об оспаривании решения и бездействия органов государственной власти



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 сентября 2010. г.Новосибирск

Федеральный суд общей юрисдикции Железнодорожного района г.Новосибирск в составе председательствующего судьи Михайловой Т.А., при секретаре Литвак М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Корпоративного благотворительного фонда «Катрен»,

Установил:

Корпоративный благотворительный фонд «Катрен» ( далее- Фонд) обратился в суд с заявлением об оспаривании произведенного ГУ МЮ РФ по Новосибирской области **.**.** отказа в госрегистрации изменений в их учредительные документы ; указывают, что ссылки Управления на несоответствие отдельных положений их Устава действующему законодательству и на то, что при принятии их Правлением решения об избрании П. директором последняя не присутствовала на заседании.

Представитель Управления против удовлетворения заявления возражал, ссылаясь на то, что представленная на регистрацию редакция Устава не соответствует требованиям законодательства, а потому их действия правомерны.

Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Установлено, что **.**.** распоряжением ** ГУ МЮ РФ по Новосибирской области заявителю отказано в регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ; при этом указано, что отдельные положения Устава Фонда не соответствуют действующему законодательству; также при проведении экспертизы документов выявлены иные недостатки, которые не являются основанием для отказа в регистрации, но требуют их устранения.

В силу ст.23.1. ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в госрегистрации некоммерческой организации может быть отказано, если учредительные документы противоречат законодательству РФ.

Согласно ст.4 ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на её организационно-правовую форму и характер деятельности; наименование организации указывается в её учредительных документах.

В представленном на регистрацию Уставе Фонда официальное наименование обозначено как Корпоративный благотворительный фонд «Катрен», - то есть содержит указание на организационно-правовую форму и характер деятельности ; употребление при этом в наименовании слова «корпоративный» ввиду отсутствия законодательного определения понятия «корпорация» (общее понятие – объединение, союз, общество, совокупность лиц) и отсутствия законодательного запрета на употребление слова «корпоративный» применительно к названию юридического лица (например, для придания большей значимости и солидности наименованию без какого-либо правового смысла) не является нарушением закона, поскольку ограничения законом установлено только в плане использования в наименовании слов «Россия», Россияская Федерация», образованных на их основе слов и словосочетаний, личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством об охране интеллектуальной собственности, а также полного наименования другого юрлица, наименование не должно оскорблять нравственность, национальные и религиозные чувства; таким образом, суд считает необоснованным мнение Управления о несоотетствии наименования Фонда требованиям закона.

В п.1.7. Устава указывается, что Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью. Для осуществления предпринимательской деятельности Фонд вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них).

По мнению Управления, данная формулировка не соответствует п.4 ст.12 ФЗ от 11 августа 1995 № 135-ФЗ, согласно которому не допускается участие благотворительной организации в хозяйственных обществах совместно с другими лицами.

Действительно, законом разрешается только единоличное учреждение (участие) благотворительной организацией хозяйственных обществ ; вместе с тем, поскольку, согласно гражданскому законодательству, хозяйственное общество требует лишь имущественного участия, которое заключается во внесении вклада в уставный капитал, - благотворительная организация вправе как создать хозяйственное общество, так и принять участие в нем в виде 100 %-го вклада; т.к. в качестве основных положений Устава не предусмотрено праве Фонда участвовать в хозяйственных обществах совместно с другими лицами ( что противоречило бы закону), - суд признает необоснованной позицию Управления о несоответствии Устава требованиям закона в части редакции п.1.7.

В п.2.4. Устава указывается, что для осуществления своих целей и задач Фонд осуществляет следующие виды деятельности : осуществляет права и полномочия Фонда как некоммерческой организации в порядке, установленном законодательством; проводит различные мероприятия с целью привлечения средств российских и зарубежных организаций, предприятий, учреждений и физических лиц для достижения уставных целей; оказывает материальную и финансовую помощь; проводит семинары, пресс-конференции и другие информационные мероприятия; осуществляет предпринимательскую деятельность для достижения целей, указанных в Уставе.

По мнению Управления, Устав неконкретно определяет предмет и цели деятельности Фонда, не содержит указаний, в каких целях и кому предусмотрено оказание данной помощи.

Между тем, в п.п.2.1. и 2.2. указывается, что целью создания и деятельности Фонда является осуществление благотворительной деятельности, направленной на социальную поддержку и защиту нуждающихся в помощи лиц, поддержку и реализацию программ и мероприятий в сферах профилактики заболеваний и охраны здоровья, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и массового спорта, культуры и образования. Приоритетным направлением деятельности Фонда является оказание помощи детям-сиротам государственных сиротских учреждений России.

Суд считает, что в Уставе Фонда указание предмета и целей его деятельности произведено в соответствии с положениями п.2 ст.52 ГК и ст.14 Федерального закона № 7-ФЗ; формулировка целей и предмета деятельности не противоречит норме п.1 ст.24 Федерального закона № 7-ФЗ; виды деятельности соответствуют цели деятельности Фонда и его организационно-правовой форме ; соответственно, позиция Управления в данной части также является необоснованной.

П.4.3.2., п.4.3.3. Устава определено, что директор Фонда избирается на неопределенный срок; Правление Фонда вправе в любое время принять решение о досрочном прекращении полномочий Директора с предварительным его уведомлением в соответствии с действующим законодательством; трудовые отношения с Директором регулируются трудовым договором ; по мнению Управления, данная редакция не соответствует положениям ст. 28 Закона № 7-ФЗ.Согласно статья 28 Закона ФЗ № 7-ФЗ структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Суд считает, что указание на избрание директора Фонда на неопределенный срок является указанием на неопределенный срок найма с возможностью досрочного прекращения полномочий и, таким образом, срок (как неопределенный) в Уставе обозначен; при этом следует отметить то, что современное российское законодательство по общему правилу допускает заключение трудовых договоров с руководителями организаций на неопределенный срок, Закон № 7-ФЗ и другие законы) не обязывают при найме руководителя устанавливать срочный характер трудового договора, а потому позиция Управления в данной части также является необоснованной.

В п.4.4.1. Устава установлено, что Попечительский совет Фонда на общественных началах осуществляет надзор за деятельностью Фонда, принимаемыми решениями и обеспечением их исполнения, за использованием средств Фонда и соблюдением законодательства РФ ; по мнению Управления, Уставом в нарушение требований ст. 28 Закона № 7-ФЗ не определено, за какими решениями и обеспечением их исполнения осуществляет надзор Попечительский совет.

Суд полагает, что приведенная в Уставе формулировка компетенции Попечительского совета полностью соответствует положениям как ст. 28 Закона № 7-ФЗ, так и нормам ст. 118 ГК РФ, определяющей, что попечительский совет осуществляет надзор за деятельностью благотворительного фонда. Более подробная детализация функций попечительских советов не предусмотрена, а потому суд признает необоснованной позиций Управления в части не соответствия закону п. 4.4.1. Устава.

В п.6.4. Устава указывается, что имущество Фонда формируется на основе взносов учредителей, благотворительных пожертвований, поступлений от проводимых мероприятий, гражданско-правовых сделок, доходов от предпринимательской деятельности и т.п. ; по мнению Управления, источники формирования имущества Фонда не в полной мере соответствуют источникам, определенным ст.15 Закона № 135-ФЗ.

Согласно статье 15 Закона № 135-ФЗ источниками формирования имущества благотворительной организации могут являться:

взносы учредителей благотворительной организации;

членские взносы (для благотворительных организаций, основанных на членстве);

благотворительные пожертвования, в том числе носящие целевой характер (благотворительные гранты), предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме;

доходы от внереализационных операций, включая доходы от ценных бумаг;

поступления от деятельности по привлечению ресурсов (проведение кампаний по привлечению благотворителей и добровольцев, включая организацию развлекательных, культурных, спортивных и иных массовых мероприятий, проведение кампаний по сбору благотворительных пожертвований, проведение лотерей и аукционов в соответствии с законодательством Российской Федерации, реализацию имущества и пожертвований, поступивших от благотворителей, в соответствии с их пожеланиями);

доходы от разрешенной законом предпринимательской деятельности;

доходы от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией;

труд добровольцев;

иные не запрещенные законом источники.

Суд не усматривает несоответствия закону редакции п. 6.4. Устава, поскольку законом не запрещено формировать имущество благотворительной организации на основании, в том числе, гражданско-правовых сделок и внешнеэкономической деятельности; перечень источников формирования имущество благотворительной организации не является исчерпывающим.

По мнению Управления Устав Фонда не содержит особенностей правового положения благотворительных фондов с нарушение требований п.3 ст. 14 Закона № 7-ФЗ ; при этом Управление ссылается на ст.ст.5, 16, 17 Закона № 135-ФЗ.

Однако приведенные нормы Закона № 135-ФЗ не империруют указания в уставных документах благотворительной организации на благотворительную программу и др. положения., устанавливаемые Законом, в связи с чем суд полагает позицию Управления ошибочной.

Что касается указаний Управления на неприсутствие П. при её избрании директором Фонда, - то данное обстоятельство никоим образом не препятствует государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы; неприсутствие П. на заседании может являться основанием лишь для обжалования данного решения кем-либо из лиц, чьи права и интересы нарушены, но не является основанием для изменения Управлением исполнительного органа Фонда.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ,суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным отказ Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Новосибирской области об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Корпоративного благотворительного фонда «Катрен», от **.**.**

Признать незаконным бездействие ГУ МЮ РФ по Новосибирской области по внесению изменений относительно исполнительного органа Корпоративного благотоворительного фонда «Катрен».

Обязать ГЮ МЮ РФ по Новосибирской области зарегистрировать изменения в учредительные документы Корпоративного благотворительного фонда «Катрен» и внести изменения в ЕГРЮЛ на основании заявления ** от **.**.** и представленных документов к нему.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней.

Председательствующий по делу судья:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200