Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации «22» ноября 2011 года г. Орел Железнодорожный районный суд г. Орла в составе: председательствующего судьи Забелиной О.А. при секретаре Тер-Степановой М.К. рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Северного района г. Орла в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Орла, Муниципальному казенному предприятию «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла» о понуждении к совершению действий, УСТАНОВИЛ: Прокурор Северного района г. Орла обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Орла, МКП «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла» о понуждении к совершению действий. В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Северного района г. Орла совместно с ОГИБДД УМВД России по г. Орлу была проведена проверка участка дороги <адрес> от <адрес> до <адрес>, расположенного на территории <адрес>. В результате проведённой проверки были выявлены нарушения: на всем протяжении <адрес> отсутствует асфальтное покрытие, проезжая часть покрыта щебнем, который имеет волнообразную форму с выбоинами и просадками; от дома №, расположенного по <адрес> в направлении ул. <адрес> имеется выбоина длиной 60 метров, шириной 6 метров, глубиной от 7 до 12 см.; также на всем протяжении <адрес> отсутствуют тротуары, искусственное освещение; что влечет нарушения безопасности дорожного движения. В связи с чем, истец просил признать бездействие Администрации г. Орла по не обеспечению надлежащего состояния улично - дорожной сети на дорожном участке дороги <адрес> от <адрес>, до <адрес> незаконным; обязать Администрацию г. Орла включить до мая месяца 2012 года в муниципальный контракт ремонт дорожного полотна с началом проведения ремонтных работ май 2012 года по следующим адресам: на всем протяжении <адрес> положить асфальтовое покрытие и от дома №, расположенного по <адрес> в направлении ул. <адрес> устранить имеющуюся выбоину длиной 60 метров, шириной 6 метров, глубиной от 7 до 12 см; обязать МКП «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла» произвести ремонтные работы дорожного полотна по следующим адресам: на всем протяжении <адрес> положить асфальтовое покрытие и от <адрес>, расположенного по <адрес> в направлении ул. <адрес> устранить имеющуюся выбоину длиной 60 метров, шириной 6 метров, глубиной от 7 до 12 см. Определением Железнодорожного районного суда г. Орла от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица было привлечено ОГИБДД УМВД России по Орловской области. Определением Железнодорожного районного суда г. Орла от ДД.ММ.ГГГГ производство по исковым требованиям прокурора Северного района г. Орла, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации г. Орла, МКП «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла» об обязании восстановить асфальтовое покрытие, было прекращено, в связи с отказом истца от иска. В судебном заседании старший помощник прокурора Северного района г. Орла Зименкова И.В. уточнила заявленные исковые требования и просила, признать бездействие муниципального учреждения Администрации г.Орла по необеспечению надлежащего состояния улично-дорожной сети на дорожном участке дороги <адрес> от ул. <адрес> до <адрес> незаконным; обязать администрацию г. Орла в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить включение в муниципальный заказ для муниципального казенного предприятия «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла» выполнение следующих работ: от дома №, расположенного по <адрес> в направлении ул. <адрес> устранить имеющуюся выбоину длиной 60 метров, шириной 6 метров, глубиной от 7 до 12 см; обязать МКП «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла» в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда выполнить работы: от дома №, расположенного по <адрес> в направлении ул. <адрес> устранить имеющуюся выбоину длиной 60 метров, шириной 6 метров, глубиной от 7 до 12 см. В судебном заседании представитель ответчика Администрации г. Орла по доверенности Костенко Н.И. не признала исковые требования, пояснив, что полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации выполняет МКП «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла», поскольку предметом его деятельности является выполнение работ и оказание услуг по эксплуатации и обустройству автомобильных дорог в целях удовлетворения нужд муниципального образования; для достижения которых казенному предприятию на праве оперативного управления были переданы соответствующие автомобильные дороги. Финансирование деятельности МКП «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла» осуществляется, в том числе из средств местного бюджета в форме субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе. Кроме того, для реализации полномочий по безопасности дорожного движения Администрацией г.