изъяты> Шешенева А.И. содержится одно заявление о государственной регистрации прекращения деятельности в качестве <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ
Ссылки истца на то, что он по своему состоянию здоровья не мог осуществить свои права, суд не принимает во внимание, поскольку из медицинских документов следует, что истец ежегодно <данные изъяты> находился на <данные изъяты> лечении, в остальной период имел реальную возможность обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения деятельности в качестве <данные изъяты>.
При таком положении, зарегистрированный в установленном законом порядке <данные изъяты>, обязан уплачивать страховые взносы и в том случае, когда <данные изъяты> деятельность он фактически не осуществляет. Данная обязанность прекращается только в связи с утратой физическим лицом статуса <данные изъяты>
При таких обстоятельствах, правовых оснований для признания постановления № ДД.ММ.ГГГГ о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества и требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по страховым взносам не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л А:
В удовлетворении исковых требований Шешенева А.И. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Рязани о признании незаконными постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика взносов – <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от ДД.ММ.ГГГГ. – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятии решения суда в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Железнодорожный районный суд г. Рязани.
Судья: