Дело № 2-1164\2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 июля 2012 года
Судья Железнодорожного районного суда г. Рязани Рогозина Н.И.,
при секретаре Ракиной Е.А.,
с участием истца Козлова В.А.,
представителя ответчика Сафонкиной Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда дело по иску Козлова В.А. к Управлению Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Рязанской области о признании приказа незаконным, взыскании денежных сумм, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛА:
Козлов В.А. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Рязанской области (далее УФСКН по Рязанской области) о признании приказа незаконным и взыскании денежной компенсации в возмещение морального вреда.
В обоснование заявленных требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в должности кинолога – инспектора отдела специального назначения УФСКН РФ по Рязанской области. Приказом начальника УФСКН по Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ ему была установлена надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> % должностного оклада. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ размер надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы был изменен и установлен в размере <данные изъяты> % должностного оклада.
Истец полагает, что данный приказ является незаконным, поскольку издан в нарушение требований Инструкции «О выплате сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы», утвержденный приказом директора Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ № № от ДД.ММ.ГГГГ, оснований для изменения размера надбавки не имелось, поскольку он по прежнему проходил службу в отделе специального назначения УФСКН, режим службы не изменился.
Просит признать незаконным приказ начальника УФСКН по Рязанской области которым ему была изменена надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы и установлена в размере <данные изъяты> %, взыскать с ответчика в свою пользу <данные изъяты> – сумму надбавки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также денежную компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании истец Козлов В.А. заявленные исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Сафонкина Л.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала.
Выслушав стороны, свидетеля ФИО2, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что истец проходил службу в УФСКН по Рязанской области в должности кинолога – инспектора 3 группы отдела специального назначения.
Как видно из должностной инструкции, истец должен, в том числе, осуществлять подготовку розыскных служебных собак для поиска наркотических средств и психотропных веществ, взрывчатых веществ, участвовать в мероприятиях с применением сил и средств подразделений специального назначения органов наркоконтроля, участвовать в мероприятиях по доставлению лиц, в отношении которых УФСКН осуществляется административное производство, осуществлять мероприятия по доставлению (конвоированию) задержанных, подозреваемых, обвиняемых.
Поскольку истец проходил службу в органах наркоконтроля, то трудовые правоотношения между ним и ответчиком в части денежного довольствия, возникшие в результате прохождения службы, регулируются специальными нормативными актами - Федеральным законом от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплат этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)".
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона N 78-ФЗ, денежное довольствие сотрудников состоит из оклада по занимаемой штатной должности, оклада по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания, из процентных надбавок за выслугу лет, ученую степень и ученое звание, иных дополнительных выплат.
Пунктом 8 статьи 1 Федерального закона N 78-ФЗ определено, дополнительные выплаты сотрудникам состоят из: дифференцированной в зависимости от состава сотрудников и местности прохождения службы, ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы в размерах и порядке, определяемых руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, до 120 процентов оклада по занимаемой штатной должности; премии за образцовое исполнение служебных обязанностей в размере до трех окладов денежного содержания в год, выплачиваемой в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; единовременного денежного вознаграждения за добросовестное исполнение служебных обязанностей по итогам календарного года, которое может быть выплачено в порядке, установленном руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти, и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации, но не менее трех окладов денежного содержания в год; материальной помощи в размере не менее двух окладов денежного содержания в год, выплачиваемой в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Таким образом, надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы относится к дополнительным выплатам сотрудникам органов наркоконтроля.
Приказом Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ от ДД.ММ.ГГГГ N № утверждена Инструкция «О выплате сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы», в соответствии с которой ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы в размере до 120 процентов должностного оклада устанавливается сотрудникам подразделений, территориальных органов и организаций Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, выполнение служебных обязанностей которых связано с решением задач, требующих высокого уровня профессиональной подготовки, либо сопряжено с напряженным характером и специальным режимом несения службы.
Надбавка устанавливается дифференцированно в зависимости от состава сотрудников и местности прохождения службы, на определенный период, как правило на один год, приказом Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, ее территориального органа или организации
Для установления надбавки (прекращения выплаты, изменения размера) начальник, в чьем непосредственном подчинении находится сотрудник, составляет мотивированный рапорт с указанием причин установления надбавки (прекращения выплаты, изменения размера). В рапорте указывается размер надбавки и период, на который она устанавливается.
Выплата надбавки не производится сотрудникам находящимся в отпуске по уходу за ребенком, временно отстраненным от исполнения должностных обязанностей.
