РЕШЕНИЕ
именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 августа 2012 года г.Рязань
Судья Железнодорожного районного суда г.Рязани Маслова О.В.
с участием:
истца Д.Б.В..,
представителя ответчика УПФ РФ (ГУ) в г. Рязани Р.А.В..,
представителя третьего лица ГУ Отделение ПФ РФ по Рязанской области Г.Е.Е.
при секретаре Симоненко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда (г.Рязань, пр.Завражнова, д.3) гражданское дело № по иску Д.Б.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в городе Рязани о досрочном назначении трудовой пенсии по старости,
установил:
Д.Б.В. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в городе Рязани о досрочном назначении трудовой пенсии по старости.
В обоснование требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Рязани с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с длительным осуществлением лечебной деятельности в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона РФ 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Решением ответчика истцу отказано в назначении трудовой пенсии по старости. Ответчик незаконно включил в специальный стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ в должности врача анестезиолого – реанимационного отделения в <данные изъяты> в календарном порядке, мотивировав тем, что в штатных расписаниях <данные изъяты> за ДД.ММ.ГГГГ в разделе «должности врачебного персонала» не предусмотрена должность врача анестезиолога - реаниматолога в отделении анестезиологии и реанимации. Истец с данным решением не согласен. Д.Б.В. работал врачом анестезиологом – реаниматологом в анестезиолого – реанимационном отделении <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом Минздрава СССР от 27.07.1970г. №501 утверждены: Положение о заведующим отделением анестезиологии – реанимации и Положение о враче анестезиологе – реаниматологе лечебно – профилактического учреждения. Из анализа данных документов следует, что отделения анестезиологии – реанимации укомплектовываются врачами анестезиологами – реаниматологами. Согласно Положению о враче анестезиологе – реаниматологе врач анестезиолог – реаниматолог непосредственно подчинен заведующему отделением анестезиологии – реанимации и проводит работу под его руководством, обеспечивая «надлежащий уровень специального обследования больных, проведение обезболивания и оказание анестезиологической и реанимационной помощи больным». Врачей других специальностей в штате отделений анестезиологии – реанимации не предусмотрено. Поэтому отсутствие в штатных расписаниях <данные изъяты> должности врача анестезиолога – реаниматолога в отделении анестезиологии – реанимации не может служить основанием для отказа о зачете данного периода работы в специальный стаж в льготном порядке. По первичным документам Д.Б.В. в это время значился как «врач АРО». Специальностей «врач реаниматор», «кардиореаниматор», «реаниматор – кардиолог» в нормативных правовых документах не содержится. Таким образом, внесение в первичные документы записей о моей работе в должностях «врача АРО» не обосновано никакими нормативными правовыми документами, и следовательно, не может служить причиной отказа в зачете данных периодов работы в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в льготном исчислении – 1 год работы за 1 года 6 месяцев.
За все время работы в отделении анестезиологии и реанимации <данные изъяты> его должностные обязанности не менялись. Содержание работы включает в себя подготовку больного к операции, участие в анестезии (общий наркоз), контроль состояния больного во время операции, в том числе, проведение специальных мероприятий по борьбе с острыми нарушениями функций жизненно важных органов и обмена веществ, оживление человека, находящегося в состоянии клинической смерти, организация лечения и интенсивного ухода за больным в послеоперационный период, оформление медицинской документации и др.
Кроме того, подлежит включению в специальный стаж календарно период обучения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ поскольку является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в ПФ РФ, и для отдельных категорий работников повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Просит признать за ним право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ. Обязать ответчика УПФ РФ (ГУ) в г.Рязани включить в стаж лечебной деятельности, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости периоды работы в должности врача анестезиолого – реанимационного отделения в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ. (00л 10м 12д) и ДД.ММ.ГГГГ (03г 02м 15д) в льготном исчислении – 1 год как 1 год и 6 месяцев и период обучения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ. (00л 01м 15д).
В судебном заседании истец поддержал свои требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика исковые требования не признала, считает, что у истца отсутствует необходимый 30-ти летний стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, установленный пп.20 п.1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Пояснила, что нормы названной статьи реализуются через Списки должностей и учреждений, Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781, а также Списка должностей и учреждений, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №464 (за периоды работы до 01.11.1999г.) и Списка должностей и учреждений, Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. №1066 (за период работы после 01.11.1999г.).
В соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Правил от 29.10.2002г. №781 лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях, предусмотренных Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, 1 год работы засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 6 месяцев.
Период работы Д.Б.В. с ДД.ММ.ГГГГ. в должности врача отделения анестезиологии и реанимации и с ДД.ММ.ГГГГ. в должности врача-реаниматолога АРО по совместительству на 0,5 ставки <данные изъяты> засчитать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на соответствующих видах работ в льготном исчислении не представляется возможным, поскольку наименование должности не предусмотрено ни одним из вышеназванных Перечней. Не подлежат включению в стаж период обучения истца на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ (00л 01м 15д).
Представитель третьего лица - ГУ ОПФ РФ по Рязанской области - поддержал доводы представителя ответчика.
Выслушав истца, представителя ответчика, третьего лица, свидетелей Свидетель 1., Свидетель 2 исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Д.Б.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 7 Конституции РФ установлено, что Российская Федерация является социальным государством, в котором устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Пенсионное законодательство Российской Федерации предусматривает установление трудовых и социальных пенсий. Пенсия за выслугу лет назначается в связи с трудовой деятельностью. Основанием для ее назначения является длительное выполнение работником определенной профессиональной деятельности.
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Аналогичное положение содержалось и в ранее действующем Законе РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» № 340-1 от 20.11.1990г.
Порядок исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27, 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» регулируется Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и в муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Правил от 29.10.2002г. №781 лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях, предусмотренных Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, 1 год работы засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 6 месяцев.
Перечнем, являющимся приложением к указанным Правилам, предусмотрены: отделения (группы, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии, врачи - анестезиологи-реаниматологи, в том числе заведующие, медицинские сестры палатные, в том числе старшие, медицинские сестры - анестезисты, а также отделений хирургического профиля стационаров.
Пунктом 2 Постановления от 06.09.1991г. №464 льготное исчисление стажа предусмотрено врачам-анестезиологам - реаниматологам, среднему медперсоналу отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии стационаров.
Пунктом 3 Правил от 22.09.1999г. №1066 врачам и среднему медицинскому персоналу работавшим в должностях в структурных подразделениях согласно Приложению, 1 год работы засчитывается за 1 год и б месяцев. Перечнем, являющимся приложением к данным Правилам предусмотрены отделения (группы, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи анестезиологии - реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии. Должности: врачи анестезиологи - реаниматологи, в том числе заведующие.
Судом установлено, что истец ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с длительным осуществлением лечебной деятельности. Решением № от ДД.ММ.ГГГГ. УПФ РФ (ГУ) в г.Рязани ему отказано в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием требуемого 30 летнего стажа. При расчете стажа истца, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, ответчиком включены следующие периоды: ДД.ММ.ГГГГ. - врач-интерн, участковый врач-терапевт <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ. – календарно – заведующий терапевтического отделения, врач терапевт <данные изъяты>; С ДД.ММ.ГГГГ. – календарно – врач АРО (анестезиолого – реанимационное отделение) в <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ – заведующий поликлиникой, заместитель главного врача по лечебной работе, врач-терапевт, врач по функциональной диагностике <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ. – главный врач, врач психиатр – нарколог <данные изъяты>. Итого 28 лет 07 месяцев 25 дней.
Не включены в стаж на соответствующих видах работ периоды: нахождения истца в отпусках без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ.; а также оспариваемый истцом период нахождения на курсах повышения квалификации (усовершенствования) с ДД.ММ.ГГГГ. (всего 1 месяц 19 дней).
Данные обстоятельства, подтверждаются решением об отказе в установлении трудовой пенсии по старости № от ДД.ММ.ГГГГ., принятым УПФ РФ (ГУ) в городе Рязани; трудовой книжкой Д.Б.В.., объяснениями сторон в судебном заседании.
Суд полагает, что истцу необоснованно период работы в должности врача анестезиолого – реанимационного отделения в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ (00л 10м 12д) и с ДД.ММ.ГГГГ. (03г 02м 15д) зачтен в стаж календарно, поскольку, указанный период работы подлежит включению в стаж работы в льготном исчислении – 1 год как 1 год и 6 месяцев. Данный вывод суда основывается на следующих доказательствах.
Согласно записи в трудовой книжке Д.Б.В.., истец с ДД.ММ.ГГГГ. работал в должности врача АРО в <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ. работал на данной должности по совместительству.
