о признании бездействия в непроведении аттестации рабочего места незаконным



Дела № 2-2598/2010, 2-2599/2010

Поступили 16.06.2010.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 августа 2010 года г. Новосибирск

Железнодорожный районный суд г. Новосибирска в составе председательствующего судьи Наумовой Е.М., при секретаре судебного заседания Кисловой Т.А., с участием представителя Новосибирского транспортного прокурора Байер Я.В., представителя ответчика Черемных Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новосибирского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ФГОУ ВПО «НГАВТ» о признании незаконным бездействия и об обязании провести аттестацию рабочих мест по условиям труда,

установил:

Новосибирский транспортный прокурор обратился в суд с иском к ФГОУ ВПО «НГАВТ» о признании незаконным бездействия, выразившегося в не проведении аттестации по условиям труда рабочих мест старшего преподавателя кафедры высшей математики и старшего преподавателя кафедры судовождения ФГОУ ВПО «НГАВТ», а также просил обязать ФГОУ ВПО «НГАВТ» провести аттестацию названных рабочих мест по условиям труда.

В судебном заседании представитель Новосибирского транспортного прокурора Байер Я.В. полностью поддержала требования к ФГОУ ВПО «НГАВТ», в обоснование пояснив, что в ходе проверки, проведенной Новосибирской транспортной прокуратурой на предмет соблюдения ФГОУ ВПО «НГАВТ» законодательства об охране труда, установлено, что в нарушение ст. 212 ТК РФ во ФГОУ ВПО «НГАВТ» никогда не проводилась аттестация рабочих мест. Ранее прокуратура уже проводила проверки ФГОУ ВПО «НГАВТ» по этому же вопросу, ответчику предоставлялись сроки, однако до настоящего аттестация рабочих мест по условиям труда не проведена. При этом, представитель прокуратуры считает, что в данном случае имеет место быть именно бездействие, поскольку оно выражается именно в отсутствии завершившейся аттестации рабочих мест. До того момента, пока аттестация рабочих мест не проведена до конца в наличии бездействие. В связи с этим просит обязать провести аттестацию до 01.02.2011. Выявленные нарушения требований действующего законодательства ущемляют права работающих лиц в настоящее время, либо собирающихся работать в будущем, на получение информации о наличии на рабочем месте вредных и опасных условий труда, о полагающихся льготах и компенсациях, предусмотренных за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Представитель ответчика Черемных Е.М. признала заявленные требования лишь в части обязания ФГОУ ВПО «НГАВТ» провести аттестацию рабочих мест по условиям труда, поскольку работа по проведению аттестации рабочих мест уже проводится: составлены карты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведены измерения и оценка условий труда по параметрам микроклимата, по показателям световой среды, проведены измерения уровней электромагнитных полей и излучений, оценены условия труда при их воздействии, оценены условия труда по показателям напряженности трудового процесса, оценена травмобезопасность рабочих мест, разработан план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда, определены сроки для устранения выявленных отклонений по условиям труда. Для звершения аттестации необходимо получить аккредитацию в системе сертификации работ по охране труда в организациях испытательной лаборатории ФГОУ ВПО «НГАВТ», приезд экспертной комиссии запланирован на 06.08.2010. Вместе с тем, представитель ответчика просил отказать прокурору в требовании о признании бездействия незаконным, поскольку как такового бездействия не было, понятие бездействия определяется как отсутствие деятельности. Не проведение аттестации рабочих мест до настоящего времени было вызвано тем, что распорядитель бюджетных средств - Федеральное агентство морского и речного транспорта не выделяло денежных средств для этих целей, поэтому было принято решение о проведении аттестации рабочих мест своими силами. В связи с этим на основании приказа от 08.10.2009. был создан независимый Испытательный Центр, было приобретено необходимое оборудование.

Заслушав представителя Новосибирского транспортного прокурора Байер Я.В., представителя ответчика ФГОУ ВПО «НГАВТ» Черемных Е.М., исследовав письменные доказательства, суд пришел к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч. 4. ст. 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

В соответствии с ч. 3 ст. 353 ТК РФ на Генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров в соответствии с федеральным законом возложена обязанность по осуществлению государственного надзора за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Судом установлено, что проведенная Новосибирской транспортной прокуратурой проверка показала, что ответчик ФГОУ ВПО «НГАВТ» не обеспечивает безопасных условий труда, нарушает требования ст.ст. 22, 212 ТК РФ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Согласно ст. 210 ТК РФ обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда.