Судом установлено, что приказом начальника УФСКН по Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ Козлову В.А. была установлена надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> % должностного оклада.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Козлов В.А. находился в очередном отпуске, ДД.ММ.ГГГГ он обратился в адрес начальника Управления ФСКН с просьбой о направлении его для прохождения медицинского освидетельствования военно-врачебной комиссией в связи с ухудшением здоровья для определения степени годности для дальнейшей службы в органах наркоконтроля. ДД.ММ.ГГГГ Козлову В.А. было выдано направление на медицинское освидетельствование в ВВК ФКУЗ Б-1 УФСИН России по Рязанской области для определения состояния здоровья.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Козлов В.А. находился в очередном отпуске.
ДД.ММ.ГГГГ им подан рапорт об увольнении со службы по состоянию здоровья.
В соответствии с приказом № № от ДД.ММ.ГГГГ Козлов В.А. уволен со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по состоянию здоровья.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ размер надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы был изменен и установлен в размере <данные изъяты> % должностного оклада. Основанием установления данного размера надбавки в приказе указан рапорт начальника отдела специального назначения УФСКН России по Рязанской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно данному рапорту, причиной установления Козлову В.А. надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы в размере <данные изъяты>% должностного оклада послужило изменение характера и режима службы, изменение состава сотрудников, а именно ввиду убытия с ДД.ММ.ГГГГ Козлова В.А. для прохождения военно – врачебной комиссии, по мнению начальника ОСН УФСКН России по Рязанской области изменился состав сотрудников (по штату в отделе специального назначения имеется должность старшего кинолога – инспектора 3 группы (ФИО1) и кинолога – инспектора 3 группы (Козлов В.А.). С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Козловым В.А. участие в мероприятиях, проводимых с применением сил и средств ОСН, не принималось, к исполнению служебных обязанностей сверх установленного служебного времени не привлекался, т.е. изменился объем его служебных обязанностей (изменился режим службы). Объем должностных обязанностей, выполняемый ранее Козловым В.А., перераспределился на старшего кинолога инспектора 3 группы ОСН ФИО1 и частично на сотрудников оперативно – боевого отдела ОСН Управления. Учитывая (оценивая) фактическую сложность службы Козлова В.А. (связь выполнения служебных обязанностей с решением задач, требующих высокого уровня профессиональной подготовки), а также напряженность (сопряженность с напряженным характером службы) и специальный режим службы, ФИО2 просит установить Козлову В.А. надбавку за сложность, напряженность и специальный режим службы в размере <данные изъяты>%.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, сторонами не оспариваются.
Между тем, с выводами, содержащимися в рапорте от ДД.ММ.ГГГГ, послужившим основанием для установления надбавки истцу в меньшем размере (изменения ее размера) суд согласиться не может, поскольку они противоречат положениям Федерального Закона от 30 июня 2002 года N 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)", который в структуру денежного довольствия сотрудников наряду с премией и единовременным вознаграждением включает дополнительные выплаты компенсационного характера.
Как указано выше, Закон предусматривает, что дополнительные выплаты сотрудникам состоят в частности из дифференцированной в зависимости от состава сотрудников и местности прохождения службы, ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы в размерах и порядке, определяемых руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти до 120 процентов оклада по занимаемой штатной должности. Правительство Российской Федерации вправе принимать решение о повышении указанной ежемесячной надбавки отдельным категориям сотрудников в зависимости от места проживания и прохождения службы в целях недопущения снижения уровня материального обеспечения сотрудников в связи с переводом натуральных льгот в денежную форму.
Следовательно, данным Федеральным законом размер такой надбавки дифференцируется исходя из состава сотрудников и местности прохождения службы, возможность установления размера надбавки по иным основаниям, в том числе в зависимости от уровня профессиональной подготовки, деловых качеств сотрудников, сложности и значимости выполняемых задач, характера, режима и достигнутых результатов в службе, в отношении служащих одного состава, проходящих службу в одной местности, Законом от 30 июня 2002 года N 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы) не предусмотрена.
При этом, указанная надбавка установлена за службу в условиях, отклоняющихся от нормальных (за сложность, напряженность, специальный режим работы), в связи с чем носит компенсационный, а не стимулирующий характер.
Размер компенсационной надбавки за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, зависит от объективных данных, характеризующих соответствующие условия службы определенного состава сотрудников, деловые качества конкретного сотрудника, характер его работы, сложность и значимость выполняемых им задач, достигнутые результаты в службе не влияют на условия, в которых должны исполняться служебные обязанности, и могут служить лишь основанием для дополнительных стимулирующих выплат в виде премии, единовременного денежного вознаграждения, на что указывает п. 8 ст. 1 ФЗ от 30 июня 2002 года N 78-ФЗ.