Орла принимаются документы по обеспечению безопасности дорожного движения, однако на 2012 г. такого рода документы ещё не разработаны, поэтому выполнить мероприятия, не включенные в соответствующую программу, а также не обеспеченных финансированием, не предоставляется возможным. В судебном заседании представитель ответчика муниципального казенного предприятия «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла» по доверенности Панина А.А. не признала исковые требования, пояснив, что в настоящее время не имеется финансирования для осуществления мероприятий по устранению выбоин на дорогах г. Орла. В судебном заседании представитель третьего лица ОГИБДД УМВД России по г. Орлу Панфилов А.А. согласен с заявленными требованиями. Суд, выслушав стороны, специалиста, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям. На основании ст. 3 ФЗ РФ « О безопасности дорожного движения» от 01.12.1995 г. № 196-ФЗ основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. Согласно п. 1 ст. 12 ФЗ РФ «О безопасности дорожного движения» от 01.12.1995 г. № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. В силу п. 5 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. №131-Ф3, к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 3.1, 3.1.2 Государственного Стандарта Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. на дорожном полотне не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине -5 см. Таким образом, в целях обеспечения безопасности дорожного движения, соблюдения приоритета жизни и здоровья граждан на проезжей части не должно быть просадок, выбоин, иных повреждений. Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором отделения дорожной и технической инспекции отдела ГИБДД УМВД по г. Орлу был составлен акт о том, что от <адрес> в направлении ул. <адрес> имеется выбоина длиной 60 метров, шириной 6 метров, глубиной от 07 см. до 12 см. ( л.д. 77 ), что также подтверждается фотографиями (л.д. 78-85). Данное обстоятельство не оспаривалось сторонами и в суде. Исходя из того, что в целях обеспечения безопасности дорожного движения покрытие проезжей части не должно иметь выбоин, при этом предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. на дорожном полотне не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине -5 см., а от <адрес> в направлении ул. <адрес> имеется выбоина длиной 60 метров, шириной 6 метров, глубиной от 07 см. до 12 см., то суд приходит к выводу, что требования прокурора Северного района о понуждении к совершению действий по устранению выбоины являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Согласно ст. 16 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131 – ФЗ от 06.10.2003 г., к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. На основании ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 01.12.1995 № ФЗ «О безопасности дорожного движения» (в редакции Федерального закона от 21.04.2011 г. № 69-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности. К полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Согласно п. 6 ст. 13 ФЗ РФ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» от 08.11.2007 г. № 257 к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. При этом в силу п. 6 ст. 3 указанного Закона определено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Судом установлено, что во исполнение требований ФЗ РФ « О безопасности дорожного движения» было принято постановление Администрации г. Орла от 14.01.2011 г. № 40, которым была утверждена ведомственная целевая программа «Содействие обеспечению безопасности дорожного движения в городе Орле на 2011 г.» ( л.д. 110). Таким образом, содержание автомобильных дорог, обеспечение безопасности дорожного движения на улицах города Орла относится к обязанности администрации города Орла. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Северного района к Администрации г. Орла об обязании обеспечить включение в муниципальный заказ для муниципального казенного предприятия «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла» выполнение работ: от <адрес>, расположенного по <адрес> в направлении ул. <адрес> устранить имеющуюся выбоину длиной 60 метров, шириной 6 метров, глубиной от 7 до 12 см. подлежат удовлетворению. Судом установлено, что в целях выполнения работ, оказания услуг в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществления дорожной деятельности в соответствии с распоряжением Комитета по управлению имуществом г. Орла № от ДД.ММ.ГГГГ было создано муниципальное унитарное предприятие «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла». На основании постановления Администрации г. Орла от ДД.ММ.ГГГГ № был изменен вид муниципального унитарного предприятия «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла» на муниципальное казенное предприятие «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла» ( л.