Дело № 2-2302/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 мая 2011 года г. Новосибирск
Федеральный суд общей юрисдикции Железнодорожного района гор. Новосибирска
в составе:
председательствующего судьи Тарабариной Т.В.
с участием представителя истицы Дерзиева С.А.
при секретаре Коноваловой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Константиновой Н.М. к Мэрии г. Новосибирска о признании права собственности на жилой дом,
У С Т А Н О В И Л :
Константинова Н.М. обратилась в суд с иском к мэрии г. Новосибирска о признании права собственности на жилой дом, указав, что она является владельцем частного дома с 1977 года, который расположен на земельном участке по адресу: **. Помимо жилого дома на участке расположена баня, жилой пристрой, навес, сооружения. Указанный дом был возведен самовольно в 1940 году. Согласно паспорту домовладения, выданному ФГУП «Ростехинвентаризация», земельный участок, на котором находится недвижимое имущество, не отведен для этих целей в порядке, установленном законом. После смерти супруга в 2001 году она является единственной владелицей указанного жилого дома. В декабре 2009 года она обратилась в администрацию Железнодорожного района г.Новосибирска с просьбой предоставить ей данный земельный участок под указанную самовольно возведенную постройку. В свою очередь администрация Железнодорожного района г. Новосибирска ходатайствовала перед мэрией г.Новосибирска о закреплении фактически занимаемого земельного участка за ее домом, но ходатайство было отклонено. В настоящее время истица просит признать за ней право собственности на самовольно построенный жилой дом и обязать ответчика закрепить фактически занимаемый участок за указанным домом.
В судебном заседании истица уточнила свои исковые требования и просит признать за ней право собственности на индивидуальный жилой дом, общей площадью 56,7 кв.м, жилой площадью 33,6 кв.м., вспомогательной площадью 23,1 кв.м., расположенный по адресу: **.
Представитель ответчика - мэрии г. Новосибирска в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве указал, что из текста искового заявления следует, что спорный объект возведен без разрешения на земельном участке, не предоставленном для его строительства, соответственно, является самовольной постройкой. Но спорный объект находится в «Зоне застройки средне- и многоэтажными жилыми домами», в которой условно разрешено размещение индивидуальных жилых домов. С учетом давности постройки (со слов истицы- 1940 год), длительности владения истицей спорным объектом (с 1977 года), наличия оформленного землепользования собственниками соседних жилых домов, при отсутствии других лиц, предъявляющих требования на спорный объект, при установлении, что сохранение самовольной постройки не создает угрозу жизни и здоровью граждан, при условии отнесения судебных расходов на истицу, заявленные требования о признании права собственности на самовольно возведенный индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: **, оставляет на усмотрение суда.
Третьи лица Константинов К.Ю. и Константинов В.Ю. в судебном заседании не возражали против удовлетворения исковых требований Константиновой Н.М.
Суд, выслушав пояснения истицы, ее представителя, третьих лиц, исследовав материалы дела, находит исковые требования Константиновой Н.М. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что владельцем домовладения по адресу: ** является Константинов Ю.К. (правоустанавливающих документов нет), что подтверждается сведениями ФГУП «Ростехинвентаризация» от *** (л.д.21).
Согласно техническому паспорту домовладения, составленному по состоянию на *** ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ», указанное домовладение было возведено в 1940 году и состоит из трех жилых комнат, площадью 12,9 кв.м.,13,3 кв.м. и 7,4 кв.м. (Литер А, А1); кухни, площадью 9,5 кв.м.; топочной, площадью 4,7 кв.м; сан. узла, площадью 3,5 кв.м.; и коридора, площадью 5,4 кв.м. Кроме того, как видно из технического паспорта домовладения, на земельном участке по адресу: ** расположены также служебные строения (литеры Г, Г1 и Г2).
Согласно копии свидетельства о заключении брака (л.д. 22) истица Константинова Н.М. является супругой Константинов Ю.К.. *** Константинов Ю.К. умер, что подтверждается копией свидетельства о смерти (л.д.23).
В соответствии п.2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Из имеющейся в материалах дела копии домовой книги (л.д.13-15) видно, что Константинова Н.М. на момент смерти супруга была зарегистрирована и проживала в жилом доме по адресу: **. Вместе с ней по указанному адресу проживали сыновья - Константинов Константинов Ю.К. Юрьевич и Константинов В.Ю. (дети Константинов Ю.К.).
Таким образом, в соответствии с п.1 ст. 1142 ГК РФ истица Константинова Н.М. и 3-и лица Константинов К.Ю., Константинов В.Ю. являются наследниками первой очереди по закону к имуществу умершего Константинов Ю.К.
Из ответа нотариуса, занимающегося частной практикой, З. следует, что наследственного дела к имуществу умершего *** Константинов Ю.К., проживавшего по адресу: **, не заводилось.
В соответствии с п.1 ст.1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
Согласно п.2 ст.1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В соответствии с п.1 ст.1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Судом установлено, что после смерти наследодателя Константинов Ю.К. истица продолжала проживать и пользоваться жилым домом по адресу: **, а также содержать указанное имущество. Таким образом, Константинова Н.М. совершила действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства.
Учитывая, что в судебном заседании 3-и лица Константинов К.Ю. и Константинов В.Ю. не возражали против удовлетворения исковых требований Константиновой Н.М., суд приходит к выводу о том, что истица приобрела наследство, открывшееся после смерти ее супруга Константинов Ю.К.; и, соответственно, к ней перешло право собственности на принадлежавшее Константинов Ю.К. имущество.
В соответствии с ч.3 ст.222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка, при этом право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно экспертному заключению ФГУЗ «**» * от *** (л.д.32-33) размещение индивидуального жилого дома (Литер А, А1) на земельном участке по адресу: г.Новосибирск, Железнодорожный район, ул. ** соответствует требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
Согласно заключению ООО «Приток» от *** (л.д.35-61) планировка дома и застройка участка не вступает в противоречие с нормативными требованиями СНиП 31.02-2001 «Дома жилые одноквартирные», не нарушает права и законные интересы жильцов, проживающих на смежных участках. Установленная категория технического состояния объекта - работоспособное. Дальнейшая эксплуатация жилого дома № ** в г. Новосибирске возможна.
В соответствии со ст.234 ГК РФ лицо-гражданин или юридическое лицо,- не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является.
Учитывая, что сохранение самовольной постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также учитывая давность владения указанным недвижимым имуществом (возведено в 1940 году), суд считает возможным признать за Константиновой Н.М. право собственности на жилой дом и служебные строения, расположенные по адресу: **.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Признать право собственности за Константиновой Н.М. на одноэтажный жилой дом, расположенный по адресу: ** (литеры А, А1), общей площадью 56,7 кв.м., жилой площадью 33,6 кв.м., вспомогательной площадью 23,1 кв.м., состоящий из трех жилых комнат площадью 12,9 кв.м., 13,3 и 7,4 кв.м., кухни площадью 9,5 кв.м., коридора площадью 5,4 кв.м., топочной площадью 4,7 кв.м., санузла площадью 3,5 кв.м.; инвентарный номер объекта 50:401:368:002000050:0001; служебные строения, расположенные по адресу: ** (литера Г, площадью 8 кв.м.; литеры Г1 и Г2).
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в 10-дневный срок с подачей жалобы через Железнодорожный районный суд г. Новосибирска.
Судья- подпись
Копия верна: Судья-
Секретарь-