Решение об обязании устранить нарушения дорожного полотна



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

2-1005/11

20 октября 2011 г. г. Орёл

Железнодорожный районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Абрамочкиной Г.В.

при секретаре Толстых Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Заводского района г. Орла к муниципальному казенному предприятию «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла», Администрации г. Орла о понуждении выполнить действия по устранению недостатков дорожного полотна и установке бортового камня

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Заводского района г. Орла обратился в суд с иском к МКП «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла» о понуждении выполнить действия по устранению недостатков дорожного полотна и установке бортового камня.

В обосновании заявленных требований указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства при реализации органами местного самоуправления своих полномочий по решению вопросов местного значения.

В ходе проверки выявлены нарушения требований п. 3.1.2, п. 3.1.10, 3.2.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», согласно которому предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см, а также п. 3.1.10

Проверка показала:

на участке автомобильной дороги <адрес>:

в районе <адрес> имеется: выбоина - длина 1,5 м., ширина 1 м, глубина 5 см;

на участке автомобильной дороги <адрес> около <адрес> от <адрес> в направлении <адрес> на проезжей части имеются выбоины длиной 40 см, шириной 70 см, глубиной 8 см, проезжая часть поражена продольными и поперечными трещинами.

на участке автомобильной дороги в районе <адрес> по пе<адрес>:

участок дороги протяженностью по длине 35 метров, шириной 7 метров имеет повреждения в виде выбоин, просадок глубиной от 3 до 7 см.

проезжая часть пе<адрес> от пересечения с <адрес> стрелков до <адрес> по <адрес> имеет повреждения в виде многочисленных выбоин, неровностей, просадок длиной 250 метров, шириной 6 метров, глубиной от 10 до 30 см. Местами на проезжей части дороги отсутствует асфальтовое покрытие.

на участке автомобильной дороги <адрес> стрелков от пересечения с <адрес> до пересечения с ул. <адрес>:

в районе пересечения с <адрес> около <адрес> имеются выбоины размером по длине 2,5 м, ширине 3 м, глубиной 12 см;

от пересечения с <адрес> до ул. <адрес> бортовой камень частично отсутствует, занижен, имеет повреждения в нарушение п. 4.4.5 ГОСТ Р 50597-93;

по <адрес> стрелков на пересечении с <адрес> в районе <адрес> имеется выбоина длиной 1,5 метра, шириной 90 см, глубиной 13 см.

участок дороги <адрес> от пересечения <адрес> до <адрес>:

Проезжая часть поражена многочисленными выбоинами, продольными, поперечными трещинами по всей ширине дороги (глубиной от 5 до 12 см, длиной свыше 15 см общей протяженностью 300 метров, ширина 7 метров). На всем протяжении участка дороги отсутствует бортовой камень, завышена, занижена обочина на 40 см.

по <адрес>:

в районе <адрес> вокруг люка смотрового колодца на проезжей части имеется выбоина размером: длина 80 см, ширина 70 см, глубина - 7 см;

на проезжей части <адрес> около пересечения с <адрес> имеется выбоина длиной 1,4 м, шириной 2,5 м, глубиной 11 см.

на проезжей части в районе <адрес> имеется просадка асфальтового покрытия по длине 3 метра, ширине 2 метра, глубиной 3 см;

от <адрес> до пересечения с ул. <адрес> бортовой камень частично отсутствует, занижен, имеет повреждения.

по <адрес> стрелков от ул. <адрес> до ул. МОПРа:

Участок дороги шириной 3 метра, длиной 5 метров, имеет выбоины глубиной 8 см;

отсутствует бортовой камень от ул. <адрес> до <адрес> стрелков, завышена обочина.

в районе пересечения <адрес> стрелков и пе<адрес> вокруг смотрового колодца на проезжей части имеется выбоина длиной 1 м, шириной 1 м, глубиной 6 см.

по <адрес> от пересечения <адрес> до <адрес>:

на проезжей части имеется выбоина в районе <адрес> размером: длина 4 м, ширина 1,5 м, глубина 7 см.

