об обязывании исплонить обязательство в натуре



Дело № 2-2374/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 июня 2011 года                                                                  г. Новосибирск

Железнодорожный районный суд Новосибирска

в составе:

председательствующего судьи                                                 Кошелевой А.П

при секретаре                                                                              Фомине А.Л.

с участием прокурора Ермилова Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению <адрес> «Центр развития ребёнка – детский сад № 414 «Чебурашка» о возложении обязанности провести аттестацию рабочих мест по условиям труда (третье лицо мэрия <адрес>),

УСТАНОВИЛ:

    <адрес> обратился с иском к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению <адрес> «Центр развития ребёнка – детский сад № 414 «Чебурашка», в котором просит: обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение <адрес> «Центр развития ребёнка – детский сад № 414 «Чебурашка» провести аттестацию по условиям труда следующих рабочих мест: заведующая, старший воспитатель, главный бухгалтер, зам.зав. по хозяйственной работе, воспитатель ясельной группы, младший воспитатель ясельной группы, муз. руководитель ясельной группы, воспитатель общеразвивающей группы, младший воспитатель общеразвивающей группы, муз.руководитель общеразвивающей группы, инструктор по физической культуре общеразвивающей группы, воспитатель логопедической группы, младший воспитатель логопедической группы, муз.руководитель логопедической группы, педагог-психолог логопедической группы, учитель-логопед, инструктор по физической культуре логопедической группы, техник, бухгалтер, ст. медицинская сестра, шеф-повар, повар, столяр-плотник, электромонтер, рабочий по обслуживанию зданий, делопроизводитель, кастелянша-швея, подсобный рабочий кухни, кладовщик, машинист по стирке белья, садовник, уборщик служебных помещений, дворник, сторож, вахтер, грузчик.

В иске указано, что при проверке соблюдения законодательства об охране труда установлено, что в нарушение ст.ст. 209, 212 ТК РФ в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении <адрес> «Центр развития ребёнка – детский сад № 414 «Чебурашка» не проведена аттестация указанных выше рабочих мест.

    В судебном заседании истец поддержал заявленные требования в полном объеме, дал пояснения, аналогичные исковому заявлению, уточнив, что просит предоставить ответчику срок для проведения аттестации – до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель ответчика Кордюкова Е.И. признала исковые требования, дополнительно пояснив, что в настоящее время аттестация начата, заключен договор на оказание услуг по проведению аттестации, штатное расписание не менялось, предложенного прокурором срока для проведения аттестации будет достаточно.

     Представитель третьего лица – мэрии <адрес> в суд не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.

Выслушав пояснения истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч. 4. ст. 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

Проведенная прокуратурой проверка показала, что ответчик не обеспечивает безопасных условий труда, нарушает требования статей 212, 216 Трудового кодекса РФ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда.

Согласно ст. 210 Трудового кодекса РФ, обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда.

Круг лиц, в интересах которых обратился прокурор, определить не возможно. В результате текучести кадров и по другим причинам на одном и том же рабочем месте в разное время могут работать разные лица. Кроме того, аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте. Такая аттестация проводится по условиям труда, это мероприятие призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников. То есть прокурор правомерно обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст.6 ТК РФ к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих, в том числе систему и порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

Согласно ст.ст. 209,212 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Согласно ст. 216 ТК РФ, государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий. В целях государственного управления охраной труда Правительство Российской Федерации, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливают порядок осуществления государственной экспертизы условий труда, порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядок подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

    ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА (далее Порядок) утвержден приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 569. Он регулирует вопросы деятельности работодателей - юридических лиц по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда. Организация, привлекаемая для аттестации рабочих мест по условиям труда, проводит работу в соответствии с указанным Порядком.

В соответствии с указанным Порядком, аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

Таким образом, целями проведения данной аттестации являются осуществление оздоровительных мероприятий, ознакомление работающих с условиями труда, сертификация производственных объектов, а также подтверждение или отмена предоставления компенсаций и льгот работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда.

Для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации издается приказ, в соответствии с которым создается аттестационная комиссия, определяется ее состав и, при необходимости, состав аттестационных комиссий в структурных подразделениях организации, утверждается председатель аттестационной комиссии, а также определяются сроки и графики проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда.

Согласно указанному Порядку (п.5), сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.

Как следует из главы 7 п.п.45, 46 названного выше Порядка завершение аттестации происходит путем оформления пакета документов, содержащего:

1) приказ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и привлечении к этой работе Аттестующей организации (при необходимости);

2) перечень рабочих мест организации, подлежащих аттестации рабочих мест по условиям труда, с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых факторов условий труда согласно приложению N 1 к Порядку;

3) копии документов на право проведения измерений и оценок условий труда Аттестующей организацией (в случае ее привлечения);

4) карты аттестации рабочих мест по условиям труда согласно приложению N 2 к Порядку с протоколами измерений и оценок условий труда;

5) ведомости рабочих мест (РМ) подразделений и результатов их аттестации рабочих мест по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда согласно приложениям N 6 и 7 к Порядку;

6) план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации согласно приложению N 8 к Порядку;

7) протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда согласно приложению N 9 к Порядку;

8) приказ о завершении аттестации рабочих мест и утверждении ее результатов.

После проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель направляет: перечень рабочих мест (приложение N 1), ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации по условиям труда (приложение N 6) и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда (приложение N 7), включая информацию согласно приложению N 10 к настоящему Порядку, в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации (территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права).

При этом суд учитывает, что до ДД.ММ.ГГГГ основным нормативно-правовым актом, устанавливающим порядок проведения аттестации, являлось Постановление Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 12. В нем (п. 1.5) так же было установлено, что сроки проведения аттестации устанавливаются организацией исходя из изменения условий и характера труда, но не реже одного раза в 5 лет с момента проведения последних измерений.

Штатным расписанием подтвержден факт наличия в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении <адрес> «Центр развития ребёнка – детский сад № 414 «Чебурашка» указанных в иске рабочих мест.

Из представленных ответчиком документов следует, что работы по проведению аттестации начаты, однако аттестация в установленном законом порядке не завершена. Срок, предложенный истцом для проведения ответчиком аттестации, суд полагает разумным и достаточным для завершения работ по аттестации.

Таким образом, прокурор, в соответствие со ст. 45 ГПК, РФ обоснованно предъявил иск в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, верно избрав способ защиты нарушенных прав, предусмотренный ст. 12 ГК РФ.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение <адрес> «Центр развития ребёнка – детский сад № 414 «Чебурашка» в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести аттестацию по условиям труда рабочих мест: заведующая, старший воспитатель, главный бухгалтер, зам.зав. по хозяйственной работе, воспитатель ясельной группы, младший воспитатель ясельной группы, муз. руководитель ясельной группы, воспитатель общеразвивающей группы, младший воспитатель общеразвивающей группы, муз.руководитель общеразвивающей группы, инструктор по физической культуре общеразвивающей группы, воспитатель логопедической группы, младший воспитатель логопедической группы, муз.руководитель логопедической группы, педагог-психолог логопедической группы, учитель-логопед, инструктор по физической культуре логопедической группы, техник, бухгалтер, ст. медицинская сестра, шеф-повар, повар, столяр-плотник, электромонтер, рабочий по обслуживанию зданий, делопроизводитель, кастелянша-швея, подсобный рабочий кухни, кладовщик, машинист по стирке белья, садовник, уборщик служебных помещений, дворник, сторож, вахтер, грузчик.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме, в Новосибирский областной суд с подачей жалобы через Железнодорожный районный суд <адрес>.

Судья/подпись/                    Кошелева А.П.

Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

КОПИЯ ВЕРНА: Судья

        Секретарь