Решение о возмещении вреда, причиненного государственными органами



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 июня 2011г. г. Орел

Железнодорожный районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Абрамочкиной Г.В.,

с участием адвоката Макарова А.Г.

при секретаре Толстых Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Коссова Олега Борисовича к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (Управлению федерального казначейства по Орловской области) о возмещении вреда, причиненного государственным органом

У С Т А Н О В И Л:

Коссов О.Б. обратился в суд с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (Управлению федерального казначейства по Орловской области) о возмещении вреда, причиненного государственным органом. В обоснование заявленного требования указал, что в период с октября 1989 года по ДД.ММ.ГГГГ он проходил службу в ГУ МЧС России по Орловской области. ДД.ММ.ГГГГ решением жилищной комиссии истец был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ он был включен в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы». Решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ истец был снят с учета. Решением Советского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение жилищной комиссии о снятии истца с учета в качестве нуждающегося в жилищных условиях от ДД.ММ.ГГГГ было признано незаконным и истец был восстановлен в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ решением жилищной комиссии истцу было отказано в признании его участником программы «Государственные жилищные сертификаты». Решением Советского районного суда г. Орла от ДД.ММ.ГГГГ данное решение было признано незаконным и истец был включен в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы». На ГУ МЧС России было возложено обязательство направить документы истца как участника подпрограммы в Центральный региональный центр МЧС РФ для выдачи сертификата.

Указанные документы были направлены. В связи с этим из Центрального регионального центра МЧС РФ истцом был получен ответ ( от ДД.ММ.ГГГГ) о том, что рапорт на участие в подпрограмме должен был быть подан в период с 1 января по 1 июля года предшествующего выдаче сертификата. В результате незаконных действий ГУ МЧС по Орловской области по мнению истца и, что действие подпрограммы заканчивалось в 2010 году, истец не был обеспечен сертификатом. Истец считает, что действиями ГУ МЧС по Орловской области ему причинен ущерб в размере суммы социальной выплаты, причитавшейся в связи с выдачей сертификата, которая по расчетам истца составляет 924 тысяч рублей, данную сумму истец просил взыскать с ответчика.

В судебном заседании Коссов и его адвокат исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске. Также Косов в суде пояснил, что он в настоящее время не подавал рапорта для участия в подпрограмме в 2012г. и обновленные документы не передавал в жилищную комиссию ГУ МЧС России по Орловской области.

В судебном заседании представитель Министерства финансов по доверенности Чумаков С.Ю. просил в иске отказать, пояснил, что истец ссылается на ст. 1069 ГК РФ, указывая, что ему причинен вред в результате незаконных действий государственного органа ГУ МЧС по Орловской области. Данная норма закона предусматривает возмещение вреда в рамках полномочий, задач и функций, возложенных на государственный орган в соответствии с Положением об этом органе. Таковых доказательств истцом не представлено. Приведенные истцом судебные решения не подтверждают причинение вреда истцу, в результате незаконных действий этого органа. Также истец не лишен возможности до ДД.ММ.ГГГГ обновить документы и предоставить их в жилищную комиссию для получения сертификата для участия в подпрограмме в 2012г.

В судебном заседании представитель ГУ МЧС по Орловской области просила в иске отказать, поддержав доводы представителя ответчика.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

В силу ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Исходя из изложенного, следует сделать вывод, что ответственность государства за действия должностных лиц, предусмотренных ст. 16, 1069 ГК РФ, наступает только при совокупности условий, противоправность действий (бездействия) должностного лица, наличие вреда и доказанность его размера, причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями.

Согласно ст. 8 Закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 года № 69-ФЗ, сотрудники, военнослужащие и работники федеральной противопожарной службы и члены их семей находятся под защитой государства. На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются остановленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации гарантии правовой и социальной защиты и льготы.

По вопросам обеспечения жильем уволенных со службы сотрудников органов государственной противопожарной службы МЧС России, в целях обеспечения социальных гарантий, предусмотренных законодательством РФ для указанной категории граждан ( в редакции Указов Президента РФ от 17.04.2003 года № 444, от 6.03.2007 года № 359) установлено, что приоритетной формой финансирования расходов на обеспечение постоянным жильем уволенных со службы сотрудников является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.

Государственная финансовая поддержка сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России с 2006 года осуществляется в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 года № 675.

В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» право на участие в подпрограмме имеют сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении вставляет 10 лет и более.

Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г. №1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015годы», определено, что реализация ГЖС в рамках подпрограммы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации ГЖС в рамках подпрограммы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. №153. Таким образом, реализация федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015годы осуществляется на тех же условиях, что и Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы.

В судебном заседании установлено, что Косов О.Б. проходил службу в ГУ МЧС России по Орловской области. ДД.ММ.ГГГГ решением жилищной комиссии истец был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ он был включен в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы». Решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ истец был снят с учета. Решением Советского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение жилищной комиссии о снятии истца с учета в качестве нуждающегося в жилищных условиях от ДД.ММ.ГГГГ было признано незаконным и истец был восстановлен в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.5-8)

ДД.ММ.ГГГГ решением жилищной комиссии истцу было отказано в признании его участником программы «Государственные жилищные сертификаты». Решением Советского районного суда г. Орла от ДД.ММ.ГГГГ данное решение было признано незаконным и истец был включен в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы». На ГУ МЧС России было возложено обязательство направить документы истца как участника подпрограммы в Центральный региональный центр МЧС РФ для выдачи сертификата. (л.д.9-12)

Указанные документы были направлены. В связи с этим из Центрального регионального центра МЧС РФ истцом был получен ответ ( от ДД.ММ.ГГГГ) о том, что рапорт на участие в подпрограмме должен был быть подан в период с 1 января по 1 июля года предшествующего выдаче сертификата, в связи с чем истцу было предложено до ДД.ММ.ГГГГ подать рапорт (заявление) об участии в подпрограмме, обновить документы и предоставить их в жилищную комиссию ГУ МЧС России по Орловской области для участия в подпрограмме в 2012г. (л.д.13-14)

В судебно заседании истец не отрицал, что до настоящего времени им не подан рапорт и не представлены документы в жилищную комиссию ГУ МЧС России по Орловской области для участия в подпрограмме в 2012г.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что решениями судов права Коссова О.Б. были восстановлены, он был восстановлен на очереди в улучшении жилищных условий в ГУ МЧС России по Орловской области и признан участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной программы «Жилище» на 2002-2010г.» В связи с тем, что лимит денежных средств выделенных на реализацию подпрограммы в 2010г. был исчерпан, в связи с этим выдача Коссову в 2010г. ГЖС не производилась. Ему был разъяснен порядок участия в подпрограмме в 2011г. и 2012г. В настоящее время реализация федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015годы осуществляется на тех же условиях, что и Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы. При таких обстоятельствах, вред Коссову действиями ГУ МЧС по Орловской области не наступил, поскольку на настоящий момент он не лишен возможности реализовать свое право на получение ГЖС, в рамках подпрограммы 2012г.

На основании изложенного в иске следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В иске Коссову Олегу Борисовичу к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (Управлению федерального казначейства по Орловской области) о возмещении вреда, причиненного государственным органом отказать.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Орла в течение 10 суток со дня изготовления мотивированного текста решения.

Председательствующий

Мотивированный текст решения изготовлен 06 июня 2011г.