РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 апреля 2011 г.
Судья Железнодорожного районного суда г. Рязани Розум Н.А.,
при секретаре Мещеряковой ОН.,
с участием истицы, Цвек Е.Л.,
представителя ответчика ГУ УПФ РФ в г. Рязани, Артемьевой Ю.Е..,
представителя третьего лица, ГУ Отделение ПФ РФ по Рязанской области, Гаврилой Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда дело по иску Цвек Е.Л. к ГУ Управление ПФ РФ в г. Рязани о досрочном назначении трудовой пенсии по старости,
установила:
Цвек Е.Л. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г. Рязани о досрочном назначении пенсии по старости в связи с длительным осуществлением лечебной деятельности.
Требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости, как лицу более 30 лет осуществляющему лечебную деятельность. ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении пенсии. При этом из специального стажа исключены периоды работы в должности старшего фельдшера-лаборанта <данные изъяты>; период нахождения в отпуске по уходу за ребенком после 6 октября 1992 г., а также период нахождения в учебном отпуске. Считает отказ незаконным, просит признать за ней право на назначение пенсии досрочно с даты обращения за ней, обязать ответчика включить спорные периоды в льготный стаж и назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании истица поддержала заявленные требования по основаниям указанным в иске.
Представитель ответчика исковые требования не признала полагает, что на момент подачи заявления у истицы отсутствовал необходимый 30-летний стаж работы, и оспариваемые периоды обоснованно не включены в специальный стаж, поскольку в списках отсутствует наименование должности «старший фельдшер-лаборант», отпуск по уходу за ребенком может быть включен только до изменения законодательства 6 октября 1992 г., ученический отпуск не является ежегодным и дополнительно оплачиваемым, поэтому также не может быть включен в специальный стаж.
Представитель третьего лица поддержала позицию представителя ответчика.
Выслушав объяснения представителей сторон, представителя третьего лица, свидетеля, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, вступившего в действие с 1 января 2002 года, в редакции от 30.12.2008 г.(Федеральный закон № 319-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»), досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
До 1 января 2009 года аналогичная норма содержалась в п.п. 11 п. 1 ст. 28 этого же Федерального закона.
Пунктом 2 ст. 27 этого же Федерального закона (в редакции от 30.12.2008 г) установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, Правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий утверждаются Правительством РФ.
Согласно спискам должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным постановлением № 464 от 06.09.1991 г (с последующими изменениями и дополнениями) применяемым к периодам работы до 01.11.1999 г. и спискам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 (в редакции постановления Правительства РФ от 19.02.2001 г. № 130), применяемым к периодам работы после 01.11.1999 г, право на льготное пенсионное обеспечение имеют: до 01.11.1999 г. – средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности; с 01.11.1999 г. – фельдшеры, старшие фельдшеры, фельдшеры-лаборанты; с 29 октября 2002 г. действуют Списки утвержденные Постановлением № 781, которыми предусмотрены те же должности.
Судом установлено, ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей трудовой пенсии по старости, как лицу более 30 лет осуществляющему лечебную деятельность.
ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении пенсии.
При этом ей засчитаны в льготный стаж периоды работы:
- в должности лаборанта <данные изъяты> (00 г.03 мес. 13д.);
- в должности фельдшера-лаборанта <данные изъяты> (08 л.07 мес. 00д.);
- в должности старшего фельдшера-лаборанта <данные изъяты> в том числе отпуск по уходу за ребенком ДД.ММ.ГГГГ г.р. до достижения им возраста 1,5 лет и до <данные изъяты> (03 г.03 мес. 05д.) и с <данные изъяты>., (05 л. 10 м. 01 д.),
Таким образом на дату обращения ответчиком определен льготный стаж истца в размере 21 год 10 месяцев 08 дней.
Одновременно из специального стажа ответчиком исключены периоды работы:
- в должности старшего фельдшера-лаборанта <данные изъяты> <данные изъяты> (02г. 11 м. 13д.) и с <данные изъяты> (3 г. 10 м 22 д);
- отпуск по уходу за ребенком ДД.ММ.ГГГГ г.р. после <данные изъяты> (1г 02 м 26 д);
- учебный отпуск с <данные изъяты> (00л 00 м 25 д)
Всего 8 лет 1 месяц 26 дней.
Суд считает отказ во включении указанных периодов в льготный стаж истицы и соответственно отказ в назначении пенсии на льготных условиях незаконными по следующим основаниям.
