Об обязывании произвести аттестацию рабочего места начальника, почтальона, уборщика



Дело № 2-940/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 января 2011 годаг. Новосибирск

Железнодорожный районный суд Новосибирска

в составе

председательствующего судьиКошелевой А.П.

при секретареКисловой Т.А.

с участием прокурора Ермилова Д.А., представителя ответчика – Ереминой Л.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Железнодорожного района г. Новосибирска в интересах неопределенного круга лиц к ФГУП «Почта России» о признании незаконным бездействия, выразившегося в не проведении аттестации рабочих мест по условиям труда, возложении обязанности провести аттестацию рабочих мест по условиям труда,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Железнодорожного района г.Новосибирска обратился с иском к ФГУП «Почта России», в котором просит: признать незаконным бездействие, выразившееся в не проведении аттестации по условиям труда рабочих мест: начальника СОПС Савкино Карасукского почтамта, почтальона 2 класса СОПС Савкино Карасукского почтамта, уборщика производственных и служебных помещений СОПС Савкино Карасукского почтамта УФПС НСО – филиала ФГУП «Почта России». Обязать ФГУП «Почта России» провести аттестацию по условиям труда следующих рабочих мест: начальника СОПС Савкино Карасукского почтамта, почтальона 2 класса СОПС Савкино Карасукского почтамта, уборщика производственных и служебных помещений СОПС Савкино Карасукского почтамта УФПС НСО – филиала ФГУП «Почта России».

В иске указано, что при проверке соблюдения законодательства об охране труда в ФГУП «Почта России» установлено, что аттестация рабочих мест работников Карасукского почтамта в полном объеме не проводилась. Выявленные нарушения требований трудового законодательства ущемляют права лиц, работающих в Карасукском почтамте в настоящее время либо собирающихся работать в будущем, на получение информации о наличии на рабочем месте вредных и опасных условий труда, на льготы и компенсации, предусмотренные за работу в указанных условиях. До настоящего времени аттестация указанных выше рабочих мест не проведена.

В судебном заседании истец уточнил заявленные требования в связи с исключением из штатного расписания с **.**.** должности уборщика производственных и служебных помещений СОПС Савкино Карасукского почтамта, и в настоящее время просит: признать незаконным бездействие, выразившееся в не проведении аттестации по условиям труда рабочих мест: начальника СОПС Савкино Карасукского почтамта, почтальона 2 класса СОПС Савкино Карасукского почтамта, уборщика производственных и служебных помещений СОПС Савкино Карасукского почтамта УФПС НСО – филиала ФГУП «Почта России»; обязать ФГУП «Почта России» провести аттестацию по условиям труда следующих рабочих мест: начальника СОПС Савкино Карасукского почтамта, почтальона 2 класса СОПС Савкино Карасукского почтамта. Полагал достаточным срок для проведения ответчиком аттестации рабочих мест по условиям труда – до **.**.**.

В судебном заседании представитель ответчика ФГУП «Почта России» - Еремина Л.Д. представила письменный отзыв на иск и пояснила, что ответчиком ведется работа по аттестации рабочих мест с явно выраженными вредными условиями труда, а потому невозможно вменить ответчику бездействие; проведение аттестации всех рабочих мест в настоящее время для ответчика является невыполнимой задачей исходя из объема выделенных денежных средств ответчику со стороны Фонда социального страхования и загруженности организации, оказывающей услуги по проведению аттестации; при направлении полученной ответчиком премии на проведение аттестации, работники предприятия лишатся премий, кроме того, из прибыли ответчик осуществляет техническое оснащение и компьютеризацию предприятия; в настоящее время из штатного расписания ответчика – исключена должность уборщика производственных и служебных помещений СОПС Савкино Карасукского почтамта.

Выслушав пояснения прокурора Ермилова Д.А. и представителя ответчика – Ереминой Л.Д., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч. 4. ст. 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

Проведенная прокуратурой проверка показала, что ответчик не обеспечивает безопасных условий труда, нарушает требования статей 212, 216 Трудового кодекса РФ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда.

Согласно ст. 210 Трудового кодекса РФ, обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда.

Круг лиц, в интересах которых обратился прокурор, определить не возможно. В результате текучести кадров и по другим причинам на одном и том же рабочем месте в разное время могут работать разные лица. Кроме того, аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте. Такая аттестация проводится по условиям труда, это мероприятие призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников. То есть прокурор правомерно обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст.6 ТК РФ к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих, в том числе систему и порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

Согласно ст.ст. 209,212 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Согласно ст.216 ТК РФ, государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий. В целях государственного управления охраной труда Правительство Российской Федерации, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливают порядок осуществления государственной экспертизы условий труда, порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядок подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА (далее Порядок) утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 569. Он регулирует вопросы деятельности работодателей - юридических лиц по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда. Организация, привлекаемая для аттестации рабочих мест по условиям труда, проводит работу в соответствии с указанным Порядком.

В соответствии с указанным Порядком, аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

Таким образом, целями проведения данной аттестации являются осуществление оздоровительных мероприятий, ознакомление работающих с условиями труда, сертификация производственных объектов, а также подтверждение или отмена предоставления компенсаций и льгот работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда.

