Дело № 2-3603 /10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 декабря 2010 г. Новосибирск
Железнодорожный районный суд Новосибирска
в с о с т а в е :
председательствующего судьи Т. А. Михайловой,
при секретаре М.В. Литвак,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мошковского района в интересах РФ, в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц к ООО «Техномаркет» о признании бездействия незаконным.
установил:
Прокурор Мошковского района обратился в суд в интересах РФ, в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, указав, что в результате надзорной деятельности прокуратуры Мошковского района Новосибирской области в сфере соблюдения требований Федерального закона «О безопасности дорожного движения» установлено, что ООО «Техномаркет» не обеспечена охрана жизни, здоровья, прав и законных интересов граждан, использующих федеральную трассу М-53 «Байкал» для передвижения. А именно: эксплуатация пункта общественного питания и магазина автозапчастей, расположенных на федеральной автомобильной дороге общего пользования в пределах Мошковского района М-53 «Байкал» км 57+470 (справа) и принадлежащих ответчику, осуществляется с нарушением закона: отсутствует освещение переходно-скоростных полос; не проведены работы по устройству переходно-скоростных полос; в настоящее время вышеуказанные нарушения закона ответчиком ООО «Техномаркет» не устранены. Данные нарушения являются недопустимыми, могут привести к дорожно-транспортным происшествиям, возникновению угрозы жизни и здоровья людей, кроме того, приводят к разрушению кромки полотна дорожного покрытия и укрепленной обочины дороги, как следствие, к ущербу государственной собственности. Тем самым нарушается один из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения, предусмотренный ст.3 Федерального закона №196 -ФЗ от 10.12.95 г. - приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности. Указанные факты в деятельности ответчика ООО «Техномаркет» напрямую затрагивают публичные права и свободы неопределенного круга лиц, потенциально использующие для передвижения вышеуказанную автодорогу. Кроме того, невыполнение ООО «Техномаркет» Конституции РФ и федеральных законов, также затрагивает публичные интересы государства, обязанного в силу ст.ст. 2,38,48 Конституции Российской Федерации соблюдать права и свободы человека и гражданина, детства, здоровье.
Просит суд признать бездействия ООО «Техномаркет» незаконными, выразившиеся в непринятии мер по установке освещения переходно-скоростных полос, устройство переходно-скоростных полос в полосе отвода федеральной автомобильной дороги М-53 «Байкал» на км 57+470 (справа), обязать ООО «Техномаркет» произвести установку переходно-скоростных полос и освещение.
В судебное заседание истец не явился; помощник прокурора Мошковского района Пичугина С.М. просила о рассмотрении дела в отсутствие истца.
Представитель ответчика ООО «Техномаркет» по Уставу в судебном заседании иск признал частично, пояснив, что действительно, что нарушения, выявленные прокурором, имеются; меры устранения не приняты, в связи с отсутствием денежных средств у организации; в настоящее время ведется разработка проектной документации.
Представитель третьего лица ФГУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства» ( ФГУ «Сибуправтодор») Мочалова Н.Г. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований прокурора, указав, что в настоящее время объект сервиса ответчика не обустроен техническими элементами, предусмотренными п.п. 1, 2, 3 ст. 16, ст. 20,п.п.6 ст. 22 ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ».
Суд, выслушав пояснения представителей ответчика и третьего лица, исследовав письменные материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что в результате надзорной деятельности прокуратуры Мошковского района Новосибирской области в сфере соблюдения требований Федерального закона «О безопасности дорожного движения» установлено, что ООО «Техномаркет» не обеспечена охрана жизни, здоровья, прав и законных интересов граждан, использующих федеральную трассу М-53 «Байкал» для передвижения, а именно : эксплуатация пункта общественного питания и магазина автозапчастей, расположенных на федеральной автомобильной дороге общего пользования в пределах Мошковского района М-53 «Байкад» км 57+470 (справа) и принадлежащих ответчику, осуществляется с нарушением закона: отсутствует освещение переходно-скоростных полос; не проведены работы по устройству переходно-скоростных полос.
В соответствии с требованиями ст.2 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.95 г. № 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения- деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Дорога -обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли, либо поверхность искусственного сооружения; дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также тротуары, обочины и раздельные полосы при их наличии.
Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения ( ст. 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 №196-ФЗ).
Статьей 11 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 №196-ФЗ предусмотрено, что проектирование, строительство и реконструкция дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Согласно ст. 20 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной безопасности в Российской Федерации» от 08.11.07 г. № 257-ФЗ, строительство, реконструкция, капитальный ремонт являющихся сооружениями пересечения автомобильной дороги с другими автомобильными дорогами (далее также - пересечение) и примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге (далее также - примыкание) допускаются при наличии разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, и согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог.