Действительно вышеназванные Списки не содержат наименования должности «старший фельдшер-лаборант»
Вместе с тем, пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781) установлено, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 1 ноября 1999 г., засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей.
Возможность установления в судебном порядке тождественности должностей и учреждений, с учетом работы в которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, указывалась в Определениях Конституционного Суда РФ от 18.06.2004 г. N 197-О, от 04.03.2004 г. N 81-О. Аналогичная правовая позиция изложена и в п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.05 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии». Исходя из вышеуказанной позиции, тождественность выполняемых истцом функций тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может быть установлена в судебном порядке в случае неправильного наименования работодателем занимаемой истцом должности, при условии доказанности факта тождественности работ. Обязанность доказывания данного обстоятельства возложена законом на истца.
Приказами Министерства здравоохранения РФ № 55 от 30.03.1993 г. «О внесении изменений и дополнений в условия оплаты труда работников здравоохранения», действовавшего до 25.11.1999 г., № 377 от 15.10.1999 г. «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения» должность - старший фельдшер лаборант не предусмотрена, имеется должность «фельдшер-лаборант».
Пунктом 9 приказа Министерства здравоохранения РФ № 55 от 30.11.1993 г. разрешалось установление должностного наименования «старший» при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями.
Оценивая представленные истицей доказательства в их совокупности, суд считает, что в период с <данные изъяты> (02г. 11 м. 13д.) и с <данные изъяты> (3 г. 10 м 22 д) истица, числясь на штатной должности старшего фельдшера-лаборанта фактически выполняла должностные обязанности фельдшера-лаборанта в течение полного рабочего дня в соответствии с установленной нагрузкой.
Указанные выводы суда основаны на анализе должностных инструкций, сохранившихся после аварийной ситуации в помещении архива больницы приказов за период с 2003 по 2008 г. о разрешении доплат истице за увеличение объема работ, расширение зоны обслуживания и совмещение профессий; расчетными листками о выплаченной истице заработной плате в спорный период, из которых следует, что ей производились соответствующие доплаты.
Кроме этого в судебном заседании в качестве свидетеля допрошена <данные изъяты>., заведующая <данные изъяты> лаборатории <данные изъяты>, которая пояснила, что фактически истица выполняла работу фельдшера-лаборанта, приставка «Старший» к данной должности дополнительно возлагала на нее обязанности по материальной ответственности за расход спирта и наркотических средств.
У суда нет оснований не доверять данному свидетелю, поскольку она никоим образом не заинтересована в исходе данного дела, ее показания последовательны, непротиворечивы, подтверждаются вышеназванными материалами дела.
Таким образом вышеназванные периоды работы истицы в должности старшего фельдшера-лаборанта подлежат включению в льготный стаж.
Период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком ДД.ММ.ГГГГ после <данные изъяты> (1г 02 м 26 д) также подлежит включению в льготный стаж по следующим основаниям.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Также ст.167 КЗот РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным законом ст.167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции. При этом, закон о внесении изменений в данную норму не распространяет ее действие на правоотношения возникшие ранее.
Таким образом, исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму Закона, то есть до 6 октября 1992 года.
Вместе с тем, право на включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности возникло у истицы до внесения изменений в законодательство, в связи с чем период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также подлежит включению в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, независимо от времени ее обращения за назначением пенсии.
Изложенная позиция в полной мере согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дела, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», а также с положениями ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.18, ст.19 и ч.1 ст.55 Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Период нахождения истицы в учебном отпуске с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00л 00 м 25 д) также подлежит включению в льготный стаж по следующим основаниям.
В силу действующего в настоящее время законодательства (статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»), в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Бесспорно установлено, подтверждается справкой работодателя от 28.03.2011 г. № 179, что в данный период истице выплачена заработная плата; отчисления в Пенсионный Фонд РФ произведены.
Таким образом, с учетом спорных периодов на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии у нее имелся необходимый 30- летний стаж лечебной деятельности.
Вместе с тем, требования об обязании включить эти периоды в льготный стаж, заявлены излишне, поскольку полностью охватываются требованиями о назначении пенсии с даты обращения за ней, а именно с ДД.ММ.ГГГГ
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
решила:
Исковые требования Цвек Е.Л. к ГУ Управление ПФ РФ в г. Рязани о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в г. Рязани назначить Цвек Е.Л. досрочную трудовую пенсию по старости за осуществление лечебной деятельности с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней, со дня вынесения решения судом в окончательной форме, в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Железнодорожный районный суд гор. Рязани.
Судья: