Решение о признании незаконными действий по взиманию платы за услугу электроснабжения мест общего пользования



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 ноября 2010г. г. Орёл.

Железнодорожный районный суд г. Орла в составе
председательствующего судьи Лихачева В.И.,

при участии представителя ответчика Сысоевой Л.А.,

ст. помощника прокурора

Железнодорожного района г. Орла Болдиной С.А
при секретаре Афониной Э.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Железнодорожного района г. Орла в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО «ЖРЭУ 3» о признании незаконными действия ЗАО «ЖРЭУ 3» по взиманию платы за электроснабжение в местах общего пользования, об обязании производить расчет размера оплаты услуг по электроснабжению гражданам в соответствии с «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», об обязании произвести перерасчет оплаты за коммунальную услугу электроснабжение за период с октября 2008года по день вступления решения в законную силу,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Железнодорожного района г. Орла обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО «ЖРЭУ 3» о признании незаконными действия ЗАО «ЖРЭУ 3» по взиманию платы за электроснабжение в местах общего пользования, об обязании ЗАО «ЖРЭУ 3» производить расчет размера оплаты услуг по электроснабжению гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов в соответствии с «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», об обязании произвести перерасчет оплаты за коммунальную услугу электроснабжение за период с октября 2008года по день вступления решения в законную силу.

В обосновании требований указал, что прокуратурой Железнодорожного района г. Орла проведена проверка соблюдения управляющей компанией ЗАО «ЖРЭУ 3» требований жилищного законодательства, в части правомерности расчета платы за коммунальную услугу- электроснабжение в местах общего пользования с граждан, проживающих на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов, на обслуживаемой данной организацией территории. В результате проверки были выявлены нарушения законодательства. Так в ходе проверки было установлено, что при подсчете платы за электроэнергию ОАО ОФ «ИНТЕР РАО ЕЭС» на основании договора оказания возмездных услуг ЗАО «ЖРЭУ 3» пользуясь формулой 9 приложения 2 к Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 в нарушение закона в знаменателе учитывает суммарный объем коммунального ресурса, потребленный за расчетный период, заявленный потребителями или самостоятельно подсчитанный по среднему, в то время как в названной формуле Правил требуется указывать суммарный объем электроэнергии, измеренный индивидуальными приборами учета, что, приведет к справедливому подсчету оплаты электроэнергии за МОП, так как неоплаченная электроэнергия недобросовестных плательщиков не будет распределяться между добросовестными, указанная цифра в знаменателе будет максимально приближена к цифре, указанной в числителе - объему потребленной электроэнергии по показаниям общедомового прибора учета. Просит суд признать незаконными действия ЗАО «ЖРЭУ 3» по взиманию платы за электроснабжение в местах общего пользования, обязать ЗАО «ЖРЭУ 3» производить расчет размера оплаты услуг по электроснабжению гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов в соответствии с «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденными Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006г., а именно: при расчете размера по формуле № 9 в знаменателе учитывать суммарный обьем электрической энергии, потребленный за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета, измеренный индивидуальными приборами учета, а в помещениях не оборудованных приборами учета, по формуле № 3 с последующей корректировкой по формуле № 4. Обязать ЗАО «ЖРЭУ 3» в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу гражданам, проживающим в жилых помещениях государственного, частного жилищных фондов, произвести перерасчет оплаты за коммунальную услугу электроснабжение за период, с октября 2008 года по день вступления решения в законную силу.

В судебном заседании ст. помощник прокурора Железнодорожного района г. Орла Болдина С.А. исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика ЗАО «ЖРЭУ-3» Сысоева Л.А., действующая по доверенности, исковые требования не признала, пояснила, что данное исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с условиями договора управления многоквартирными домами ЗАО «ЖРЭУ-3» предоставляет коммунальные услуги потребителям, в том числе и электроэнергии, которую согласно условиям Договора энергоснабжения №2312 от 31.12.2009 г., поставляет гарантирующий поставщик - ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС». Согласно данному договору обязался осуществить поставку электроэнергии ЗАО №ЖРЭУ-3№ в объеме фактического потребления на общие домовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электроэнергии межквартирных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), включая потери электроэнергии во внутридомовых сетях, который определяется как разница между объемом потребленной электроэнергии, определяемой по общим домовым приборам учета и суммарным объемом потребления электроэнергии гражданами- потребителями.

Расчет услуги «электроснабжение» осуществляется в соответствии с условиями договора в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации №307 от 23 мая 2006 г. (далее, Правила).

В соответствии с п.7 Правил «собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) электрической энергии... исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме». Согласно положений статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата электроэнергии производится за фактически принятое абонентом количество электроэнергии.

Методика расчета оплаты услуги «электроснабжение», предложенная прокуратурой, значительно повлияет на плату за места общего пользования. На основании изложенного, просит суд в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица ОАО «ИНТНР РАО ЕЭС» в лице Орловского филиала Грецова Е.О., исковые требования не признала, просит отказать в удовлетворении исковых требований. Полагает, что расчеты по взиманию платы с потребителей за электроэнергию производятся верно.

В судебном заседании установлено, что согласно договору энергоснабжения № 2305 от 31.12.2009 ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» обязалось осуществлять поставку электроэнергии ЗАО «ЖРЭУ 3» в объеме фактического потребления на общие домовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электроэнергии межквартирных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), включая потери электроэнергии во внутридомовых электрических сетях, которые определяются как разница между объемом потребленной энергии, определяемой по общим домовым приборам учета и суммарным объемом потребления электроэнергии гражданами-потребителями. Точкой поставки является место в электрической сети, находящееся на границе балансовой принадлежности электросетевого хозяйства.

В соответствии с договором возмездного оказания услуг от 1 октября 2008 года ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» по поручению ЗАО «ЖРЭУ 3» приняло на себя обязательства по расчету размера платы и выполнению других действий, связанных с расчетами за коммунальную услугу электроснабжения, потребленную гражданами, проживающими в многоквартирных домах. При этом сведения о потреблении электроэнергии в жилых помещениях домов получают разными способами, в том числе - по данным, указанным потребителем при оплате счета; по контрольным показаниям, снятым персоналом Исполнителя (ЗАО «ЖРЭУ 3») и Заказчика («ИНТЕР РАО ЕЭС»), по расчетному среднемесячному потреблению; по установленному нормативу потребления.

Согласно представленному акту приема-передачи электроэнергии к договору №2305 установлено, что ЗАО «ЖРЭУ-3» обслуживает 278 жилых домов.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя плату за коммунальные услуги, в том числе за электроснабжение.

Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п. 7 Постановления Правительства № 307 от 23.05.2006г., собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы, в том числе, электрической энергии, исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленной электрической энергии, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям.

Пункт 22 Постановления правительства № 307 предусматривает, что собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с пунктом 19 указанных Правил.

Согласно Приложению № 2 к Постановлению правительства № 307 расчет размера платы за коммунальные услуги производится следующим образом: при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется в следующем порядке:

1) размер платы (руб.) за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение в помещениях, не оборудованных приборами учета, определяется по формуле 3, а в помещениях, оборудованных приборами учета, определяется по формуле:

V
D
Р =----------------------- xV xT, (9)

ky3.i V +V i.p ky

n.р n.n

где:

V - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, D горячей воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показанию коллективного (^бщедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт-час);

V - суммарный объем (количество) коммунального ресурса

n.р

(холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт-час);

V - суммарный объем (количество) коммунального ресурса
n.n

(холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 1 и 3 (куб. м, кВт-час);

V - объем (количество) коммунального ресурса (холодной
i.p

воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в i-том помещении, оборудованном прибором учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт-час);

Т - тариф на соответствующий коммунальный ресурс,

kу

установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения - руб./кВт-час);

При расчете платы за электроэнергию должен браться не суммарный объем показаний, измеренных индивидуальными и общими (квартирными) приборами учета.

При таком расчете, показания счетчика в числителе будет максимально приближено к суммам показаний, указанным в знаменателе и при этом неоплаченная электроэнергия не будет распределяться между добросовестными плательщиками в виде оплаты за данную услугу в местах общего пользования.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что расчет платы за электроэнергию за период с октября 2008 года и до момента вынесения решения суда производится ОАО «Интер РАО ЕЭС» на основании договора оказания возмездных услуг с МУП «Жилсервис в нарушение Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ №307 от 23.05.2006г., поскольку при расчете плата за электроэнергию собственниками квартир имеющим индивидуальные приборы учета, применяются исходные данные не предусмотренные формулой №9 Приложения №2 Правил, а собственникам квартир, не оборудованных индивидуальными приборами учета, применяется формула расчета, не подлежащая применению.

При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Орла в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными действий ЗАО «ЖРЭУ 3» по взиманию платы за электроснабжение в местах общего пользования, обязании ЗАО «ЖРЭУ 3» производить расчет размера оплаты услуг по электроснабжению гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов в соответствии с «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденными Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006г., а именно при расчете размера по формуле № 9 в знаменателе учитывать суммарный с объем электрической энергии, потребленный за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета, измеренный индивидуальными приборами учета, а в помещениях не оборудованных приборами учета, по формуле № 3 с последующей корректировкой по формуле № 4. Обязании ЗАО «ЖРЭУ 3» в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу гражданам, проживающим в жилых помещениях государственного, частного жилищных фондов, произвести перерасчет оплаты за коммунальную услугу электроснабжение за период, с октября 2008 года по день вступления решения в законную силу, подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку исковые требования истца были удовлетворены судом полностью, а при подаче искового заявления прокурор Железнодорожного района г. Орла был освобожден от уплаты государственной пошлины на основании закона, то суд считает возможным взыскать с ответчика в доход в бюджет «Муниципального образования «Город Орел» в размере 4000 рублей.

Руководствуясь ст.ст., 197-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Железнодорожного района г. Орла удовлетворить.

Признать действий ЗАО «ЖРЭУ 3» по взиманию платы за электроснабжение в местах общего пользования незаконными.

Обязать ЗАО «ЖРЭУ 3» производить расчет размера оплаты услуг по электроснабжению гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов в соответствии с «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденными Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006г., а именно при расчете размера по формуле № 9 в знаменателе учитывать суммарный с объем электрической энергии, потребленный за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета, измеренный индивидуальными приборами учета, а в помещениях, не оборудованных приборами учета, по формуле № 3 с последующей корректировкой по формуле № 4.

Обязать ЗАО «ЖРЭУ 3» в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу гражданам, проживающим в жилых помещениях государственного, частного жилищных фондов, произвести перерасчет оплаты за коммунальную услугу электроснабжение за период, с октября 2008 года по день вступления решения в законную силу.

Взыскать с ЗАО «ЖРЭУ 3» госпошлину в пользу бюджета «Муниципального образования «Город Орел» в размере 4000 рублей.

Решение может быть обжаловано через Железнодорожный районный суд г. Орла в Орловский облсуд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного текста решения.

Мотивированный текст решения изготовлен 27 ноября 2010г.

СУДЬЯ Лихачев В.И.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200