Дело №2-843/11
Поступило: 24.11.2010 г.
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 мая 2011 года г. Новосибирск
Железнодорожный районный суд г. Новосибирска в составе:
председательствующего судьи Зотовой СП.,
с участием прокурора Ермилова Д.А.,
при секретаре Максименко Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дзержинского района г. Новосибирска в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Фабрика Вкуса» о возложении обязанности провести аттестацию рабочих мест по условиям труда, -
установил:
Прокурор Дзержинского района города Новосибирска обратился в Железнодорожный районный суд с вышеуказанным иском к ООО «Фабрика Вкуса». В обоснование иска указал, что в ходе проведения проверки установлено, ответчик не обеспечивает безопасные условия труда, чем нарушает требования ст.22,212ТКРФ.
Просит обязать ООО «Фабрика Вкуса» провести аттестацию рабочих мест по усчловиям труда, в соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Железнодорожного района ФИО4 исковые требования поддержал.
Ответчик в судебное заседание не явился о месте и времени рассмотрения гражданского дела извещен надлежащим образом, в связи с чем, суд, с согласия прокурора, рассмотрел дело в порядке заочного производства.
Выслушав пояснения прокурора, исследовав материалы дела суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч. 4. ст. 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
Проведенная прокуратурой проверка показала, что ответчик не обеспечивает безопасных условий труда, нарушает требования статей 22, 212 Трудового кодекса РФ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Отсутствие факта аттестации ряда рабочих мест не оспаривается ответчиком и подтверждается соответствующей справкой (л.д.4).
В соответствии с ч. 3 ст. 353 Трудового кодекса РФ на Генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров в соответствии с федеральным законом возложена обязанность по осуществлению государственного надзора за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Согласно ст. 210 Трудового кодекса РФ обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда.
Круг лиц, в интересах которых обратился прокурор, не возможно определить. В результате текучести кадров и по другим причинам на одном и том же рабочем месте в разное время могут работать разные лица. Кроме того, аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте. Такая аттестация проводится по условиям труда, это мероприятие призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, т.е. прокурор правомерно обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц. Указанная правовая позиция подтверждена определением Верховного Суда РФ от 01.06.2007 г.
В соответствии со ст.6 ТК РФ к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих, в том числе систему и порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
Согласно ст.209,212 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в
порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Согласно ст.216 ТК РФ государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий. В целях государственного управления охраной труда Правительство Российской Федерации, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливают порядок осуществления государственной экспертизы условий труда, порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядок подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 569. Он регулирует вопросы деятельности работодателей - юридических лиц по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда. Организация, привлекаемая для аттестации рабочих мест по условиям труда проводит работу в соответствии с указанным Порядком. Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.
Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации издается приказ, в соответствии с которым создается аттестационная комиссия, определяется ее состав и, при необходимости, состав аттестационных комиссий в структурных подразделениях организации, утверждается председатель аттестационной комиссии, а также определяются сроки и графики проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда.
Аттестационная комиссия создается организацией, в которой проводится аттестация рабочих мест по условиям труда, и аттестующей организацией на паритетной основе в целях координации, методического руководства и контроля за проведением работы по аттестации рабочих мест по условиям труда.
Аттестационная комиссия организации, в которой проводится аттестация рабочих мест по условиям труда:
осуществляет методическое руководство и контроль за проведением работы по аттестации рабочихмест по условиям труда на всех ее этапах;
формирует необходимые для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда нормативныеправовые и локальные нормативные акты, организационно-распорядительные и методические документы иорганизует их изучение;
составляет полный перечень рабочих мест организации согласно приложению N 1 к Порядку свыделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых условий труда, исходя из характеристиктехнологического процесса, состава производственного оборудования, применяемых сырья и материалов,результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных и (или) опасных производственныхфакторов, жалоб работников на условия труда;
4) готовит предложения по приведению наименования профессий и должностей работниковорганизации в соответствие с требованиями законодательства, если для этих профессий и должностейпредусмотрено предоставление компенсаций работникам;
присваивает коды производствам, цехам, участкам для проведения автоматизированной обработкирезультатов аттестации рабочих мест по условиям труда. Каждому рабочему месту рекомендуетсяприсваивать свой порядковый номер, в том числе и рабочим местам одного наименования;
составляет и подписывает карты аттестации рабочих мест по условиям труда;
организует ознакомление работников с результатами аттестации рабочих мест по условиям труда;
при наличии на рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов готовитпредложения о внесении изменений и (или) дополнений в трудовой договор об обязательствах работодателяпо обеспечению работника необходимыми средствами индивидуальной защиты, установлениюсоответствующего режима труда и отдыха, а также других установленных законодательством гарантий икомпенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда разрабатывает план мероприятий поулучшению и оздоровлению условий труда в организации, куда включаются, в том числе, мероприятия,требующие значительных материальных затрат. В плане мероприятий по улучшению и оздоровлениюусловий труда в организации указываются источники финансирования мероприятий, сроки их исполнения,исполнители и устраняемые вредные и (или) опасные производственные факторы по конкретным рабочим
местам. План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации подписывается председателем аттестационной комиссии и после согласования с комитетом (комиссией) по охране труда, профсоюзным или иным уполномоченным работниками представительным органом утверждается работодателем и включается в коллективный договор;
10) вносит предложения о готовности к сертификации организации работ по охране труда.
После проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель направляет: перечень рабочих мест, ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации (территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права). Согласно указанному Порядку (п.5) сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.
Ответчиком доказательств проведения аттестации суду не представлены. Аттестация не проведена, не приняты все меры, направленные на соблюдение вышеуказанных нормативно-правовых актов в сфере охраны труда, то есть имеет место бездействие со стороны ответчика, которое нельзя признать законным.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в т.ч., путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии ст. 206 ГПК РФ суд находит возможным определить срок для исполнения обязанности аттестации рабочих мест сроком в 4 месяца, указанный срок суд находит реальным, что признано ответчиком в справке (л.д.4).
В соответствии со ст.ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход местного бюджета, т.е. с ООО «Фабрика Вкучса» подлежит взысканию госпошлина в сумме 4000 руб. (нематериальные требования в соответствии со ст. 333.19 НК РФ).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 235-237 ГПК РФ, суд,-
РЕШИЛ:
Признать незаконным и противоречащим требованиям законодательства об охране труда бездействие ООО «Фабрика Вкуса», выразившееся в не проведении аттестации по условиям труда рабочих мест.
Обязать ООО «Фабрика Вкуса» провести аттестацию по условиям труда рабочих мест в срок четыре месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с ООО «Фабрика Вкуса» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме <данные изъяты> руб.
Заочное решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в 10-дневный срок по истечении 7-дневного срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.
Председательствующий по делу - судья СП. Зотова