о признании права собственности на индивидуальный жилой дом



Дело № 2-1293/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 сентября 2011 года                            г. Новосибирск

    Железнодорожный районный суд г. Новосибирска в составе:

председательствующего судьи                Пуляевой О.В.

при секретаре                        Кореньковой Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Игнатьева Е.Г. к Мэрии г.Новосибирска, третье лицо Управление Росреестра по НСО о признании права собственности на индивидуальный жилой дом,

установил:

    Игнатьев Е.Г. обратился в суд с иском к Мэрии г.Новосибирска, в котором просил признать за ним право собственности на объект индивидуального домовладения – частный жилой дом, общей площадью 35,7 кв.м., расположенный в <адрес>, в границах земельного участка площадью 250 кв.м.

               В обоснование иска истец указал, что в 1907 году на земельном участке площадью 250 кв.м., родственниками истца и родителями истца был построен индивидуальный жилой дом, который расположен в городе Новосибирске по адресу: <адрес>. истец открыто и добросовестно владеет данным жилым домом и земельным участком по вышеуказанному адресу с 1984г. При этом, все необходимые платежи в бюджет и внебюджетные фонды в срок и в полном объеме. Регулярно производил капитальный и текущий ремонт данного дома без переустройства или перепланировки. Срок владения указанным жилым домом на момент подачи искового заявления составляет 27 лет. Иного жилого помещения у истца нет, возможности приобретения в собственность иного жилья у него отсутствуют. Указанный жилой дом имеет: Технический паспорт домовладения, составленный НФ ФГУП «Ростехинвентаризация» по состоянию на 30.12.2009г., Заключение технической экспертизы, составленное специализированной организацией ЗАО «ТЭЗИС» по состоянию на 28.05.2008г. за № 291-2008. Земельный участок, на котором расположен частный дом истца прошел процедуру землеустроительного дела и первичного учета, что подтверждается топографической основой в масштабе 1:500 от 16.10.2008г. 12.07.2010г. и 27.08.2010г. истец обращался в адрес Администрации Железнодорожного района г.Новосибирска с заявлениями «о согласовании акта на ввод в эксплуатацию индивидуального жилого дома и выдаче приказа на ввод его индивидуального жилого дома в эксплуатацию», «о согласовании акта о текущем состоянии самовольно возведенной постройки», на что получил письменный ответ от 09.08.2010 и 29.09.2010 о том, что истцу необходимо обратиться в суд. В отсутствие зарегистрированного права на объект недвижимости – индивидуальный жилой дом, истец не имеет возможности получить в собственность земельный участок на котором расположен жилой дом, а без регистрации права собственности на жилой дом не может оформить в собственность земельный участок по адресу: <адрес>, наличие которого, в свою очередь, является необходимым условием узаконивания самовольной постройки. Истец указывает на то, что уже длительный период времени он проживает в данном доме, добросовестно, разумно и открыто пользуясь им, своевременно осуществляя текущий капитальный ремонт дома и содержит его в надлежащем порядке. Дом электрофицирован и за потребляемую электроэнергию истец осуществляет регулярную оплату в установленном порядке, задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды не имеет. С момента возведения дома и по настоящее время, органы государственной власти, органы местного самоуправления в лице Администрации Железнодорожного района г.Новосибирска и Мэрии г.Новосибирска ни разу не ставили вопрос о сносе домовладения истца. Иного жилья, как в городе Новосибирске, так и другом месте истец не имеет, проживать ему больше негде.

            В судебное заседание истец не явился, его представитель по доверенности Тимофеев Д.В. исковые требования поддержал в полном объеме.

            Представитель ответчика, третьего лица в судебное заседание не явились.

    Суд, выслушав пояснения представителя истца, показания свидетеля, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

        В соответствии со ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

                   Ст. 36 Земельного кодекса РФ устанавливает, что земельный участок может быть предоставлен только собственнику здания, строения, сооружения, расположенного на данном земельном участке.

                  Как установлено в судебном заседании, мать истца – Игнатьева Т.В. по простой письменной расписке от 14.05.1984 г. приобрела у Лисова Д.Г. (л.д.62) дом по <адрес>, построенный в 1907 году (ранее <адрес> – л.д.44, 57). С указанного времени Игнатьева Т.В. вместе с истцом владели домом (справка л.д.61, показания свидетеля Игнатьевой Т.В. – протокол судебного заседания от 26.09.2011).

        Как следует из отзыва ответчика (л.д.37) спорный объект возведен без разрешения. На земельном участке, не предоставленном для его строительства. Он расположен в «Зоне застройки средне-и многоэтажными жилыми домами, в которой условно разрешено возводить индивидуальные жилые дома.

           Согласно Инструкции «О порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР», утвержденной Народным комиссариатом коммунального хозяйства РСФСР 25.12.1945 года на бюро инвентаризации жилищно-коммунальных органов исполнительных комитетов возложена обязанность по ведению установленных форм реестров и регистрацию строений, в т.ч. строений отдельных граждан на праве личной собственности или праве застройки (п.1 п.п. «г»); для составления реестров и регистрации строений за владельцами бюро инвентаризации обязаны выявлять самовольно возведенные строения для принятия в отношении последних мер, установленных Постановлением РСФСР от 22 мая 1940 г. № 390, и к регистрации их в соответствии с решением местных Советов по данному строению ( п.7 п.п. «д»).