в районе <адрес> выбоина длиной 0,20 м, шириной 40 см, глубиной 6 см;

в районе <адрес> выбоина длиной 1,8 м, шириной 1 м, глубиной 8 см;

в районе <адрес> на проезжей части имеются выбоины длиной 1 метр, шириной 40 см, глубиной 7 см; длиной 0,5 м, шириной 40 см, глубиной 6 см; длиной 1,5 м, шириной 50 см, глубиной 5 см

по <адрес>

в районе <адрес> на проезжей части вокруг люка смотрового колодца асфальтовое покрытие имеет повреждения в виде выбоин, размерами длиной 1,5 метров, шириной 1,2 метра, глубиной 7 см;

в районе <адрес> имеется выбоина длиной 0,4 м, шириной 0,15 м, глубиной 9 см.

по <адрес>

в районе <адрес>, 33 имеются выбоины длиной 1,2, шириной 40 см, глубиной 5 см; длиной 80 см, шириной 20 см, глубиной 4 см соответственно.

от пересечения с <адрес> в направлении <адрес> по ширине 3 метра длине 300 метров на проезжей части около трамвайных рельс имеются выбоины глубиной от 6 до 10 см.

в районе <адрес> имеются выбоины длиной 2 метра, шириной 1,5 метра, глубиной 7 см; длиной 30 см, шириной 1,5 метров, глубиной 6 см.

Службой МКП «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла» не ведутся на данных участках работы по обеспечению безопасности дорожного движения, нарушаются правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории муниципального образования, что влечет возможность причинения имущественного вреда собственникам транспортных средств, способствует дорожно-транспортным происшествиям. Просил суд обязать МКП «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла» устранить недостатки дорожного полотна, а именно: выбоин, образовавшихся по <адрес>, <адрес> <адрес> стрелков, <адрес>; бортового камня по <адрес> от пересечения с <адрес> до <адрес>, а также по <адрес> от ул. <адрес> до <адрес>, в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда.

В судебном заседании помощник прокурора Заводского района г. Орла Слюнин В.В. уточнил исковые требования, окончательно просил суд обязать Администрацию г.Орла в месячный срок со дня вступления решения в законную силу включить в муниципальный заказ для МКП «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла» выполнение работ по устранению недостатков дорожного полотна, а именно: выбоин, образовавшихся по <адрес>, пе<адрес> стрелков, <адрес> стрелков, <адрес> и установке бортового камня по <адрес> от пересечения с <адрес> до <адрес>, а также по <адрес> стрелков от ул. <адрес> до <адрес> стрелков.

Обязать МКП «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла» выполнить работы по устранению недостатков дорожного полотна, а именно: выбоин, образовавшихся по <адрес>, пе<адрес>, <адрес> стрелков, <адрес> и установке бортового камня по <адрес> от пересечения с <адрес> до <адрес>, а также по <адрес> стрелков от ул. <адрес> до <адрес> стрелков, в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

В судебном заседании представитель ответчика МКП «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла» по доверенности Крупчатников Р.А. не возражал против выполнения данных работ, при условии включении их в муниципальный заказ для предприятия и наличие финансирования.

Определением суда по делу в качестве соответчика была привлечена Администрация г. Орла, из числа третьих лиц исключена.

В судебном заседании представитель ответчика администрации г.Орла по доверенности Борисова О.В., исковые требования не признала суду пояснила, что в бюджете города недостаточно средств для включения в муниципальный заказ дополнительных работ по устранению дефектов проезжей части. Также пояснила, что в сроки которые просит установить прокурор нельзя будет выполнить данные работы в связи с погодными условиями.

Представитель 3-го лица ОГИБДД УМВД по г. Орлу по доверенности Панфилов А.А. полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В силу п. 5 ст. 16 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пункт 4 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» закрепляет, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, то есть ведут деятельность, направленную на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения в силу ст. 3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» являются:

приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;

приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;

соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;

программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определяет полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Согласно п. 2.1 Постановления администрации города Орла от ДД.ММ.ГГГГ обязанности по содержанию и ремонту улично - дорожной сети переданы МКП «Спецавтобаза по санитарной очистке г.Орла».

