Решение о признании бездействия органов местного самоуправления незаконным и обязании устранить нарушения



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

2-894/11

07 октября 2011г. г. Орел

Железнодорожный районный суд г. Орла в составе

председательствующего судьи Абрамочкиной Г.В.,

с участием старшего помощника прокурора Северного района г. орла Леоновой Т.А.,

при секретаре Толстых Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Северного района г.Орла, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному предприятию «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла», администрации г.Орла, о признании бездействия незаконным и обязании устранить недостатки дорожного полотна,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Северного района г. Орла обратился в суд с иском к администрации г. Орла, МКП «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла» о признании бездействия незаконным и обязании устранить недостатки дорожного полотна.

В обосновании заявленных требований указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства при реализации органами местного самоуправления своих полномочий по решению вопросов местного значения.

В ходе проверки выявлены нарушения требований п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», согласно которому предельные отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15см, ширине 60 см и глубине – 5 см.

В ходе проведенной проверки <адрес> установлены следующие недостатки: по <адрес>, от пересечения с <адрес> до <адрес> отсутствует асфальтное покрытие; в районе <адрес> участок проезжей части длиной 10 метров, шириной 3 метра, поражен выбоинами глубиной от 7 до 12 см.; проезжая часть <адрес> имеет ширину 3 метра, отсутствуют тротуар, искусственное освещение.

В ходе проверки <адрес> роща установлено, что на всем ее протяжении отсутствует асфальтное покрытие, отсутствует тротуар, а также отсутствует искусственное освещение.

В ходе проверки <адрес> установлены следующие недостатки: от пересечения с <адрес> г. орла на всем протяжении проезжей части отсутствуют тротуары, искусственное освещение-ширина проезжей части составляет 3 метра.

В ходе проверки <адрес> от <адрес> до <адрес> установлены следующие недостатки: в районе <адрес> имеется выбоина: длиной 2 м, шириной 1,8 м, глубиной 12 см; в районе <адрес> имеется выбоина: длиной 3 м, шириной 2 м, глубиной 10 см; в районе <адрес>, проезжая часть поражена выбоинами на участке длиной 4 м, шириной 1,8, глубиной от 7 до 12 см; в районе <адрес> имеется выбоина: длиной 1,8 м, шириной 1,5 м, глубиной 10 см; в районе <адрес> имеются выбоины: длиной 1,5 м, шириной 1 м, глубиной 10 см; длинной 1 метр, шириной 1,2 метра, глубиной 10 см; в районе <адрес> имеется выбоина: длиной 1 метр, шириной 1 м, глубиной 10 см; от <адрес> до <адрес> отсутствует асфальтное покрытие. Ширина проезжей части 3 метра, отсутствует искусственное освещение, так же отсутствуют тротуары.

Органами местного самоуправления и уполномоченной службой МКП «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла» не ведутся на данных участках работы по обеспечению безопасности дорожного движения, нарушаются правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории муниципального образования, что влечет возможность причинения имущественного вреда собственникам транспортных средств, способствует дорожно-транспортным происшествиям. Просил суд признать бездействие Администрации г. Орла по не обеспечению надлежащего состояния улично-дорожной сети незаконным. Обязать Администрацию г.Орла, МКП «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла» принять меры по устранению недостатков дорожного полотна, а именно: выбоин, образовавшихся по <адрес>, <адрес>, <адрес> <адрес> г.Орла, а так же установки бордюров и искусственного освещения.

В судебном заседании старший помощник прокурора Северного района г. Орла Леонова Т.А. неоднократно уточняла исковые требования, окончательно просила суд признать бездействие администрации г.Орла по не обеспечению надлежащего состояния улично-дорожной сети в Северном районе г. Орла незаконным.

