Дело № 2-1041/10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 апреля 2011 годаЖелезнодорожный районный суд г. Новосибирска
в с о с т а в е:
председательствующего судьиТарабариной Т.В.
с участием прокурораЯзвенко С.П.
при секретареКоноваловой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новосибирской области в интересах Захарченко Н.Ю. к ГУ НРО ФСС РФ о присуждении к исполнению обязанности в натуре,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Новосибирский области в интересах Захарченко Н.Ю. обратился в суд с иском к ГУ НРО ФСС РФ о присуждении к исполнению обязанности в натуре, указав, что прокуратурой Новосибирской области рассмотрено обращение члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ Ж. о нарушении прав инвалида Захарченко Н.Ю. в связи с ненадлежащим обеспечением ее средствами гигиены. Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В соответствии со ст.2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации (ст. 10, ч.8 ст. 11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). Пунктами 2, 16 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 (далее по тексту - Правила) предусмотрено, что обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг. Установлено, что Захарченко Н.Ю. с 2005 года состоит на учете в филиале № 14 государственного учреждения Новосибирского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации. *** Федеральным государственным учреждением «**» ей бессрочно выдана индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР). В соответствии с ИПР Захарченко Н.Ю. рекомендованы следующие технические средства реабилитации: кресло-коляска с ручным приводом, подушка противопролежневая, подгузники для взрослых размер «М» три штуки в сутки, пандус переносной. *** Захарченко Н.Ю. обратилась в филиал № 14 ГУ НРО ФСС РФ с заявлением об обеспечении ее подушкой противопролежневой и подгузниками для взрослых «М» 2350 мл 3 шт. в сутки. По сведениям ГУ НРО ФСС РФ на *** Захарченко Н.Ю. обеспечена креслом-коляской и подушкой противопролежневой (выданы в 2009 году). Согласно актам приема-передачи № * от ***, № * от ***, № * от *** Захарченко Н.Ю. обеспечена подгузниками в количестве 558 штук. Однако, ей установлена необходимость в подгузниках в количестве 1095 штук в год. Таким образом, по состоянию на *** ГУ НРО ФСС РФ не обеспечило Захарченко Н.Ю. подгузниками в количестве 537 штук, чем нарушило нормативное обслуживание инвалида, создало угрозу ее здоровью. По пояснениям начальника отдела анализа экспертизы нетрудоспособности ГУ НРО ФСС РФ К., данным в прокуратуре области, подгузники в количестве 537 штук не могут быть выданы Захарченко Н.Ю., поскольку отсутствуют бюджетные ассигнования на эти цели. Проверкой соблюдения бюджетного законодательства (в том числе о размещении заказов для государственных нужд) в ГУ НРО ФСС РФ при расходовании средств, выделенных на обеспечение инвалидов средствами реабилитации, установлено, что в 2009 году ГУ НРО ФСС РФ в Центральный аппарат Фонда социального страхования Российской Федерации направлен расчет потребности обеспечения инвалидов вышеуказанными средствами на 2010 год, необходимая сумма составила 220 700 297,32 руб. (в том числе на обеспечение подгузниками- 37 670 379,06 руб.).*** года заместителем председателя ФСС РФ утверждена внутриведомственная роспись расходов ГУ НРО ФСС РФ на 2010 год, в которой на приобретение средств реабилитации определено 88 747 000 руб. (в том числе на обеспечение подгузниками -14 777 866 руб.). Письмами от *** и *** ГУ НРО ФСС РФ обратилось в Центральный аппарат Фонда социального страхования Российской Федерации, указав на недостаточность установленного финансирования и о необходимости выделения дополнительных средств более чем на 100 миллионов рублей. 03.11.2010 года внесены изменения в Федеральный закон от 02.12.2009 № 308- ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012годов», в связи с чем заместителем председателя Фонда социального страхования Российской Федерации ГУ НРО ФСС РФ увеличены лимиты расходных обязательств на обеспечение инвалидов средствами реабилитации на сумму 35 130 000 руб. (в том числе на обеспечение подгузниками - на 4 948 488 руб.). Частью 1 ст.45 ГПК РФ прокурору предоставлено право обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Захарченко Н.Ю. является инвалидом первой группы с 3 степенью ограничения к самообслуживанию, в связи с чем не может защитить свои права в суде. В связи с чем процессуальный истец просит обязать ГУ НРО ФСС РФ исполнить обязанность по обеспечению техническими средствами реабилитации в натуре, обеспечить Захарченко Н.Ю. подгузниками для взрослых «М» 2350 мл в количестве 537 шт.
Судом к участию в деле в качестве 3-го лица было привлечено Министерство финансов РФ.
В судебном заседании процессуальный истец уточнил исковые требования и просит обязать ГУНРО ФСС РФ обеспечить Захарченко Н.Ю. подгузниками для взрослых «М» 2350 мл в количестве 357 штук, указав, что согласно акту № * от *** Захарченко Н.Ю. была обеспечена подгузниками в количестве 180 штук.
Материальный истец Захарченко Н.Ю. в суд не явилась, была надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания.
