О признании незаконным, противоречащим требованиям законодательства бездействия и проведении аттестации рабочего места подсобного рабочего складского участка



Дела № 2-2095/2010, 2-2096/2010

Поступили 05.05.2010.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 июля 2010 годаг. Новосибирск

Железнодорожный районный суд г. Новосибирска в составе председательствующего судьи Наумовой Е.М., при секретаре судебного заседания Тютюевой М.Н., с участием представителя Новосибирского транспортного прокурора Байер Я.В., представителя ответчика Каниной Н.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новосибирского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ФГУ «Обское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» о признании незаконным бездействия и об обязании провести аттестацию рабочих мест по условиям труда,

установил:

Новосибирский транспортный прокурор обратился в суд с иском к ФГУ «Обское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» о признании незаконным бездействия, выразившегося в не проведении аттестации по условиям труда следующих рабочих мест – подсобного рабочего складского участка и инженера отдела экологии, сертификации и охраны труда ФГУ «Обское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства», а также просил обязать ФГУ «Обское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» провести аттестацию названных рабочих мест по условиям труда.

В судебном заседании представитель Новосибирского транспортного прокурора Байер Я.В. полностью поддержала требования к ФГУ «Обское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства».

В обоснование заявленных и уточненных требований представитель Новосибирского транспортного прокурора Байер Я.В. пояснила, что в ходе проверки, проведенной Новосибирской транспортной прокуратурой на предмет соблюдения ФГУ «Обское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» законодательства об охране труда, установлено, что в нарушение ст. 212 ТК РФ не проведена аттестация всех рабочих мест, поскольку закончившая в 2006 году аттестация рабочих мест по условиям труда была выборочная. В связи с этим просит обязать провести аттестацию до 01.09.2010. Выявленные нарушения требований действующего законодательства ущемляют права работающих лиц в настоящее время, либо собирающихся работать в будущем, на получение информации о наличии на рабочем месте вредных и опасных условий труда, о полагающихся льготах и компенсациях, предусмотренных за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Представитель ответчика Каниной Н.Г. полностью признала заявленные Новосибирским транспортным прокурором требования, пояснив, что в ФГУ «Обское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» аттестация рабочих мест по условиям труда проводилась с 2004 года по 2006 год, однако ввиду отсутствия финансирования аттестация рабочих мест по условиям труда была проведена выборочно только по тем должностям, которые были замещены соответствующими работниками, факт нарушения полностью признают, 22.04.2010. с ООО «Независимая лаборатория» был заключен договор на проведение гигиенических измерений факторов производственной среды и оформлению карт аттестации рабочих мест по условиям труда, в настоящее время названные измерения произведены, к 26.07.2010. будут составлены карты аттестации.

Заслушав представителя Новосибирского транспортного прокурора Байер Я.В., представителя ответчика ФГУ «Обское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» Канину Н.Г., исследовав письменные доказательства, суд пришел к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч. 4. ст. 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

В соответствии с ч. 3 ст. 353 ТК РФ на Генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров в соответствии с федеральным законом возложена обязанность по осуществлению государственного надзора за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Судом установлено, что проведенная Новосибирской транспортной прокуратурой проверка показала, что ответчик ФГУ «Обское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» не в полной мере обеспечивает безопасных условий труда, нарушает требования ст.ст. 22, 212 ТК РФ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Согласно ст. 210 ТК РФ обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда.

Суд считает, что круг лиц, в интересах которых обратился прокурор, в данном случае не представляется возможным определить, поскольку в результате текучести кадров и по другим причинам на одном и том же рабочем месте в разное время могут работать разные лица. Кроме того, аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте. Такая аттестация проводится по условиям труда, это мероприятие призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников. Исходя из этого, суд полагает обоснованным обращение прокурора в суд в интересах неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 6 ТК РФ к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих, в том числе систему и порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

Согласно ст.ст. 209, 212 ТК РФ аттестацией рабочих мест по условиям труда является оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

При этом, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Согласно ст. 216 ТК РФ государственное управление охраной труда осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий. В целях государственного управления охраной труда Правительство РФ, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливают порядок осуществления государственной экспертизы условий труда, порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядок подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007. N 569, регулирует вопросы деятельности работодателей - юридических лиц по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда. Организация, привлекаемая для аттестации рабочих мест по условиям труда, проводит работу в соответствии с указанным Порядком. Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Выборочная аттестация рабочих мест недопустима.

Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации издается приказ, в соответствии с которым создается аттестационная комиссия, определяется ее состав и, при необходимости, состав аттестационных комиссий в структурных подразделениях организации, утверждается председатель аттестационной комиссии, а также определяются сроки и графики проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда.

Аттестационная комиссия создается организацией, в которой проводится аттестация рабочих мест по условиям труда, и Аттестующей организацией на паритетной основе в целях координации, методического руководства и контроля за проведением работы по аттестации рабочих мест по условиям труда.

Аттестационная комиссия формируется, как правило, из специалистов, прошедших подготовку по общим вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях, уполномоченных на этот вид обучения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

После проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель обязан направить перечень рабочих мест, ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации (территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права).

Согласно п. 5 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007. N 569, сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.

При этом суд учитывает, что до 01.09.2008., т.е. введения в действие названного Порядка, основным нормативно-правовым актом, устанавливающим порядок проведения аттестации рабочих мест, являлось Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. Постановлением Минтруда России от 14.03.1997. N 12, в п. 1.5 которого так же было установлено, что сроки проведения аттестации устанавливаются организацией исходя из изменения условий и характера труда, но не реже одного раза в пять лет с момента проведения последних измерений.

Представитель ответчика не оспаривал факт не проведения в ФГУ «Обское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» аттестации указанных в иске рабочих мест по условиям труда. Названный факт подтверждается и документально.

На момент рассмотрения дела в суд не представлено доказательств, подтверждающих аттестацию спорных рабочих мест, работы по договору от 22.04.2010. еще не завершены.

Учитывая изложенное, признание представителем ответчика иска, а также то, что в соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре, суд находит требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Новосибирского транспортного прокурора - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ФГУ «Обское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства», выразившееся в не проведении аттестации по условиям труда следующих рабочих мест - подсобного рабочего складского участка и инженера отдела экологии, сертификации и охраны труда ФГУ «Обское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства».

Обязать ФГУ «Обское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» в срок до 01.09.2010. провести аттестацию по условиям труда рабочих мест подсобного рабочего складского участка и инженера отдела экологии, сертификации и охраны труда ФГУ «Обское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства».

Настоящее решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд с подачей кассационной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Новосибирска в течение десяти дней со дня его вынесения.

СудьяЕ.М. Наумова

Копия верна.

Судья

-32300: transport error - HTTP status code was not 200