Для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации издается приказ, в соответствии с которым создается аттестационная комиссия, определяется ее состав и, при необходимости, состав аттестационных комиссий в структурных подразделениях организации, утверждается председатель аттестационной комиссии, а также определяются сроки и графики проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда.

Согласно указанному Порядку (п.5), сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.

Как следует из главы 7 п.п.45, 46 названного выше Порядка завершение аттестации происходит путем оформления пакета документов, содержащего:

1) приказ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и привлечении к этой работе Аттестующей организации (при необходимости);

2) перечень рабочих мест организации, подлежащих аттестации рабочих мест по условиям труда, с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых факторов условий труда согласно приложению N 1 к Порядку;

3) копии документов на право проведения измерений и оценок условий труда Аттестующей организацией (в случае ее привлечения);

4) карты аттестации рабочих мест по условиям труда согласно приложению N 2 к Порядку с протоколами измерений и оценок условий труда;

5) ведомости рабочих мест (РМ) подразделений и результатов их аттестации рабочих мест по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда согласно приложениям N 6 и 7 к Порядку;

6) план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации согласно приложению N 8 к Порядку;

7) протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда согласно приложению N 9 к Порядку;

8) приказ о завершении аттестации рабочих мест и утверждении ее результатов.

После проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель направляет: перечень рабочих мест (приложение N 1), ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации по условиям труда (приложение N 6) и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда (приложение N 7), включая информацию согласно приложению N 10 к настоящему Порядку, в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации (территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права).

При этом суд учитывает, что до **.**.** основным нормативно-правовым актом, устанавливающим порядок проведения аттестации, являлось Постановление Минтруда России от **.**.** N 12. В нем (п. 1.5) так же было установлено, что сроки проведения аттестации устанавливаются организацией исходя из изменения условий и характера труда, но не реже одного раза в 5 лет с момента проведения последних измерений.

Штатными расписаниями подтвержден факт наличия в структурном подразделении УФПС НСО – филиала ФГУП «Почта России» - СОПС Савкино Карасукского почтамта рабочих мест: начальник СОПС Савкино Карасукского почтамта; почтальон 2 класса СОПС Савкино Карасукского почтамта (а до **.**.** - и уборщика производственных и служебных помещений).

В соответствии со ст. 150 ГПК РФ, непредставление ответчиком доказательств и возражений не препятствует рассмотрению дела по имеющимся доказательствам.

Ответчиком не представлены доказательства того, что в настоящее время проведена аттестация указанных рабочих мест по условиям труда, на момент проведения проверки и до настоящего времени со стороны ответчика имеет место бездействие, выразившееся в не проведении аттестации рабочих мест: начальника СОПС Савкино Карасукского почтамта; почтальона 2 класса СОПС Савкино Карасукского почтамта, уборщика производственных и служебных помещений - по условиям труда в соответствии с установленным Порядком.

Бездействие ответчика, выразившееся в не проведении аттестации рабочих мест Карасукского почтамта, является незаконным, противоречащим ст. 22, ст. 209, ст. 212 ТК РФ. Сам факт отсутствия результатов аттестации рабочих мест по условиям труда свидетельствует о том, что ответчик ФГУП «Почта России» проявил бездействие, причем, в соответствии со п.1 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, аттестации подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Ответчик же, как следует из представленных документов, отзыва на иск и пояснений представителя ответчика в судебном заседании, осуществляет мероприятия по аттестации только тех рабочих мест, которые сам определил как рабочие места «с явно выраженными вредными условиями труда», что не соответствует закону. Из пояснений представителя ответчика в судебном заседании также следует, что ФГУП «Почта России» получает прибыль, которую распределяет на премии работников, техническое оснащение. Таким образом, у ответчика имелась возможность провести аттестацию рабочих мест по условиям труда, и причины её не проведения ответчиком не связаны исключительно с отсутствием финансирования со стороны Фонда социального страхования.

Прокурор, в соответствие со ст. 45 ГПК, РФ обоснованно предъявил иск в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, верно избрав способ защиты нарушенных прав, предусмотренный ст. 12 ГК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ФГУП «Почта России», выразившееся в не проведении аттестации по условиям труда следующих рабочих мест: начальник СОПС Савкино Карасукского почтамта; почтальон 2 класса СОПС Савкино Карасукского почтамта, уборщик производственных и служебных помещений СОПС Савкино Карасукского почтамта УФПС НСО – филиала ФГУП «Почта России».

Обязать ФГУП «Почта России» в срок до **.**.** провести аттестацию по условиям труда следующих рабочих мест: начальник СОПС Савкино Карасукского почтамта; почтальон 2 класса СОПС Савкино Карасукского почтамта УФПС НСО – филиала ФГУП «Почта России».

Взыскать с ФГУП «Почта России» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в окончательно форме, в Новосибирский областной суд с подачей жалобы через суд, вынесший решение.

Судья /подпись/Кошелева А.П.

Решение принято в окончательной форме 24 января 2011 года.

...

...