Обязать администрацию г. Орла и МКП «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла» в срок 1 месяц со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к устранению недостатков дорожного полотна, а именно: восстановить асфальтное покрытие по <адрес> на участке от пересечения с <адрес> до <адрес>; устранить выбоины глубиной от 7 до 12 см на участке проезжей части дороги длиной 10 метров, шириной 3 метра напротив <адрес>; устранить выбоины на проезжей части дороги по <адрес> до пересечения с <адрес>: напротив <адрес> длиной 2 м, шириной 1,8 м, глубиной 12 см; напротив <адрес> длиной 3 м, шириной 2 м, глубиной 10 см; напротив <адрес> на участке длиной 4 м, шириной 1,8, глубиной от 7 до 12 см; напротив <адрес> длиной 1,8 м, шириной 1,5 м, глубиной 10 см; напротив <адрес> длиной 1,5 м, шириной 1 м, глубиной 10 см; напротив <адрес> длиной и шириной 1 м, глубиной 10 см; на участке от <адрес> до <адрес> восстановить асфальтное покрытие.

В судебное заседание представитель ответчика МКП «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла» по доверенности Крупчатников Р.А. не явился, представил ходатайство, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие. Ранее в судебных заседаниях представители МКП «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла» по доверенности Панина А.А., Крупчатников Р.А. исковые требования не признали, указав на то, что таких видов работ как восстановление асфальтного покрытия и устранение выбоин по <адрес>, <адрес>, <адрес> в муниципальном заказе не предусмотрено, денежные средства на указанные виды работ МКП «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла» не выделялись. При наличии муниципального заказа с указанными видами работ и соответствующего финансирования МКП «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла» работы по восстановлению асфальтного покрытия и устранении выбоин будут выполнены.

В судебное заседание представитель ответчика администрации г.Орла по доверенности Борисова О.В., не явилась, представила ходатайство, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие, возражала против удовлетворения заявленных требований, указав, что финансирование МКП «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла» осуществляется путем предоставления субсидий. В бюджете г. Орла недостаточно средств для включения в муниципальный заказ дополнительных работ по устранению дефектов проезжей части. Кроме того, данные работы следует устраивать в сухую погоду. Укладку горячих и холодных смесей следует производить весной и летом при температуре окружвющего воздуха не ниже 5 градусов, теплых смесей- при температуре не ниже минус 10 градусов.

В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решений суда, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие данных лиц.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В силу п. 5 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пункт 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» закрепляет, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, то есть ведут деятельность, направленную на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения в силу ст. 3 ФЗ от 01.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» являются:

приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;

приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;

соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;

программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 ФЗ от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определяет полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Согласно п. 2.1 Постановления администрации города Орла №201 от 02.02.2011г. обязанности по содержанию и ремонту улично - дорожной сети переданы МКП «Спецавтобаза по санитарной очистке г.Орла».

В судебном заседании установлено, что 04.08.2011 г. прокуратурой Северного района г. Орла совместно с госинспектором дорожной и технической инспекции отдела ГИБДД УМВД России по г.Орлу была проведена проверка участков дорог, расположенных на территории Северного района г. Орла во исполнение требований законодательства при реализации органами местного самоуправления своих полномочий по решению вопросов местного значения.

В ходе проверки было установлено, что на участке <адрес> от пересечения с <адрес> до <адрес> отсутствует асфальтное покрытие; около <адрес> участок проезжей части длиной 10 м, шириной 3 м, поражены выбоинами глубиной от 7 см до 12см; проезжая часть <адрес> имеет ширину 3 м, отсутствует тротуар и искусственное освещение (л.д. 6)

На участке <адрес> от <адрес> до <адрес> в районе <адрес> имеются выбоины длиной 2м, шириной 1,8 м, глубиной12 см. В районе <адрес> выбоина длиной 3 м, шириной 2 м, глубиной 10 см. В районе <адрес> проезжая часть поражена выбоинами на участке длиной 4 м, шириной 1,8 м, глубиной от 7 см до 12 см. В районе <адрес> выбоина длиной 1,8 м, шириной 1,5 м, глубиной 10 см. В районе <адрес>: выбоина длиной 1,5 м, шириной 1 м, глубиной 10 см; выбоина глубиной 10 см, доиной 1 м, шириной 1,2 м. Врайоне <адрес> выбоина длиной 1 м, шириной 1 м, глубиной 10 см. От <адрес> до <адрес> отсутствует асфальтной покрытие. По факту насыпь из гравия и щебня. На всем протяжении проезжая часть имеет ширину 3 м, отсутствует тротуар и освещение (л. д. 9).

Согласно ГОСТ Р 50597-93 (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 N 221) «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», последний устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

В силу п. 3.1.2 указанного ГОСТа, предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.

Факт наличия выбоин и необходимость восстановления асфальтного покрытия на <адрес>, <адрес> <адрес>, <адрес> стороны в судебном заседании не оспаривали.

Необходимость принятия мер по обеспечению безопасности дорожного движения и устранении выбоин и восстановлении асфальтного покрытия на <адрес>, <адрес> <адрес>, <адрес> подтверждена в судебном заседании в полном объеме исследованными материалами дела.

На основании вышеизложенного, суд приходит к мнению, что не выполнение ответчиками требования действующего законодательства является нарушением прав и законных интересов неопределенного круга лиц в области безопасности дорожного движения. Недостатки дорожного покрытия в районе улиц Партизанская, Калиникова, Благининой, Германо превышают допустимые ГОСТом Р50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» предельные размеры. В этой связи качество дорожного покрытия создает повышенную опасность дорожному движению и нарушает интересы неопределенного круга лиц. В этой связи суд приходит к выводу об удовлетворении искового заявления прокурора Северного района г. Орла.

При этом доводы представителя администрации г. Орла о том, что с учетом погодных условий, необходимо будет установить сроки исполнения решения суда, суд полагает, что с учетом выполнения работ по устранению недостатков дорожного полотна, двухмесячный срок, исчисляемый со дня вступления настоящего решения в законную силу, будет достаточен.

В случае невозможности исполнить решение суда в установленный срок, каждая сторона не лишена возможности ходатайствовать об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда.

Руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Северного района г.Орла, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Орла и Муниципальному казенному предприятию «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла», администрации г.Орла о признании бездействия незаконным и обязании устранить недостатки дорожного полотна- удовлетворить.

Обязать администрацию г.Орла в срок до 17 ноября 2011 года обеспечить включение в муниципальный заказ для МКП «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла» выполнение работ по устранению недостатков дорожного полотна, а именно:

1      - восстановить асфальтное покрытие по <адрес> на участке от пересечения с <адрес> до <адрес>;

2 - устранить выбоины глубиной от 7 до 12 см на участке проезжей части дороги длиной 10 метров, шириной 3 метра напротив <адрес>;

3 - устранить выбоины на проезжей части дороги по <адрес> до пересечения с <адрес>:

- напротив <адрес> длиной 2 м, шириной 1,8 м, глубиной 12 см;

- напротив <адрес> длиной 3 м, шириной 2 м, глубиной 10 см;

- напротив <адрес> на участке длиной 4 м, шириной 1,8, глубиной от 7 до 12 см;

- напротив <адрес> длиной 1,8 м, шириной 1,5 м, глубиной 10 см;

- напротив <адрес> длиной 1,5 м, шириной 1 м, глубиной 10 см;

- напротив <адрес> длиной и шириной 1 м, глубиной 10 см;

на участке от <адрес> до <адрес> восстановить асфальтное покрытие.

Обязать Муниципальное казенное предприятие «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла» в срок до 17 декабря 2011 года выполнить работы по устранению недостатков дорожного полотна, а именно:

4      - восстановить асфальтное покрытие по <адрес> на участке от пересечения с <адрес> до <адрес>;

5 - устранить выбоины глубиной от 7 до 12 см на участке проезжей части дороги длиной 10 метров, шириной 3 метра напротив <адрес>;

6 - устранить выбоины на проезжей части дороги по <адрес> до пересечения с <адрес>:

- напротив <адрес> № 1 длиной 2 м, шириной 1,8 м, глубиной 12 см;

- напротив <адрес> длиной 3 м, шириной 2 м, глубиной 10 см;

- напротив <адрес> на участке длиной 4 м, шириной 1,8, глубиной от 7 до 12 см;

- напротив <адрес> длиной 1,8 м, шириной 1,5 м, глубиной 10 см;

- напротив <адрес> длиной 1,5 м, шириной 1 м, глубиной 10 см;

- напротив <адрес> длиной и шириной 1 м, глубиной 10 см;

на участке от <адрес> до <адрес> восстановить асфальтное покрытие.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного текста решения, через Железнодорожный районный суд г.Орла.

Судья Абрамочкина Г.В.

Мотивированный текст решения изготовлен 12 октября 2011 года.