В случае строительства, реконструкции, капитального ремонта пересечений и примыканий разрешение на строительство выдается соответственно федеральным органом исполнительной власти или подведомственным ему федеральным государственным учреждением, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным учреждением, органом местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешения на строительство автомобильной дороги, в отношении которой планируется осуществить пересечение или примыкание.
Разрешение на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт автомобильных дорог федерального значения в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, выдается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства ( п. 3 ст. 16 Федерального закона от 08. 11.07 г. № 257-ФЗ). Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильных дорог, в силу п.1 Положения о Федеральном дорожном агентстве является Федеральное дорожное агентство (Росавтодор).
Государственное учреждение «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» (Сибуправтодор) Федерального дорожного агентства находится в ведении Росавтодора (пункт 29 раздел 2 Приложения к Распоряжению Правительства Российской Федерации от 30.12.04 г. № 1731-р). Соответственно, выдача разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, а также на ввод в эксплуатацию пересечений и примыканий к федеральной автомобильной дороге осуществляется Федеральным дорожным агентством или подведомственными ему федеральными государственными учреждениями, в том числе ФГУ «Сибуправтодор».
Автомобильная дорога М-53 «Байкал», согласно свидетельству о государственной регистрации права от **.**.**, серия ..., находится в постоянном (бессрочном) пользовании ФГУ «Сибуправтодор». Постановлением Правительства от 01 декабря 1998 № 1420 утверждены Правилаустановления и использования придорожных полос Федеральныхавтомобильных дорог общего пользования. Пунктом 4 Правил предусмотрено, что контроль за размещением в пределах придорожных полос объектов и соблюдением требований настоящих Правил осуществляют специально уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Федеральное дорожное агентство и уполномоченные им органы, на которые возложено управление федеральными автомобильными дорогами общего пользования, а также органы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской федерации.
Согласно п. 10 Правил, в пределах придорожных полос объекты размещаются при соблюдении следующих условий: объекты не должны ухудшать видимость на федеральной автомобильной дороге и другие условия безопасности дорожного движения и эксплуатации этой автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений, а также создавать угрозу безопасности населения. Размещение, проектирование и строительство объектов должно производится с учетом требований стандартов и технических норм безопасности дорожного движения, экологической безопасности, строительства и эксплуатации автомобильных дорог.
На основании п. 11 Правил, размещеник объектов дорожного сервиса в пределах придорожных полос должно производится в соответствии с нормами проектирования и строительства этих объектов, а также планами и генеральными схемами их размещения, утвержденными Федеральным дорожным агентством по согласованию с Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления.
При выборе места размещения объектов дорожного сервиса следует стремиться к сокращению до минимума числа примыканий, подъездов к федеральной автомобильной дороге и съездов с нее, располагая, как правило, эти объекты комплексно в границах земель, отведенных для этих целей.
Объекты дорожного сервиса должны быть обустроены площадками для стоянки и остановки автомобилей, а также подъездами, съездами и примыканиями, обеспечивающими доступ к ним с федеральной автомобильной дороги. При примыкании к федеральной автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены таким образом, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения ; строительство и содержание объектов дорожного сервиса, включая площадки для стоянки и остановки автомобилей, подъезды и съезды к ним, осуществляется за счет средств их владельцев.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что ответчик ООО «Техномаркет» является собственником пункта общественного питания и магазина автозапчастей, расположенных на федеральной автомобильной дороге общего пользования в пределах Мошковского района. Объект сервиса не соответствует вышеуказанным правовым нормам, а именно: отсутствуют переходно-скоростные полосы и их освещение. Эксплуатация ответчиком объекта сервиса с обозначенными нарушениями может привести к дорожно-транспортным происшествиям, возникновению угрозы жизни и здоровью людей, приводит к разрушению кромки полотна дорожного покрытия и укрепленной обочины дороги, как следствие возникновению ущерба государственной собственности. Данное обстоятельство ответчиком не оспорено.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований ; заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Прокурор, в соответствие со ст. 45 ГПК, РФ обоснованно предъявил иск в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов РФ, верно избрав способ защиты нарушенных прав, предусмотренный ст. 12 ГК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать бездействие ООО «Техномаркет», выразившееся в непринятии мер по установке освещения переходно-скоростных полос, по устройству переходно-скоростных полос в полосе отвода федеральной автомобильной дороги М-53 «Байкал» на км 57+140 (справа), незаконным.
Обязать ООО «Техномаркет» произвести установку переходно-скоростных полос и освещение в полосе отвода федеральной автомобильной дороги М-53 «Байкал» на км 57+140 (справа).
Взыскать с ООО «Техномаркет» в доход бюджета государственную пошлину - 4 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в 10-дневный срок с подачей жалобы через Железнодорожный районный суд г. Новосибирск.
Судья-