Представители ответчика - ГУ НРО ФСС РФ в судебном заседании иск не признали, пояснив, что в соответствии со ст. 5 ФЗ от 28.11.2009 № 292-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» Фонд осуществляет финансовое обеспечение предоставления инвалидам технических средств реабилитации и услуг и отдельным категориям граждан из числа ветеранов протезов (кроме зубных протезов), протезно - ортопедических изделий в пределах межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Таким образом, затраты, связанные с предоставлением инвалидам технических средств реабилитации и услуг и отдельным категориям граждан из числа ветеранов протезов (кроме зубных протезов), протезно - ортопедических изделий являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок обеспечения техническими средствами реабилитации и протезно- ортопедическими изделиями определен Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно — ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240. В соответствии с пунктом 2 Правил обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико - социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Пунктом 4 Правил предусмотрено, что заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда по месту жительства с представлением паспорта инвалида (ветерана) и программы реабилитации. Таким образом, обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами реабилитации и протезно — ортопедическими изделиями осуществляют региональные отделения Фонда. Вместе с тем, финансирование предусмотренных Правилами расходов осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг. Следовательно, региональные отделения обеспечивают инвалидов техническими средствами реабилитации только в пределах ассигнований, утвержденных на финансовый год. В случае, если техническое средство не может быть предоставлено инвалиду и он самостоятельно его приобрел за счет собственных средств, инвалиду выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства. Решение о данной выплате принимается региональным отделением на основании поданного инвалидом либо лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства, а также программы реабилитации и документов, подтверждающих эти расходы. Таким, образом, инвалид вправе самостоятельно обеспечить себя техническими средствами.
Представитель третьего лица - Министерства финансов РФ в суд не явился, причину неявки не сообщил, был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания.
Представитель 3-го лица- Фонда Социального страхования РФ в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие; представил письменный отзыв (л.д.42-44).
Суд, выслушав пояснения процессуального истца, представителей ответчика, исследовав материалы дела, находит исковые требования прокурора Новосибирской области подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Федеральным законом РФ «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. В соответствии со ст.6.1. данного закона право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды. Согласно ст.6.2. в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.
В судебном заседании установлено, что Захарченко Н.Ю. является инвалидом 1-ой группы по причине общего заболевания бессрочно с ***, что подтверждается копией справки от *** (л.д. 7). С 2005 года Захарченко Н.Ю. состоит на учете в филиале № 14 ГУ НРО ФСС РФ.
В соответствии с п.2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - программа реабилитации).
*** ФГУ «**» Захарченко Н.Ю. бессрочно разработана индивидуальная программа реабилитации инвалида (л.д.11).
Согласно п.3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами, обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида Захарченко Н.Ю. рекомендованы следующие технические средства реабилитации: кресло-коляска с ручным приводом, подушка противопролежневая, подгузники для взрослых размер «М» 2350 мл 3 штуки в сутки, пандус переносной. *** Захарченко Н.Ю. обратилась в ГУ НРО ФСС РФ с заявлением об обеспечении ее подушкой противопролежневой и подгузниками для взрослых «М» 2350 мл в количестве 3шт. в сутки (л.д.10). Согласно актам приема-передачи технических средств реабилитации № * от *** (л.д.13), № * от *** (л.д.14), № * от *** (л.д.15), № * от *** (л.д.49) Захарченко Н.Ю. была обеспечена подгузниками в количестве 738 штук. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида Захарченко Н.Ю. установлена необходимость в подгузниках в количестве 1095 штук в год (л.д.11-12). Таким образом, ответчик не обеспечил Захарченко Н.Ю. в 2010 году подгузниками в количестве 357 штук (1095- 738=357).
Поскольку на основании требований Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» у ответчика возникают обязательства по их исполнению, в силу ст.309 ГК РФ они должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований- в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ФЗ РФ «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 года № 178-ФЗ порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, предусмотренных гл.2, устанавливается Правительством РФ.
В соответствии с ч.8 ст.11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Доводы представителей ответчика о том, что региональные отделения обеспечивают инвалидов техническими средствами реабилитации только в пределах ассигнований, утвержденных на финансовый год, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку реализация прав инвалидов не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия финансирования. Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и обязанности являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина-обязанность государства.
Кроме того, в Федеральном законе «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 года № 178-ФЗ отсутствуют прямые указания об ограничении обязательств Фонда социального страхования по предоставлению техническими средствами реабилитации объемом средств, перечисляемых Фонду из Федерального бюджета.
Доводы представителей ответчика о том, что права Захарченко Н.Ю. не нарушены, так как она имеет право на самостоятельное приобретение технических средств реабилитации за счет собственных средств, после чего вправе обратиться с заявлением о возмещении расходов, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку указанный способ получения социальной помощи является правом, а не обязанностью инвалида.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Новосибирской области удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Новосибирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации исполнить обязанность по обеспечению техническими средствами реабилитации в натуре - обеспечить Захарченко Н.Ю. подгузниками для взрослых «М» 2350 мл в количестве 357 штук.
Взыскать с ГУ НРО ФСС РФ госпошлину в доход местного бюджета в сумме 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский Областной суд в 10-дневный срок с подачей жалобы через Железнодорожный районный суд г. Новосибирска.
Судья- подпись
Копия верна: Судья-
Секретарь-