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Заводского района г. Орла совместно с госинспектором отдела ГИБДД УМВД России по г.Орлу была проведена проверка участков дорог, расположенных на территории Заводского района г. Орла во исполнение требований законодательства при реализации органами местного самоуправления своих полномочий по решению вопросов местного значения.

В ходе проверки было установлено, что на участке автомобильной дороги <адрес> в районе <адрес> имеется: выбоина - длина 1,5 м., ширина 1 м, глубина 5 см;

на участке автомобильной дороги пе<адрес> около <адрес> от <адрес> в направлении <адрес> на проезжей части имеются выбоины длиной 40 см, шириной 70 см, глубиной 8 см, проезжая часть поражена продольными и поперечными трещинами.

на участке автомобильной дороги в районе <адрес> по пе<адрес>: участок дороги протяженностью по длине 35 метров, шириной 7 метров имеет повреждения в виде выбоин, просадок глубиной от 3 до 7 см.

проезжая часть пе<адрес> от пересечения с <адрес> стрелков до <адрес> по пе<адрес> имеет повреждения в виде многочисленных выбоин, неровностей, просадок длиной 250 метров, шириной 6 метров, глубиной от 10 до 30 см. Местами на проезжей части дороги отсутствует асфальтовое покрытие.

на участке автомобильной дороги <адрес> стрелков от пересечения с <адрес> до пересечения с ул. <адрес>:

в районе пересечения с <адрес> около <адрес> имеются выбоины размером по длине 2,5 м, ширине 3 м, глубиной 12 см;

от пересечения с <адрес> до ул. <адрес> бортовой камень частично отсутствует, занижен, имеет повреждения в нарушение п. 4.4.5 ГОСТ Р 50597-93;

по <адрес> стрелков на пересечении с <адрес> в районе <адрес> имеется выбоина длиной 1,5 метра, шириной 90 см, глубиной 13 см.

участок дороги <адрес> от пересечения <адрес> до <адрес>:

Проезжая часть поражена многочисленными выбоинами, продольными, поперечными трещинами по всей ширине дороги (глубиной от 5 до 12 см, длиной свыше 15 см общей протяженностью 300 метров, ширина 7 метров). На всем протяжении участка дороги отсутствует бортовой камень, завышена, занижена обочина на 40 см.

по <адрес>:

в районе <адрес> вокруг люка смотрового колодца на проезжей части имеется выбоина размером: длина 80 см, ширина 70 см, глубина - 7 см;

на проезжей части <адрес> около пересечения с <адрес> имеется выбоина длиной 1,4 м, шириной 2,5 м, глубиной 11 см.

на проезжей части в районе <адрес> имеется просадка асфальтового покрытия по длине 3 метра, ширине 2 метра, глубиной 3 см;

от <адрес> до пересечения с ул. <адрес> бортовой камень частично отсутствует, занижен, имеет повреждения.

по <адрес> стрелков от ул. <адрес> до ул. МОПРа:

Участок дороги шириной 3 метра, длиной 5 метров, имеет выбоины глубиной 8 см;

отсутствует бортовой камень от ул. <адрес> до <адрес> стрелков, завышена обочина.

в районе пересечения <адрес> вокруг смотрового колодца на проезжей части имеется выбоина длиной 1 м, шириной 1 м, глубиной 6 см.

по <адрес> от пересечения <адрес> до <адрес>:

на проезжей части имеется выбоина в районе <адрес> размером: длина 4 м, ширина 1,5 м, глубина 7 см.