Суд считает, что круг лиц, в интересах которых обратился прокурор, в данном случае не представляется возможным определить, поскольку в результате текучести кадров и по другим причинам на одном и том же рабочем месте в разное время могут работать разные лица. Кроме того, аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте. Такая аттестация проводится по условиям труда, это мероприятие призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников. Исходя из этого, суд полагает обоснованным обращение прокурора в суд в интересах неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст.6 ТК РФ к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих, в том числе систему и порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

Согласно ст.ст. 209, 212 ТК РФ аттестацией рабочих мест по условиям труда является оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

При этом, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

В связи с этим, являются несостоятельными ссылки представителя ответчика на проведение аттестации рабочих мест в более ранние сроки по причине отсутствия финансирования со стороны распорядителя бюджетных средств - Федерального агентства морского и речного транспорта, поскольку ответчик изыскал возможность самостоятельно начать проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.

Согласно ст. 216 ТК РФ государственное управление охраной труда осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий. В целях государственного управления охраной труда Правительство РФ, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливают порядок осуществления государственной экспертизы условий труда, порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядок подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007. N 569, регулирует вопросы деятельности работодателей - юридических лиц по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда. Организация, привлекаемая для аттестации рабочих мест по условиям труда, проводит работу в соответствии с указанным Порядком. Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации издается приказ, в соответствии с которым создается аттестационная комиссия, определяется ее состав и, при необходимости, состав аттестационных комиссий в структурных подразделениях организации, утверждается председатель аттестационной комиссии, а также определяются сроки и графики проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда.

Аттестационная комиссия создается организацией, в которой проводится аттестация рабочих мест по условиям труда, и Аттестующей организацией на паритетной основе в целях координации, методического руководства и контроля за проведением работы по аттестации рабочих мест по условиям труда.

Аттестационная комиссия формируется, как правило, из специалистов, прошедших подготовку по общим вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях, уполномоченных на этот вид обучения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

После проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель обязан направить перечень рабочих мест, ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации (территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права).

Согласно п. 5 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007. N 569, сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.

При этом суд учитывает, что до 01.09.2008., т.е. введения в действие названного Порядка, основным нормативно-правовым актом, устанавливающим порядок проведения аттестации рабочих мест, являлось Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. Постановлением Минтруда России от 14.03.1997. N 12, в п. 1.5 которого так же было установлено, что сроки проведения аттестации устанавливаются организацией исходя из изменения условий и характера труда, но не реже одного раза в пять лет с момента проведения последних измерений.

Представитель ответчика не оспаривал факт не проведения в ФГОУ ВПО «НГАВТ» аттестации указанных в иске рабочих мест по условиям труда, однако считал, что в данном случае отсутствует бездействие, поскольку часть работ уже проведена. Названную позицию суд считает ошибочной, поскольку бездействием в данном случае следует считать отсутствие завершенного процесса аттестации, поскольку отсутствие в настоящее время приказа о завершении аттестации рабочих мест по условиям труда и утверждении ее результатов, а также направление пакета документов в Государственную инспекцию труда в Новосибирской области свидетельствуют о наличии бездействия со стороны ответчика, поскольку аттестация до конца не проведена.

Учитывая изложенное, признание представителем ответчика иска в части, а также то, что в соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре, суд находит требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Новосибирского транспортного прокурора - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ФГОУ ВПО «НГАВТ», выразившееся в не проведении аттестации по условиям труда следующих рабочих мест - старшего преподавателя кафедры высшей математики и старшего преподавателя кафедры судовождения ФГОУ ВПО «НГАВТ».

Обязать ФГОУ ВПО «НГАВТ» в срок до 01.02.2011. провести аттестацию по условиям труда рабочих мест старшего преподавателя кафедры высшей математики и старшего преподавателя кафедры судовождения ФГОУ ВПО «НГАВТ».

Настоящее решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд с подачей кассационной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Новосибирска в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Е.М. Наумова

Решение принято в окончательной форме 12.08.2010.

Судья Е.М. Наумова

Копия верна.

Судья

-32300: transport error - HTTP status code was not 200