Кроме того, абзацем 1 пункта 2 Инструкции о порядке выплаты сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы, утвержденной приказом Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от ДД.ММ.ГГГГ N № также определено, что надбавка устанавливается дифференцированно в зависимости от состава сотрудников и местности прохождения службы, на определенный период, как правило, на один год, приказом ФСКН России, ее территориального органа или организации.
Таким образом, к условиям назначения ежемесячной рассматриваемой надбавки Федеральным законом отнесены состав сотрудников и местность прохождения службы.
Руководитель соответствующего федерального органа исполнительной власти наделен полномочиями по установлению размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы и порядка ее выплаты, но не правом введения дополнительных критериев, влияющих на размер надбавки.
Вопреки этому, при установлении Козлову В.А. надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы в размере 5% от должностного оклада, учтены дополнительные, не предусмотренные вышеназванным Федеральным законом критерии, а именно: деловые качества, сложность и значимость выполняемых задач, характер выполняемой работы, объем служебных обязанностей и достигнутые результаты в службе.
Введение каких-либо дополнительных критериев по отношению к служащим одного состава, проходящим службу в одной местности, Федеральным законом "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)" не предусмотрено.
Доводы ответчика о том, что в ДД.ММ.ГГГГ года изменился режим службы Козлова В.А., поскольку с ДД.ММ.ГГГГ года (период, когда истец находился в очередном отпуска, проходил медицинское освидетельствовании в ВВК) к исполнению служебных обязанностей сверх установленного служебного времени, а также в выходные и праздничные дни он не привлекался, изменился объем выполняемых им должностных обязанностей (уменьшилась нагрузка), который перераспределился на старшего кинолога – инспектора 3 группы ОСН и частично на сотрудников оперативно – боевого отделения, а, следовательно, изменился состав сотрудников, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку основаны не неправильном токовании закона.
При этом суд учитывает, что если изменение характера и режима службы позволяет отнести сотрудника к иному составу сотрудников, то допускается возможность изменения размера надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы, поскольку в таком случае происходит изменение состава сотрудников, что не противоречит федеральному закону.
В данном случае состав сотрудников и местность прохождения службы не изменялись, следовательно, оснований для снижения истцу размера надбавки за сложность и напряженность у ответчика не имелось.
Исходя из изложенного, конкретных обстоятельств дела, представленных сторонами доказательств, принимая во внимание то, что приказ начальника УФСКН России по <адрес> N № от ДД.ММ.ГГГГ в части, касающейся установления истцу надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы в размере <данные изъяты>% вынесен с учетом характера его работы, изменения объема выполняемых должностных обязанностей, сложность и значимость выполняемых им задач, является незаконным, необоснованным и подлежащим отмене.
Определяя размер, подлежащей взысканию заработной платы, недополученной в связи со снижением ему размера надбавки за сложность, напряженность, специальный режим службы до <данные изъяты>%, суд в основу решения берет расчет, представленный ответчиком, с которым истец согласился, в соответствии с которым, сумма надбавки, неполученной истцом за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты>.
В силу ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает характер и степень нравственных страданий истца, причиненных действиями ответчика, с учетом фактических обстоятельств дела, требований разумности и справедливости, того факта, что за защитой своих нарушенных прав истец вынужден был обращаться в суд, полагает возможным взыскать с ответчика денежную компенсацию в счет возмещения морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
В остальной части иска – отказать.
Исходя из положений ст. 103 ГПК РФ, с учетом ст. 333.19 НК РФ, с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, следует взыскать в доход федерального бюджета государственную пошлину пропорционально удовлетворенной части исковых требований, что составит <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛА:
Исковые требования Козлова В.А. к Управлению Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Рязанской области о признании приказа незаконным, взыскании денежных сумм, компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить приказ начальника Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ № № в части установления Козлову В.А. с ДД.ММ.ГГГГ надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы в размере <данные изъяты> % должностного оклада.
Взыскать с Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Рязанской области в пользу Козлова В.А. надбавку за сложность, напряженность и специальный режим службы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.
Взыскать с Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Рязанской области в пользу Козлова В.А. денежную компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей.
В остальной части иска – отказать.
Взыскать с Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Рязанской области госпошлину в доход государства в сумме <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Железнодорожный районный суд г. Рязани.
Судья: