трудовой спор



Дело № 2-937/11

З А О Ч Н О ЕР Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 января 2011 годаг. Новосибирск

Железнодорожный районный суд Новосибирска

в составе:

председательствующего судьиКошелевой А.П.

при секретареСаяпиной А.В.

с участием прокурора Ермилова Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ФГУП «Почта России» о признании незаконным бездействия, выразившегося в не проведении аттестации рабочих мест по условиям труда, возложении обязанности провести аттестацию рабочих мест по условиям труда,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился с иском к ФГУП «Почта России», в котором просит: признать незаконным бездействие, выразившееся в не проведении аттестации по условиям труда рабочих мест: начальника СОПС Троицкое Карасукского почтамта, почтальона 2 класса СОПС Троицкое Карасукского почтамта УФПС НСО – филиала ФГУП «Почта России», уборщика производственных и служебных помещений СОПС Троицкое Карасукского почтамта УФПС НСО – филиала ФГУП «Почта России»; обязать ФГУП «Почта России» провести аттестацию по условиям труда следующих рабочих мест: начальник СОПС Троицкое Карасукского почтамта, почтальон 2 класса СОП Троицкое Карасукского почтамта, уборщик производственных и служебных помещений СОПС Троицкое Карасукского почтамта УФПС НСО – филиала ФГУП «Почта России».

В иске указано, что при проверке соблюдения законодательства об охране труда в ФГУП «Почта России» установлено, что аттестация рабочих мест работников Карасукского почтамта в полном объеме не проводилась. Выявленные нарушения требований трудового законодательства ущемляют права лиц, работающих в Карасукском почтамте в настоящее время либо собирающихся работать в будущем, на получение информации о наличии на рабочем месте вредных и опасных условий труда, на льготы и компенсации, предусмотренные за работу в указанных условиях. До настоящего времени аттестация указанных выше рабочих мест не проведена.

В судебном заседании истец уточнил заявленные требования в связи с исключением из штатного расписания с ДД.ММ.ГГГГ должности уборщика производственных и служебных помещений СОПС Троицкое Карасукского почтамта, и в настоящее время просит: признать незаконным бездействие, выразившееся в не проведении аттестации по условиям труда рабочих мест: начальника СОПС Троицкое Карасукского почтамта, почтальона 2 класса СОПС Троицкое Карасукского почтамта, уборщика производственных и служебных помещений СОПС Троицкое Карасукского почтамта УФПС НСО – филиала ФГУП «Почта России»; обязать ФГУП «Почта России» провести аттестацию по условиям труда следующих рабочих мест: начальника СОПС Троицкое Карасукского почтамта, почтальона 2 класса СОПС Савкино Карасукского почтамта. Полагал достаточным срок для проведения ответчиком аттестации рабочих мест по условиям труда – до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседание представитель ответчика ФГУП «Почта России» не явился, извещен судом надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.

В соответствии со ст.ст. 167, 233 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика и в порядке заочного судопроизводства.

Выслушав пояснения истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч. 4. ст. 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

Проведенная прокуратурой проверка показала, что ответчик не обеспечивает безопасных условий труда, нарушает требования статей 212, 216 Трудового кодекса РФ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда.

Согласно ст. 210 Трудового кодекса РФ, обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда.

Круг лиц, в интересах которых обратился прокурор, определить не возможно. В результате текучести кадров и по другим причинам на одном и том же рабочем месте в разное время могут работать разные лица. Кроме того, аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте. Такая аттестация проводится по условиям труда, это мероприятие призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников. То есть прокурор правомерно обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст.6 ТК РФ к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих, в том числе систему и порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

Согласно ст.ст. 209,212 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Согласно ст.216 ТК РФ, государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий. В целях государственного управления охраной труда Правительство Российской Федерации, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливают порядок осуществления государственной экспертизы условий труда, порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядок подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА (далее Порядок) утвержден приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 569. Он регулирует вопросы деятельности работодателей - юридических лиц по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда. Организация, привлекаемая для аттестации рабочих мест по условиям труда, проводит работу в соответствии с указанным Порядком.

В соответствии с указанным Порядком, аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

Таким образом, целями проведения данной аттестации являются осуществление оздоровительных мероприятий, ознакомление работающих с условиями труда, сертификация производственных объектов, а также подтверждение или отмена предоставления компенсаций и льгот работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда.

Для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации издается приказ, в соответствии с которым создается аттестационная комиссия, определяется ее состав и, при необходимости, состав аттестационных комиссий в структурных подразделениях организации, утверждается председатель аттестационной комиссии, а также определяются сроки и графики проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда.

Согласно указанному Порядку (п.5), сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.

Как следует из главы 7 п.п.45, 46 названного выше Порядка завершение аттестации происходит путем оформления пакета документов, содержащего:

1) приказ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и привлечении к этой работе Аттестующей организации (при необходимости);

2) перечень рабочих мест организации, подлежащих аттестации рабочих мест по условиям труда, с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых факторов условий труда согласно приложению N 1 к Порядку;

3) копии документов на право проведения измерений и оценок условий труда Аттестующей организацией (в случае ее привлечения);

4) карты аттестации рабочих мест по условиям труда согласно приложению N 2 к Порядку с протоколами измерений и оценок условий труда;

5) ведомости рабочих мест (РМ) подразделений и результатов их аттестации рабочих мест по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда согласно приложениям N 6 и 7 к Порядку;

6) план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации согласно приложению N 8 к Порядку;

7) протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда согласно приложению N 9 к Порядку;

8) приказ о завершении аттестации рабочих мест и утверждении ее результатов.

После проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель направляет: перечень рабочих мест (приложение N 1), ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации по условиям труда (приложение N 6) и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда (приложение N 7), включая информацию согласно приложению N 10 к настоящему Порядку, в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации (территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права).

При этом суд учитывает, что до ДД.ММ.ГГГГ основным нормативно-правовым актом, устанавливающим порядок проведения аттестации, являлось Постановление Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 12. В нем (п. 1.5) так же было установлено, что сроки проведения аттестации устанавливаются организацией исходя из изменения условий и характера труда, но не реже одного раза в 5 лет с момента проведения последних измерений.

Штатными расписаниями подтвержден факт наличия в структурном подразделении УФПС НСО – филиала ФГУП «Почта России» - СОПС Троицкое Карасукского почтамта рабочих мест: начальник СОПС Троицкое Карасукского почтамта; почтальон 2 класса СОПС Троицкое Карасукского почтамта (а до ДД.ММ.ГГГГ - и уборщика производственных и служебных помещений).

В соответствии со ст. 150 ГПК РФ, непредставление ответчиком доказательств и возражений не препятствует рассмотрению дела по имеющимся доказательствам.

Ответчиком не представлены доказательства того, что в настоящее время проведена аттестация указанных рабочих мест по условиям труда, со стороны ответчика имело место бездействие, выразившееся в не проведении аттестации рабочих мест: начальника СОПС Троицкое Карасукского почтамта; почтальона 2 класса СОПС Троицкое Карасукского почтамта, уборщика производственных и служебных помещений - по условиям труда в соответствии с установленным Порядком.

Бездействие ответчика, выразившееся в не проведении аттестации рабочих мест Карасукского почтамта, является незаконным, противоречащим ст. 22, ст. 209, ст. 212 ТК РФ. Сам факт отсутствия результатов аттестации рабочих мест по условиям труда свидетельствует о том, что ответчик ФГУП «Почта России» проявил бездействие, причем, в соответствии со п.1 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, аттестации подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Ответчик же, как следует из представленных документов, осуществляет мероприятия по аттестации только тех рабочих мест, которые сам определил как рабочие места «с явно выраженными вредными условиями труда», что не соответствует закону. У ответчика имелась возможность провести аттестацию рабочих мест по условиям труда за счет получаемой прибыли, и причины её не проведения ответчиком не связаны исключительно с отсутствием финансирования со стороны Фонда социального страхования.

Прокурор, в соответствие со ст. 45 ГПК, РФ обоснованно предъявил иск в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, верно избрав способ защиты нарушенных прав, предусмотренный ст. 12 ГК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 206, 235, 237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ФГУП «Почта России», выразившееся в не проведении аттестации по условиям труда следующих рабочих мест: начальник СОПС Троицкое Карасукского почтамта; почтальон 2 класса СОПС Троицкое Карасукского почтамта, уборщик производственных и служебных помещений СОПС Троицкое Карасукского почтамта УФПС НСО – филиала ФГУП «Почта России».

Обязать ФГУП «Почта России» в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести аттестацию по условиям труда следующих рабочих мест: начальник СОПС Троицкое Карасукского почтамта; почтальон 2 класса СОПС Троицкое Карасукского почтамта УФПС НСО – филиала ФГУП «Почта России».

Взыскать с ФГУП «Почта России» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 400 рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня получения копии заочного судебного решения, а в Новосибирский областной суд – ответчик вправе подать жалобу на решение в 10-дневный срок по истечении 7-дневного срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в окончательно форме, в Новосибирский областной суд с подачей жалобы через суд, вынесший решение.

Судья /подпись/Кошелева А.П.

Решение принято в окончательной форме 03 февраля 2011 года.

КОПИЯ ВЕРНА: Судья

Секретарь