Дело № 2-2628/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 августа 2011 года г. Новосибирск
Железнодорожный районный суд г. Новосибирска
в с о с т а в е:
председательствующего судьи О.В. Пуляевой.
при секретаре А.Л. Фомине,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хрипловича В.И. к ОАО АКБ «Росбанк», третье лицо Хриплович Т.В. о признании незаключенным договора о предоставлении кредита физическому лицу,
У С Т А Н О В И Л:
Хриплович В.И. обратился в суд с иском к ОАО АКБ «Росбанк» о признании договора о предоставлении кредита физическому лицу №221424 от 29.10.2007г. между ЗАО КАБ «БСЖВ» и Хрипловичем В.И. незаключенным.
В обоснование иска указал, что он выступил заемщиком по договору о предоставлении кредита физическому лицу №221424 от 29.10.2007г. подписанному между ним и КАБ «БСЖВ» (ЗАО). Истец считает данный договор незаключенным по следующим основаниям. Согласно договора о предоставлении кредита физическому лицу №221424 от 29.10.2007г. ЗАО КАБ «БСЖВ» обратилось с иском к истцу в Октябрьский районный суд г.Новосибирска и представило свою копию договора о предоставлении кредита физическому лицу № 221424 от 29.10.2007г. На стр. 8 экземпляра банка в графе «эффективная ставка» была осуществлена дописка о размере ставки в 12,39 %. В экземпляре истца такой ставки нет и он, подписывая договор, исходил из процентной ставки в 10,25% указанной в его экземпляре договора. Условие об эффективной процентной ставке является существенным, т.к. банк в своем экземпляре договора сделал дописку указав ставку в размере 12,39% (что существенно отличается от ставки, указанной в экземпляре договора истца – 10,25%) стороны не согласовали существенное условие договора кредита – размер эффективной ставки. Кроме того, условие о сроке возврата кредита является существенным для кредитного договора. На стр.8 договора о предоставлении кредита физическому лицу №221424 от 29.10.2007г. содержатся взаимоисключающие графы – срок кредита, указанный в месяцах – 120 месяцев и графы «дата окончательного погашения» и «дата первого погашения аннуитентного платежа», которые не заполнены. Следовательно, стороны сделали заявление о существенности условий, о датах погашения кредита, но не согласовали их. Исходя из изложенного, стороны договора о предоставлении кредита физическому лицу №221424 от 29.10.2007г. не согласовали два существенных условия – срок возврата кредита и размер процентной ставки по кредиту.
О нарушении своих прав истец узнал в августе 2010г., т.к. 05.07.2010г. ЗАО КАБ «БСЖВ» обратилось с иском к истцу в Октябрьский районный суд г.Новосибирска и представило свою копию договора о предоставлении кредита физическому лицу №221424 от 29.10.2007г., содержащую дописки. Истец считает, что на требование о признании договора незаключенным распространяется общий срок исковой давности в 3 года. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Об отсутствии согласования существенных условий истец узнал лишь при обращении ЗАО КАБ «БСЖВ» в суд с передачей копии договора, содержащей подписки.
Истец в судебное заседание не явился. Представитель истца по доверенности Преснецов Д.В. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности Каткова Н.Е. исковые требования не признала, представив письменные возражения на иск.
Суд, выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, находит исковые требования Хрипловича В.И. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что истец является заемщиком по договору о предоставлении кредита физическому лицу №221424 от 29.10.2007г., заключенному с правопредшественником ответчика - КАБ «БСЖВ» (ЗАО).
Как следует из иска ЗАО КАБ «БСЖВ» обратилось с иском к истцу в Октябрьский районный суд г.Новосибирска и представило свою копию договора о предоставлении кредита физическому лицу № 221424 от 29.10.2007г. На стр. 8 экземпляра банка в графе «эффективная ставка» была осуществлена дописка о размере ставки в 12,39 %. В экземпляре истца такой ставки нет и он, подписывая договор, исходил из процентной ставки в 10,25% указанной в его экземпляре договора.
По мнению истца условие об эффективной процентной ставке является существенным, а следовательно, с учетом дописки на экземпляре банка, стороны не согласовали существенное условие договора кредита – размер эффективной ставки. Кроме того, истец считает, на стр.8 договора о предоставлении кредита физическому лицу №221424 от 29.10.2007г. содержатся взаимоисключающие графы – срок кредита, указанный в месяцах – 120 месяцев и графы «дата окончательного погашения» и «дата первого погашения аннуитентного платежа», которые не заполнены. Следовательно, по мнению истца стороны сделали заявление о существенности условий, о датах погашения кредита, но не согласовали их, то есть, стороны договора о предоставлении кредита физическому лицу №221424 от 29.10.2007г. не согласовали два существенных условия – срок возврата кредита и размер процентной ставки по кредиту.
Истец ссылается на Указание ЦБ РФ № 254-П от 26.03.2006, обосновывая необходимость раскрывать реальную ставку кредита, делает вывод о том, что данное условие является существенным.
В соответствии со ст.432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Исходя из положений ст.819 ГК РФ необходимыми, существенными условиями кредитного договора являются условия, выражающие природу договора - размер и условия выдачи кредита, срок, на который он предоставляется.
Вышеуказанное письмо ЦБ РФ законом не является, а следовательно доводы истца нельзя признать обоснованными.
Суд так же не может согласиться с доводами об отсутствии соглашения по сроку договора, поскольку п.12 договора (л.д.15) предусмотрен срок кредита 120 месяцев с даты выдачи кредита. При этом, согласно ст. 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Таким образом, исследовав договор, заключенный между сторонами, суд приходит к выводу о том, что все существенные условия были согласованы.
Отсутствие в договоре (л.д.15) сведений после слов «Дата окончательного гашения», «Эффективная ставка» не свидетельствует о наличии заявления о существенности данных условий и отсутствия согласованности по ним.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 235, 237 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Хрипловича В.И. о признании договора о предоставлении кредита физическому лицу № 221424 от 29.10.2007 г. незаключенным отказать.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд, через суд, вынесший решение, в течение десяти дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья - подпись
КОПИЯ ВЕРНА: Судья-