д.108). ДД.ММ.ГГГГ мэром г. Орла было принято постановление о передаче дорог в границах муниципального образования г. Орел из муниципальной казны в оперативное управление Муниципальному казенному предприятию «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла». ( л.д. 96-103). В пункте 1.2. Правил дорожного движения содержится понятие "дорога" - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Указанное понятие содержится и в ФЗ РФ « О безопасности дорожного движения». Следовательно, все дороги в границах муниципального округа в настоящее время находятся в оперативном управлении МКП «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла», при этом согласно основному понятию «дорога» включает в себя не только проезжие части, но и элементы инфраструктуры- пешеходные ограждения, дорожные знаки и т.д. Согласно уставу МКП «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла» для достижения целей предприятия оно осуществляет транспортное строительство и текущее содержание- ремонт и реконструкцию проезжей части автомобильных дорог и пешеходных ограждений, капитальный ремонт автомобильных работ, ремонт автомобильных дорог, содержание автомобильных дорог ( п. 2.10 устава) ( л.д. 24-37 ). Кроме того, решением коллегии Администрации г. Орла от ДД.ММ.ГГГГ № заместителям главы администрации г. Орла, управлению транспорта и дорожного хозяйства администрации г. Орла, Муниципальному учреждению «Управлению коммунальным хозяйством г. Орла», МКП «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла» было поручено сформировать перечень улиц г. Орла для изготовления проектно-сметной документации на капитальный ремонт, ремонт и реконструкцию улично-дорожной сети г. Орла на 2012 г., срок ДД.ММ.ГГГГ; подготовить предложения по улучшению материально-технической базы МКП «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла», срок ДД.ММ.ГГГГ; разработать проект муниципального заказа на выполнение работ по ремонту и содержанию улично-дорожной сети г. Орла на 2012 г., срок ДД.ММ.ГГГГ; обеспечить контроль за соблюдением графика проведения работ по капитальному ремонту улично-дорожной сети г. Орл, срок ДД.ММ.ГГГГ Исходя из того, что дороги в настоящее время находятся в оперативном управлении МКП «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла», которое в соответствии с основными задачами при наличии муниципального заказа вправе производить ремонт улично-дорожной сети г. Орла, то суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Северного района г. Орла об обязании муниципальное казенное предприятие «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла» выполнить работы от дома № расположенного по <адрес> в направлении ул. <адрес> устранить имеющуюся выбоину длиной 60 метров, шириной 6 метров, глубиной от 7 до 12 см., подлежат удовлетворению. При определении срока исполнения судебного решения, суд учитывает требования разумности и справедливости, а также то, что администрации г. Орла необходимо соблюсти процедуру включения в муниципальный заказ необходимого финансирования, а МКП «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла» необходимо время для производства работ по ремонту проезжей части дороги, кроме того, необходимо соблюсти баланс между интересами и правами участников дорожного движения, обеспечить своевременную безопасность дорожного движения, в связи с чем, суд полагает необходимым установить срок для выполнения решения суда- три месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Не может влиять на выводы суда и довод представителя Администрации г.Орла о том, что в настоящее время не имеется финансирования, поскольку необходимо строгое соблюдение законодательства. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд, РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Северного района г. Орла в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Орла, Муниципальному казенному предприятию «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла» о понуждении к совершению действий удовлетворить. Обязать Администрацию г. Орла в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить включение в муниципальный заказ для муниципального казенного предприятия «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла» выполнение работ: от дома № расположенного по <адрес> в направлении ул. <адрес> устранить имеющуюся выбоину длиной 60 метров, шириной 6 метров, глубиной от 7 до 12 см. Обязать Муниципальное казенное предприятие «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить работы: от <адрес>, расположенного по <адрес> в направлении ул. <адрес> устранить имеющуюся выбоину длиной 60 метров, шириной 6 метров, глубиной от 7 до 12 см. Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Орла в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. СУДЬЯ О.А. ЗАБЕЛИНА