Согласно справки <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ. Д.Б.В. работал в <данные изъяты> в должности врача отделения анестезиологии-реанимации с ДД.ММ.ГГГГ (приказы № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ.), а также в должности врача-реаниматолога по совместительству на 0,5 ставки отделения анестезиологии-реанимации с ДД.ММ.ГГГГ. (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ.)
Из представленных штатных расписаний <данные изъяты> за период ДД.ММ.ГГГГ. следует, что в структуре <данные изъяты> имелось отделение анестезиологии и реанимации на № коек, в котором предусмотрены следующие должности врачебного персонала: заведующий отделением – <данные изъяты>, врач реаниматолог-кардиолог – <данные изъяты>, врач анестезиолог сосудистого отделения с оказанием экстренной помощи <данные изъяты> единицы, врач- лаборант – <данные изъяты>.
Согласно Номенклатуре врачебных должностей в учреждениях здравоохранения, утвержденной Минздравом СССР от 04.05.1970г. №280, действующей в спорный период, предусмотрены врачи специалисты: врач кардиолог, врач-анестезиолог-реаниматолог.
Таким образом, наименование должности истца ( врач АРО) в трудовой книжке, в штатном расписании (врач реаниматор кардиолог) не соответствует вышеуказанной Номенклатуре врачебных должностей.
Приказами Минздрава СССР от 27.07.1970 г № 501 «Об утверждении положений о сотрудниках отделения анестезиологии-реанимации лечебно-профилактического учреждения», от 11.06.1986 г. № 841 «О дальнейшем совершенствовании анестезиолого-реанимационной помощи населению» установлено, что врачебный персонал отделений анестезиологии-реанимации лечебно-профилактических учреждений состоит из врача анестезиолога-реаниматолога и заведующего отделением.
Свидетели Свидетель 1., Свидетель 2., работавшие совместно с истцом в <данные изъяты>, пояснили, что Д.Б.В.. в период работы в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ. выполнял обязанности врача анестезиолога-реаниматолога.
Свидетели предупреждены об уголовной ответственности на дачу заведомо ложных показаний, не заинтересованы в исходе дела. У суда не имеется оснований не доверять их показаниям.
Пунктом 9 Постановления Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» от 20.12.2005г. №25 разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пунктом 1 статьи 27 и подпунктами 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Оценивая представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> подлежат зачету в стаж в льготном исчислении: 1 год работы как 1 год 6 месяцев, поскольку Д.Б.В. в указанные периоды работал врачом-анестезиологом-реаниматологом отделения анестезиологии-реанимации <данные изъяты>.
Исключение из стажа работы истца, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов нахождения на курсах повышения квалификации (усовершенствования) в период с ДД.ММ.ГГГГ. суд находит необоснованным по следующим основаниям.
Согласно ст.2 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» страховой стаж - учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Согласно ст.10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу положений ст.187 ТК РФ, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Аналогичная норма содержалась в ст.112 КЗоТ РСФСР.
Судом установлено, что в период работы в <данные изъяты> Д.Б.В. был направлен на курсы повышения квалификации приказам руководителя № от ДД.ММ.ГГГГ. В период нахождения на курсах повышения квалификации (усовершенствования) за истцом сохранялась средняя заработная плата и производились отчисления в Пенсионный фонд РФ. Указанные обстоятельства подтверждаются: приказом руководителя <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ справками <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, истец на курсы усовершенствования направлялся работодателем. Повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы для медицинских работников, т.е. истцу это было необходимо для продолжения своей трудовой деятельности и подтверждения своей квалификации как медицинского работника, время нахождения на курсах усовершенствования является периодом рабочего времени, по месту работы Д.Б.В. выплачивался средний заработок, в течение этого времени уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, в связи с чем, периоды нахождения истца на курсах усовершенствования подлежат включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
На основании ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения прав на нее.
На момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии с учетом включения в стаж периода работы в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении - 1 год как 1 год и 6 месяцев и периода с ДД.ММ.ГГГГ – календарно требуемый стаж, в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ как лица, осуществляющего лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе составлял не менее 30 лет в связи с чем, он имеет гарантированное Конституцией РФ право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Д.Б.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в городе Рязани о досрочном назначении трудовой пенсии по старости - удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в городе Рязани назначить Д.Б.В. досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ в связи с осуществлением лечебной деятельностью по охране здоровья населения не менее 30 лет в городах.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (ДД.ММ.ГГГГ.) через Железнодорожный районный суд г.Рязани.
<данные изъяты>