            Решением № 802 от 24 ноября 1949 г. Исполнительного комитета Кагановического (Железнодорожного) районного Совета депутатов трудящихся принято решение об утверждении списков по правовой регистрации домовладений частно-владельческого, ведомственного фонда <адрес> и списка неплановых строений. В указанном списке в числе других значится дом по <адрес> владельцем Самойлов К.Т. ( л.д.55).

            В материалах дела отсутствуют доказательства проведения правовой регистрации указанного домовладения в БТИ его владельцами и выдачи им регистрационного удостоверения.

            Согласно п.2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании сделок, в т.ч. договора купли-продажи.

            В соответствии со ст. 234 ГК РФ лицо-гражданин или юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение 15 лет… приобретает право собственности на это имущество.

            Таким образом, является доказанным и установленным факт добросовестного, непрерывного, открытого владения истцом с 1984 г. указанным земельным участком, на котором возведен жилой дом, с учетом отсутствия претензий к нему от каких-либо иных лиц или со стороны ответчика и отсутствия требований о сносе указанного дома и истребования земельного участка, который используется для эксплуатации данного дома, а также наличия вышеуказанного решения о правовой регистрации указанного строения на момент владения им истицей, позволяет суду сделать вывод о том, что указанными действиями (бездействием)-не принятием действий по сносу дома и истребовании земельного участка, который используется для эксплуатации указанного дома фактически признается право за истцом на владение спорным домом и безвозмездное добросовестное пользование земельным участком под ним для эксплуатации дома, являющегося единственным жилищем истца. Указанное подтверждается письмом Мэрии на имя истца о том, что при подтверждении права собственности на жилое помещение, земельный участок будет предоставлен в порядке ст. 36 ЗК РФ (л.д.22-23).

       С учетом ст.ст. 40,46 Конституции РФ (каждый имеет право на жилище; никто не может быть произвольно лишен жилища; каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод), а также анализа имеющихся в деле доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что домовладение по Сургутская,46 <адрес> является самовольно возведенным, в отношении которого в установленном законом порядке (на 1949 г.) вынесено решение о его правовой регистрации, при этом суд считает, что отсутствие самой правовой регистрации домовладения на основании указанного постановления, влекущей выдачу соответствующего удостоверения домовладельцу (собственнику), не влияет на права истца.

          Суд считает, что исходя из положений вышеуказанной Инструкции «О порядке регистрации строений…», выдаваемые коммунальными органами (БТИ) удостоверения, должны рассматриваться как акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшем в месте и в момент их издания, при условии, что основаниями выдачи таких удостоверений являлись, исключительно, решения исполкомов соответствующих Советов депутатов трудящихся, т.е. у прежних владельцев указанного домовладения имелось основание (решение исполкома) для получения указанного удостоверения, подтверждающего его права на спорное домовладение. В процессе судебного разбирательства не установлены причины отсутствия указанного удостоверения-правоподтверждающего документа, в настоящее время существует иной порядок регистрации права собственности на недвижимое имущество, установленный ФЗ № 122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в соответствии со ст. 17 которого одним из оснований для государственной регистрации права является вступившие в законную силу судебные акты.

           Согласно сведений НФ ФГУП «Ростехинвентаризация» по НСО, на 30.12.2009 недвижимое имущество по адресу г. Новосибирск, Сургутская. 46 состоит из: основных строений-индивидуального жилого дома (литера А), пристроя (литера Б). Жилой дом включает в себя: кухню 8 кв.м., жилую комнату 6,9 кв.м., 15,9 кв.м. и 4,9 кв.м. (л.д.17).

        Заключением ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в НСО» (л.д.63) подтверждается, что размещение указанного дома соответствует требованиям СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и сооружениям».

          Техническим заключением ООО «Тэзис» (л.д.7) подтверждается, что техническое состояние несущих и ограждающих строительных конструкций указанного жилого дома, по результатам проведенного обследования оценивается как работоспособное.

    Как следует из заключения МЧС (л.д.64) от 14.09.2011 дом по <адрес> соответствует обязательным требованиям пожарной безопасности.

         В процессе судебного разбирательства не установлено лиц, имеющих права и притязания на указанный объект недвижимости.

         Способ защиты права, избранный истцом, не противоречит ст. 12 ГК РФ.

          На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

    Р Е Ш И Л:

              Признать за Игнатьевым Е.Г. право собственности на жилой дом по адресу <адрес>, общей площадью 35,7 кв.м., жилой площадью 27,7 кв.м., вспомогательной площадью 8,0 кв.м., согласно экспликации к поэтажному плану ФГУП Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ по состоянию на 30.12.2009 г.

           Решение может быть обжаловано сторонами в 10-дневный срок со дня составления мотивированного решения в Новосибирский областной суд путем подачи кассационной жалобы в суд, вынесшей решение.

    Судья