в районе <адрес> выбоина длиной 0,20 м, шириной 40 см, глубиной 6 см;

в районе <адрес> выбоина длиной 1,8 м, шириной 1 м, глубиной 8 см;

в районе <адрес> на проезжей части имеются выбоины длиной 1 метр, шириной 40 см, глубиной 7 см; длиной 0,5 м, шириной 40 см, глубиной 6 см; длиной 1,5 м, шириной 50 см, глубиной 5 см

по <адрес>

в районе <адрес> на проезжей части вокруг люка смотрового колодца асфальтовое покрытие имеет повреждения в виде выбоин, размерами длиной 1,5 метров, шириной 1,2 метра, глубиной 7 см;

в районе <адрес> имеется выбоина длиной 0,4 м, шириной 0,15 м, глубиной 9 см.

по <адрес>

в районе <адрес>, 33 имеются выбоины длиной 1,2, шириной 40 см, глубиной 5 см; длиной 80 см, шириной 20 см, глубиной 4 см соответственно.

от пересечения с <адрес> в направлении <адрес> по ширине 3 метра длине 300 метров на проезжей части около трамвайных рельс имеются выбоины глубиной от 6 до 10 см.

в районе <адрес> имеются выбоины длиной 2 метра, шириной 1,5 метра, глубиной 7 см; длиной 30 см, шириной 1,5 метров, глубиной 6 см. (л.д.8-17)

Согласно ГОСТ Р 50597-93 (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 N 221) «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», последний устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

В силу п. 3.1.2 указанного ГОСТа, предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.

В силу п. 4.4.5 указанного ГОСТа отдельные бортовые камни подлежат замене, если их открытая поверхность имеет разрушения более чем на 20% площади или на поверхности имеются сколы глубиной более 3,0 см.

Факт наличия выбоин и необходимость восстановления асфальтного покрытия и бортового камня на вышеперечисленных улицах стороны в судебном заседании не оспаривали.

Необходимость принятия мер по обеспечению безопасности дорожного движения и устранении выбоин и восстановлении асфальтного покрытия и бортового камня на вышеуказанных улицах подтверждена в судебном заседании в полном объеме исследованными материалами дела.

На основании вышеизложенного, суд приходит к мнению, что не выполнение ответчиками требования действующего законодательства является нарушением прав и законных интересов неопределенного круга лиц в области безопасности дорожного движения. Недостатки дорожного покрытия в районе улиц <адрес> превышают допустимые ГОСТом Р50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» предельные размеры. В этой связи качество дорожного покрытия и отсутствие бортового камня создает повышенную опасность дорожному движению и нарушает интересы неопределенного круга лиц. В этой связи суд приходит к выводу об удовлетворении искового заявления прокурора Заводского района г. Орла.

Доводы представителя администрации о недостатке финансовых средств не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

При этом доводы представителя администрации г. Орла о том, что с учетом погодных условий, необходимо будет установить более длительные сроки исполнения решения суда, суд полагает, что с учетом выполнения работ по устранению недостатков дорожного полотна и установке бортового камня, двухмесячный срок, исчисляемый со дня вступления настоящего решения в законную силу, будет достаточен.

В случае невозможности исполнить решение суда в установленный срок, каждая сторона не лишена возможности ходатайствовать об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Администрацию г.Орла в месячный срок со дня вступления решения в законную силу включить в муниципальный заказ для МКП «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла» выполнение работ по устранению недостатков дорожного полотна, а именно: выбоин, образовавшихся по <адрес>, пе<адрес>, пе<адрес> стрелков, <адрес> стрелков, <адрес> и установке бортового камня по <адрес> от пересечения с <адрес> до <адрес>, а также по <адрес> стрелков от ул. <адрес> до <адрес> стрелков.

Обязать МКП «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла» выполнить работы по устранению недостатков дорожного полотна, а именно: выбоин, образовавшихся по <адрес>, пе<адрес>, пе<адрес> стрелков, <адрес> стрелков, <адрес> и установке бортового камня по <адрес> от пересечения с <адрес> до <адрес>, а также по <адрес> стрелков от ул. <адрес> до <адрес> стрелков, в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение 10 суток со дня изготовления мотивированного текста решения путем подачи кассационной жалобы через Железнодорожный районный суд г.Орла.

Судья Абрамочкина Г.В.

Мотивированный текст решения изготовлен 25 октября 2011г.