Дело № 2-2066/10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 июня 2010 года г. Новосибирск
Железнодорожный районный суд г. Новосибирска
в составе:
председательствующего судьи Кошелевой А.П.
при секретаре Фокеевой М.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новосибирского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФГУ «Обское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» о признании бездействия, выразившегося в не проведении аттестации по условиям труда рабочих мест незаконным, понуждении провести аттестацию рабочих мест,
установил:
Новосибирский транспортный прокурор обратился в суд с иском к ФГУ «Обское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства», в котором просит признать незаконным бездействие ФГУ «Обское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства», выразившееся в не проведении аттестации по условиям труда рабочих мест: «бухгалтер отдела бухгалтерского учета и отчетности», «механика-наставника службы судового хозяйства», «подсобного рабочего административно-хозяйственного отдела», «уборщика служебных помещений административно-хозяйственного отдела», «слесаря сантехника административно-хозяйственного отдела», «слесаря-электрика по ремонту электрооборудования административно-хозяйственного отдела». Обязать ФГУ «Обское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» провести аттестацию указанных рабочих мест по условиям труда.
В обоснование иска указано, что в ходе проверки, проведенной Новосибирской транспортной прокуратурой на предмет соблюдения ФГУ «Обское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» ( ОГБУВПиС) законодательства об охране труда, установлено, что в ОГБУВПиС не проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда. Выявленные нарушения требований трудового законодательства ущемляют права лиц, работающих в ОГБУВПиС в настоящее время, либо собирающихся работать в будущем, на получение информации о наличии на рабочем месте вредных и опасных условий труда, на льготы и компенсации, предусмотренные за работу в указанных условиях.
В судебном заседании представитель истца - Байер Я.В. исковые требования поддержала, пояснив, что в ФГУ «Обское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» аттестация рабочих мест по условиям труда проведена не в полном объеме. В настоящее время аттестация не завершена, не издан приказ руководителя, карты аттестации ответчиком также еще не получены.
Представитель ответчика-Канина Н.Г. исковые требования не признала, представила в суд отзыв на исковое заявление, в котором указывает, что действительно на момент проведения проверки Новосибирской транспортной прокуратурой в ОГБУВПиС аттестация рабочих мест по условиям труда была проведена не полностью, в связи с отсутствием бюджетного финансирования. На сегодняшний день ОГБУВПиС приняло все необходимые меры по устранению выявленных нарушений, заключен договор № 057 от 22.04ю.2010г. на оказание услуг по проведению гигиенических измерений факторов производственной среды и оформлению карт аттестации рабочих мест по условиям труда, кроме того произведены гигиенические измерения факторов производственной среды рабочих мест: механика-наставника службы судового хозяйства; бухгалтера отдела бухгалтерского учета и отчетности; подсобного рабочего административно-хозяйственного отдела; слесаря-электрика по ремонту электрооборудования административно-хозяйственного отдела; уборщика служебных помещений административно-хозяйственного отдела. В соответствии с п. 2.2 Договора № 057 от 22.04.2010г. окончательный результат, а именно карты аттестации по 15 рабочим местам будут готовы к 26 июля 2010 года. Также представитель ответчика в судебном заседании пояснила, что аттестация в настоящее время не завершена, приказ руководителя о завершении аттестации не издан.
Выслушав пояснения представителей истца, ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч. 4. ст. 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
Проведенная прокуратурой проверка показала, что ответчик не обеспечивает безопасных условий труда, нарушает требования статей 212, 216 Трудового кодекса РФ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда.
В соответствии с ч. 3 ст. 353 Трудового кодекса РФ, на Генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров в соответствии с федеральным законом возложена обязанность по осуществлению государственного надзора за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Согласно ст. 210 Трудового кодекса РФ, обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда.
Круг лиц, в интересах которых обратился прокурор, определить не возможно. В результате текучести кадров и по другим причинам на одном и том же рабочем месте в разное время могут работать разные лица. Кроме того, аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте. Такая аттестация проводится по условиям труда, это мероприятие призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников. То есть прокурор правомерно обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст.6 ТК РФ к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих, в том числе систему и порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
Согласно ст.ст. 209,212 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Согласно ст.216 ТК РФ, государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий. В целях государственного управления охраной труда Правительство Российской Федерации, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливают порядок осуществления государственной экспертизы условий труда, порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядок подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 569. Он регулирует вопросы деятельности работодателей - юридических лиц по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда. Организация, привлекаемая для аттестации рабочих мест по условиям труда, проводит работу в соответствии с указанным Порядком. Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.
Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации издается приказ, в соответствии с которым создается аттестационная комиссия, определяется ее состав и, при необходимости, состав аттестационных комиссий в структурных подразделениях организации, утверждается председатель аттестационной комиссии, а также определяются сроки и графики проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда.
Аттестационная комиссия создается организацией, в которой проводится аттестация рабочих мест по условиям труда, и Аттестующей организацией на паритетной основе в целях координации, методического руководства и контроля за проведением работы по аттестации рабочих мест по условиям труда.
Аттестационная комиссия формируется, как правило, из специалистов, прошедших подготовку по общим вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях, уполномоченных на этот вид обучения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Аттестационная комиссия организации, в которой проводится аттестация рабочих мест по условиям труда, в частности, осуществляет методическое руководство и контроль за проведением работы по аттестации рабочих мест по условиям труда на всех ее этапах;
составляет и подписывает карты аттестации рабочих мест по условиям труда; организует ознакомление работников с результатами аттестации рабочих мест по условиям труда; по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда разрабатывает план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации, куда включаются, в том числе, мероприятия, требующие значительных материальных затрат; вносит предложения о готовности к сертификации организации работ по охране труда.
Согласно указанному Порядку (п.5) сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.
Как следует из главы 7 п.п.45, 46 названного выше Порядка завершение аттестации происходит путем оформления пакета документов, содержащего:
1) приказ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и привлечении к этой работе Аттестующей организации (при необходимости);
2) перечень рабочих мест организации, подлежащих аттестации рабочих мест по условиям труда, с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых факторов условий труда согласно приложению N 1 к Порядку;
3) копии документов на право проведения измерений и оценок условий труда Аттестующей организацией (в случае ее привлечения);
4) карты аттестации рабочих мест по условиям труда согласно приложению N 2 к Порядку с протоколами измерений и оценок условий труда;
5) ведомости рабочих мест (РМ) подразделений и результатов их аттестации рабочих мест по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда согласно приложениям N 6 и 7 к Порядку;
6) план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации согласно приложению N 8 к Порядку;
7) протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда согласно приложению N 9 к Порядку;
8) приказ о завершении аттестации рабочих мест и утверждении ее результатов.
После проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель направляет: перечень рабочих мест (приложение N 1), ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации по условиям труда (приложение N 6) и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда (приложение N 7), включая информацию согласно приложению N 10 к настоящему Порядку, в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации (территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права).
При этом суд учитывает, что до 01.09.2008 основным нормативно-правовым актом, устанавливающим порядок проведения аттестации, являлось Постановление Минтруда России от 14.03.97 N 12. В нем (п. 1.5) так же было установлено, что сроки проведения аттестации устанавливаются организацией исходя из изменения условий и характера труда, но не реже одного раза в 5 лет с момента проведения последних измерений.
Представителем ответчика представлены доказательства того, в настоящее время заключен договор № 057 от 22.04.2010г. на оказание услуг по проведению гигиенических измерений факторов производственной среды и оформлению карт аттестации рабочих мест по условиям труда, кроме того произведены гигиенические измерения факторов производственной среды рабочих мест: механика-наставника службы судового хозяйства; бухгалтера отдела бухгалтерского учета и отчетности; подсобного рабочего административно-хозяйственного отдела; слесаря-электрика по ремонту электрооборудования административно-хозяйственного отдела; уборщика служебных помещений административно-хозяйственного отдела; слесаря-сантехника.
Однако, аттестация в настоящее время в ФГУ «Обское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» до конца не проведена, не приняты все меры, направленные на соблюдение вышеуказанных нормативно-правовых актов в сфере охраны труда, то есть имеет место бездействие со стороны ответчика, которое нельзя признать законным. Представитель ответчика пояснила, что карты аттестации в настоящее время не получены, приказ о завершении аттестации рабочих мест не издан, доказательств направления документов, предусмотренных п.46 Порядка, в ГИТ по НСО не представлено. Штатным расписанием подтвержден факт наличия в ФГУ «Обское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» указанных рабочих мест, подлежащих аттестации.
В соответствии со ст.12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется, в т.ч., путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Новосибирского транспортного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным и противоречащим требованиям законодательства об охране труда бездействие ФГУ «Обское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства», выразившееся в не проведении аттестации по условиям труда рабочих мест: «бухгалтера отдела бухгалтерского учета и отчетности», «механика-наставника службы судового хозяйства», «подсобного рабочего административно-хозяйственного отдела», «уборщика служебных помещений административно-хозяйственного отдела», «слесаря сантехника административно-хозяйственного отдела», «слесаря-электрика по ремонту электрооборудования административно-хозяйственного отдела.
Обязать ФГУ «Обское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» провести аттестацию по условиям труда рабочих мест: «бухгалтера отдела бухгалтерского учета и отчетности», «механика-наставника службы судового хозяйства», «подсобного рабочего административно-хозяйственного отдела», «уборщика служебных помещений административно-хозяйственного отдела», «слесаря сантехника административно-хозяйственного отдела», «слесаря-электрика по ремонту электрооборудования административно-хозяйственного отдела».
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме, в Судебную коллегию по гражданским делам Новосибирского областного суда с подачей жалобы через суд, вынесший решение.
Судья/подпись/ Кошелева А.П.
Решение принято в окончательной форме 08 июля 2010 года.
КОПИЯ ВЕРНА: Судья:
Секретарь: